Этапы работы над научно-исследовательской работой (НПК)
Этапы работы над научно-исследовательской работой (НПК)
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одарённости.
В 1 классе бОльшая часть исследовательской работы ложится на плечи родителей. Но провести такую работу нужно и важно для первоклассника. Во-первых, ученику дается возможность рассказать своим одноклассникам о том, что знает только он; во-вторых, это приобретение опыта выступления перед аудиторией; в-третьих, есть шанс выступить на более крупных мероприятиях (городских НПК, краевых НПК) со своей работой и положить в своё портфолио несколько дополнительных баллов.
С чего начать работу над НПК ?
Далее последовательно представлены этапы работы по выполнению исследовательской работы. Изучив их, Вы легко сможете помочь своему ребенку. Все возникающие по ходу подготовки НПК вопросы можно задать учителю и даже сдать на корректировку печатный вариант работы.
Этапы выполнения исследовательской работы
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем или родителями план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай обоснование выполненной работе;
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Методы исследования
Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы.
Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.
В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
— методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
— желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.
На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.
Виды методов исследования:
- наблюдение
- интервью
- анкетирование
- опрос
- собеседование
- тестирование
- фотографирование
- подсчет
- измерение
- сравнение
Методы экспериментально-теоретического уровня:
- эксперимент
- лабораторный опыт
- анализ
- моделирование
- изучение и обобщение и др.
Темы исследовательских работ младших школьников выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей.
Список примерных тем для выбора
(лучше, если тема «родится» самостоятельно)
Я и моя семья
Темы исследовательских работ и проектов младших школьников о семье:
Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи
Наш дом. Наш двор
Окружающий мир
Деревья и кустарники
А у нас ананас!
«Белая береза под моим окном…»
Кто красит листья в зеленый цвет?
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин
Новогодняя красавица
Отчего осенью листья меняют цвет?
О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
Полезные свойства калины
Почему в яблоке не прорастают семена?
Путешествие косточки
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Почему у елки колкие иголки?
Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Этот мексиканский незнакомец – авокадо
Янтарь — волшебные слезы деревьев
Я садовником родился
Основы географии
Достопримечательности нашего города
Есть ли в воздухе вода?
Как рождается снежинка
Кто предскажет нам погоду?
Маршрут поиска капитана Гранта (по книге Ж.Верна «Дети капитана Гранта»)
От кого река бежит?
Откуда пришёл к нам чай?
Почему вода на Земле не иссякает
Почему вулкан назван вулканом и отчего он «огнём дышит?»
Почему морская вода соленая?
Почему появляются водопады?
Снежные исследования
Экология
Были о пыли
Бездомные животные — проблема каждого из нас
Как спасти нашу реку?
Какую воду мы пьём
Каким воздухом мы дышим
Как мультфильмы влияют на психику ребенка
Охранять природу — значит охранять мир
Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
Экология нашего водоёма
Экопродукты моего огорода
Математика
Время, возраст, календарь
Время. Измерение времени. Часы
Единицы измерения длины в разных странах и в разное время
Искусство отгадывать числа
Как быстро выучить таблицу умножения
Магическая цифра 7
Магия чисел 3, 11, 13
Математика в жизни кошки
Математика в моей семье
Математические раскраски для 1-го класса
Топология глазами ученика начальной школы
Увлекательные взвешивания
Умеют ли животные считать?
Цифры-лидеры в номерах телефонов моего класса
Часы и время
Хобби, увлечения
Для почемучек
А прочно ли куриное яйцо?
О некоторых способах выжить в природе
О чем рассказывают следы на снегу
Откуда в хлебе столько дырочек
Польза бумаги
Почему вода в небольших водоемах зеленая?
Почему высохла лужа
Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему скисает молоко?
Почему стреляет попкорн?
Почему сугроб полосатый?
Почему хлеб бывает чёрный и белый?
Почему чай заваривают в горячей воде?
Хлеб всему голова!
Что такое микроскоп?
Что такое эксперимент?
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чудесные превращения, или Что такое сыр?
Желаем удачи в исследовательской работе!
Этапы работы над научно-исследовательской работой (НПК)
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одарённости.
В 1 классе бОльшая часть исследовательской работы ложится на плечи родителей. Но провести такую работу нужно и важно для первоклассника. Во-первых, ученику дается возможность рассказать своим одноклассникам о том, что знает только он; во-вторых, это приобретение опыта выступления перед аудиторией; в-третьих, есть шанс выступить на более крупных мероприятиях (городских НПК, краевых НПК) со своей работой и положить в своё портфолио несколько дополнительных баллов.