Блок материала для самоконтроля
ответы к заданиям:
I. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИИ
Основные понятия психодиагностики
Заполните пробелы:
1. здоровых.
2. дифференциальная психология.
3. свойств.
4. дифференциальная психология.
5. количественно.
6. качественным.
Выберите правильный ответ:
1. а), б).
2. а), в).
3. а), б).
4. а), б).
5. а), б), в).
II. ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
Социальная перцепция: принципы восприятия человеком себя и других в процессе общения
Заполните пробелы:
1. социально-психологическое
2. индивидуальные.
3. каналы общения.
4. установок.
5. приписывание.
Выберите правильный ответ:
1. а).
2. а), б), в).
3. б).
4. а), б), в).
5. б).
Восприятие психологических качеств человека по его внешности и поведению: личный имидж
Заполните пробелы:
1. эмоциональный, стереотипа.
2. личную, профессиональную.
3. самосовершенствование.
4. среды.
5. признание, оценочное.
6. повторения.
7. наращивания.
8. блокировка.
9. двойного вызова.
Выберите правильный ответ:
1. а), б), в).
2. а), б), в).
3. а), б).
4. а), б), в).
5. б), в).
Влияние стиля одежды на восприятие человека
Заполните пробелы:
1. минут.
2. привлечение.
3. фасцинации, аттракции.
4. внутренними.
5. безличное обращение.
6. внешнего, внутренний.
7. признание.
8. антикомплимента.
9. статусным положением.
10. устойчивы.
Выберите правильный ответ:
1. б).
2. 2), в).
3. в).
4. а).
5. б).
Конституция человека и его психологические особенности. Соматотип и психотип
Заполните пробелы:
1. У. Шелдоном.
2. врожденным.
3. психологических.
4. внутренние органы.
5. мышечной.
6. нервной системы, мозга.
Найдите соответствие:
1. 3, 6, 12, 13, 15.
2. 4, 5, 8, 10, 11.
3. 1, 2, 7, 9, 14.
III. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЭКСПРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ
О потребителе и его потребностях
Заполните пробелы:
1. поведения.
2. управлять.
3. социально-демографическими.
4. социальное представление.
5. принадлежность.
6. самовыражения.
7. приоритетных.
Выберите правильный ответ:
1. а), в).
2. а), б), в).
3. а), б).
4. а), б).
5. а), б), в).
Общие принципы анализа невербального поведения
Выберите правильный ответ:
1. а), б).
2. а), б), в).
3. в).
4. б).
5. а), б).
IV. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКА СЕРВИСА
Психодиагностика в оценке персонала. Понятие о профессионально важных качествах работника сервиса
Выберите правильный ответ:
1. а), б), в).
2. а), б), г).
3. а), в).
4. а).
5. б), в).
6. а), б), в).
V. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Измерение интеллекта
Заполните пробелы:
1. принимать решения.
2. результат.
3. стандартизации.
4. коэффициент.
5. когнитивному.
6. принятие решения и регуляция поведения.
7. по-разному думать об одном и том же.
8. равноценности.
Выберите правильный ответ:
1. а), в).
2. а).
3. в).
4. а), б).
5. а), в).
6. б), в).
7. а).
8. б).
9. а), б).
10. б), в).
11. а).
12. а).
13. а), б), в).
14. а), б).
Терминологический словарь
Артистический тип личности – в структуре интеллекта преобладают вербальные способности; хорошо развиты восприятие и моторика; в отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию; характеризуется независимостью в принятии решений, гибкостью, оригинальностью мышления, избегает правил и традиций.
Аттракция – это привлечение, притяжение; характеризуется визуально фиксированным эмоциональным отношением человека к кому-либо в виде проявления симпатии или готовности к общению (улыбка, радостные восклицания, смех, слезы, стремительные движения навстречу и т.д.). Это состояние вызывается не внешними, а внутренними причинами.
Валидность теста– это информативность теста, его адекватность поставленной задаче и пригодность для измерения того, что он по замыслу должен измерять.
Вербальное средство общения – это речевое средство общения (значение, смысл слов, выразительные качества голоса).
Визуальная психодиагностика – выявление особенностей психики человека путем организованного наблюдения за его внешностью и поведением.
Внетестовая психодиагностика– качественное выявление свойства на основе наблюдения за внешностью человека и его поведением в разнообразных, нестандартизированных ситуациях.
Гедонические потребности– продукты как средство предоставления сенсорного удовольствия (нежный вкус, аромат, звучание и т.п.).
Деловое общение - это учитывание особенностей личности, её характера, возраста, настроения. При этом интересы дела всегда выступают на первый план, а на втором остаются возможные личностные расхождения. В деловом общении всегда есть цель; оно направлено на достижение какой-либо предметной договоренности, и эта цель должна быть достигнута.
Деловой взгляд – направлен несколько выше переносицы, на центральную часть лба собеседника, создает серьезную атмосферу, и собеседник чувствует деловой настрой говорящего.
Дифференциальная психология –раздел психологической науки, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.
Имидж – это эмоционально окрашенный стереотипный образ личности, складывающийся в массовом сознании.
Индивид – отдельное живое существо, представитель биологического вида.
Индивидуальность – личность в её своеобразии.
Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Интеллектуальный тип личности–структура интеллекта личности характеризуется гармоничностью; ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач; выбирает научные профессии; в деятельности не настроен на общение; предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
Интерес – одна из форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности.
Интимный взгляд – направлен ниже уровня рта, от подбородка до уровня узла галстука.
Интровертированность – тип личности, проявляющийся в замкнутости, необщительности, отсутствии интереса к окружающим, склонности к углубленному самоанализу.
Канал общения – путь передачи – принятия информации при общении людей.
