Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка

Инструкция: «Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, соответствующий вашему поведению».

Текст опросника:

1. Бывает ли вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?

1) никогда;

2) иногда;

3) почти всегда.

2. У вас такая работа, которая «взбадривает» (стимулирует)?

1) меньше, чем работа большинства людей;

2) примерно такая же, как работа большинства людей;

3) больше, чем работа большинства людей.

3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:

1) делами, требующими решения;

2) обыденными делами;

3) делами, которые вам скучны.

4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто вам приходится сталкиваться с такими событиями?

1) несколько раз в день;

2) несколько раз в неделю;

3) примерно раз в неделю;

4) раз в неделю;

5) раз в месяц или реже;

5. В случае, если вас что-то гнетет, давит или люди требуют слишком много от вас, вы:

1) теряете аппетит и/или меньше едите;

2) едите чаще и/или больше обычного;

3) не замечаете существенных изменений в обычном аппетите.

6. В случае, если вас что-то гнетет, давит или у вас неотложные заботы, вы:

1) немедленно принимаете соответствующие меры;

2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.

7. Как быстро вы обычно едите?

1) я обычно заканчиваю есть, раньше других;

2) я ем немного быстрее других;

3) я ем с такой скоростью, как и большинство людей;

4) я ем медленнее, чем большинство людей.

8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что вы едите чересчур быстро?

1) да, часто;

2) да, раз или два;

3) нет, мне никто никогда этого не говорил.

9. Как часто вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?

1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;

2) я делаю это только того, когда не хватает времени;

3) я делаю это редко или никогда не делаю;

10. Когда вы слушаете кого-либо и этот человек слишком долго не может закончить мысль, чувствуете ли вы желание поторопить его?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

11. Как часто вы действительно «заканчиваете» мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

12. Как часто ваши близкие или друзья замечают, что вы невнимательны, если вам говорят о чем-либо слишком подробно?

1) раз в неделю или чаще;

2) несколько раз в месяц;

3) почти никогда;

4) никогда.

13. Если вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто вы опаздываете?

1) иногда;

2) редко;

3) почти никогда;

4) я никогда не опаздываю.

14. Бывает ли, что вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?

1) иногда;

2) редко;

3) редко или никогда.

15. Предположим, что вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т.д. и этот человек опаздывает уже на 10 минут, вы:

1) спокойно подождете;

2) будете прохаживаться в ожидании;

3) обычно у вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании.

16. Если вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т.п., то вы:

1) спокойно подождете своей очереди;

2) испытываете нетерпение, но не показываете этого;

3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;

4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потерю времени.

17. Если вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т.п.), то вы:

1) напрягаете все силы для победы;

2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно;

3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно.

18. Представьте, что вы или ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что вы думаете о соревновании в этой работе?

1) предпочитаю избегать этого;

2) принимаю, потому что это неизбежно;

3) получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует.

19. Когда вы были моложе, большинство людей считали, что вы:

1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;

3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);

4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

20. Чем, по вашему мнению вы отличаетесь в настоящее время:

1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;

3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);

4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

21. По мнению ваших родных и друзей вы:

1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;

3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);

4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

22. Как оценивают ваши родные и друзья вашу общую активность:

1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее;

2) средняя; всегда есть какое-то занятие;

3) сверхактивность, бьющая через край энергия.

23. Согласились бы знающие вас люди с тем, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

1) абсолютно да;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

24. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы менее энергичны, чем большинство людей?

1) абсолютно да;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

25. Согласились бы хорошо знающие вас люди с тем, что за короткое время вы способны выполнить большой объем работы?

1) абсолютно да;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

26. Согласились бы хорошо знающие вас люди с тем, что вы легко сердитесь (раздражаетесь)?

1) абсолютно да;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

27. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы живете мирной и спокойной жизнью?

1) абсолютно да;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

28. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы большинство дел делаете в спешке?

1) абсолютно да;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

29. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вас радует соревнование (состязание) и вы очень стараетесь выиграть?