Когнитивные потребности– продукт может выступать средством удовлетворения потребности в знании (книги, телевидение, газеты и журналы, кино, интернет и другие средства передачи информации).
Конвенциальный тип личности - преобладают невербальные (особенно счетные) способности; отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам; подход к проблемам носит стереотипный характер; характеризуется консерватизмом подчиненностью, зависимостью.
Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
Манера общения – индивидуально-типологические особенности личности, проявляющиеся в манере говорить, дистанции общения, поведении при общении.
Манипулятивное общение –это общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника.
Мезоморфный соматотип - формируется при ведущем развитии мышечной системы, человек обладает стройной, мускулистой фигурой.
Меланхолик –тип темперамента, характеризующийся лёгкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события.
Микродвижения тела – единый комплекс, с помощью которого люди посылают сообщения о себе.
Мимика – это движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека.
Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Наблюдение –метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.
Надежностьтеста – это постоянство, устойчивость его результатов при повторном тестировании, свобода от случайных погрешностей.
Невербальное средство общения – это неречевое средство общения (мимика, жесты, прикосновения).
Невербальные реакции – неосознаваемые мимические и телесные движения и изменения голоса.
Общение – это самостоятельная особая форма активности субъекта, которая формирует отношения между людьми, способствует обмену представлениями, образами, идеями в процессе общения.
Оценка ситуации – субъективный образ объективной ситуации, на котором основывается поведение человека.
Подвижность мимики–сила и скорость движений мимических мышц, позволяющая судить о наличии быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, об активном восприятии происходящего.
Потребность–внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость организма от конкретных условий существования.
Предприимчивый тип личности - в структуре интеллекта преобладают вербальные способности; выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм; характеризуется стремлением к лидерству, потребностью в признании, предприимчивостью, некоторой агрессивностью.
Приемы манипулирования –система утверждений, основывающихся на нарушениях законов логики или, наоборот, на их использовании в целях манипуляции недостаточно осведомленным или неполноценным оппонентом.
Проницательность – качество личности, зависящее от умения наблюдать, многое замечать, угадывать, а самое главное – предвидеть.
Психодиагностика – область психологической науки и практики, посвященная разработке и использованию психологических особенностей человека (прежде всего черт личности и эмоциональных состояний).
Психологическая защита – сознательные или бессознательные попытки не только как можно лучше выглядеть, но и скрыть свои индивидуальные особенности, которые могут осуждаться окружающими.
Психологический тип личности (Дж. Холланд) – характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д., в связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Психологическое давление – психологический прием, имеющий кратковременный успех, основывающийся на раздражении оппонента, его невнимательности, использовании чувства стыда, унижении личных качеств, лести, игре на самолюбии и других особенностях психики человека.
Психотехнология – наука о практическом использовании психологических техник управления людьми.
Психотип- комплекс психологических особенностей, соответствующий соматипу (Шелдон).
Реалистичный тип личности - «мужской» тип, у которого хорошо развиты невербальные способности, моторные навыки, пространственное воображение (в частности, чтение чертежей); обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее, предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием; выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости; отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п.
Самопрезентация – использование специальных приемов с целью сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и «закамуфлировать» недостатки.
Сангвиник -тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью.
Символические потребности– продукты выражают представление владельца о себе, совокупность его ценностных представлений.
Социальная перцепция – раздел психологической науки, изучающий особенности восприятия человеком человека.
Социальные потребности– совокупность предметов, выражающих принадлежность к социальной группе, классу, позволяют выделить статус потребителя и его социальные связи.
Социальный взгляд – направлен на центральную область лица (от глаз до подбородка) и задает атмосферу социального общения.
Социальный тип личности – в структуре интеллекта личности выражены вербальные способности; отличается выраженными социальными умениями, в том числе общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах; независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам; эмоционален и чувствителен; склонен организовывать работу сотрудников и сам работать с клиентами, вести переговоры, организовывать рекламные кампании и т.п.
Способности – индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и степень легкости овладения ею.
Стандартностьтеста– точные, строго выверенные процедуры проведения теста, правила интерпретации результатов, учитывающие нормы поведения, присущие в данной культуре людям данного возраста и пола.
Стиль мышления– открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей.
Стиль общения – индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми, основывающиеся на нравственно-этических установках и оценках социально-этических установок общества.
Стиль одежды – материальное отражение эталонов-стереотипов, которых придерживается человек.
Темперамент –совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения.
Тест –краткое стандартизированное психологическое испытание, проводимое с целью определения индивидуальных особенностей и уровня развития личности.
Тестирование – процедура проведения теста.
Фасцинация – это очарование, обаяние; характеризуется словесным воздействием, интонацией, мимикой, манерами (говорить, двигаться и т.д.), при которых достигается минимальная потеря информации для партнеров по общению, их доброжелательное расположение.
Физиологические потребности– связанные с поддержанием жизни организма, имеющие сугубо утилитарное значение: в чистом воздухе, в воде, в еде, крови, тепле и т.д.
Флегматик –тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний.
Характер –индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Холерик –тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности.
Эксперимент –метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого процесса или качества личности.
Экстраверстированность – характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.
Эктоморфный соматотип - формируется при ведущем развитии нервной системы и мозга, тело тонкое, хрупкое с длинными конечностями, плоской грудной клеткой.
Эмоции – процесс, при котором переживания отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций, влияющих на жизнедеятельность человека.
Эмпирические потребности– продукт способен удовлетворять различные чувства потребителя (азарт, удовольствие от посещения кино, концерта, выставки, театра, музея и т.п.).
Эндоморфный соматотип - наибольшее развитие получают внутренние органы, внешне тело рыхлое, с относительно слабой мускулатурой и избытком жировой ткани, осанка и движения, как правило, расслабленные.