1) абсолютно да;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

30. Какой характер был у вас, когда вы были моложе?

1) вспыльчивый, и с трудом поддающийся контролю;

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю;

3) вполне уравновешенный (не выхожу из себя);

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

31. Каким вы представляете свой характер сегодня?

1) вспыльчивый, и с трудом поддающийся контролю;

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю;

3) вполне уравновешенный (не выхожу из себя);

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

32. Когда вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает вас, что вы обычно чувствуете при этом?

1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;

2) я чувствую легкую досаду;

3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу.

33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно вас разозлили, вы:

1) ответите резко;

2) ответите в спокойной форме;

3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить;

4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.

34. Как часто вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?

1) ежедневно или чаще;

2) еженедельно;

3) ежемесячно или реже.

35. Работа, которую вы должны закончить к определенному сроку, как правило:

1) не вызывает напряжения, потому что привычно однообразна;

2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей.

36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?

1) нет;

2) дан, но только изредка;

3) да, весьма часто.

37. Качество работы, которую вы выполняете, к концу назначенного срока бывает:

1) лучше;

2) обычное;

3) хуже.

38. Бывает ли, что на работе вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое?

1) нет, никогда;

2) да, но не так часто;

3) да, постоянно.

39. Были бы вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в следующем году?

1) да;

2) нет, мне хотелось бы добиться большего;

3) конечно, нет, я делаю все, для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен.

40. Если бы вы могли выбрать, то что бы вы предпочли:

1) прибавку к заработной плате без продвижения в должности;

2) продвижение в должности без существенного повышения заработной платы?

41. К концу отпуска вы:

1) хотите продлить его еще на недельку-другую;

2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе;

3) вам хочется, чтобы отпуск кончился и вы могли вернуться к обычной работе.

42. Бывало ли так, что за последние три года в брали меньше дней отпуска, чем положено?

1) да;

2) нет;

3) нет, никогда.

43. Бывает ли, что во время отпуска вы не можете перестать думать о работе?

1) да;

2) нет;

3) нет, никогда.

44. В последние три года вы получали какое-нибудь поощрение на работе?

1) да;

2) нет;

3) нет, никогда.

45. Как часто вы приносите работу домой?

1) редко или никогда;

2) раз в неделю или реже;

3) почти постоянно.

46. Как часто вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня?

1) на моей работе это невозможно;

2) весьма редко;

3) иногда (реже, чем раз в неделю);

4) часто.

47. Вы обычно остаетесь дома, если у вас озноб или повышена температура?

1) да;

2) нет.

48. Если вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то вы:

1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к вам;

2) продолжаете работать так же активно, несмотря на усталость.

49. Когда другие ожидают от вас вы будете руководить?

1) редко;

2) не чаще, чем от других;

3) чаще, чем от других.

50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?

1) никогда;

2) иногда;

3) часто.

51. Если кто-то поступает в отношении вас нечестно, вы:

1) прямо указываете ему на это;

2) находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств;

3) ничего не говорите об этом.

52. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы прилагаете:

1) гораздо больше усилий;

2) несколько больше усилий;

3) примерно столько же усилий;

4) немного меньше усилий;

5) гораздо меньше усилий.

53. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы чувствуете:

1) гораздо большую ответственность;

2) несколько больше;

3) примерно такую же ответственность;

4) значительно меньшую ответственность.

54. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы чувствуете необходимость торопиться:

1) гораздо больше;

2) несколько больше;

3) столько же;

4) несколько меньше;

5) гораздо меньше.

55. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы:

1) значительно более аккуратны;

2) несколько более аккуратны;

3) примерно в такой же степени аккуратны;

4) несколько менее аккуратны;

5) значительно более аккуратны.

56. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, ваше отношение к ней:

1) гораздо более серьезное;

2) несколько более серьезное;

3) мало отличается от других;

4) несколько менее серьезное;

5) значительно менее серьезное.

57. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 часов назад, сейчас вы работаете в течение недели:

1) больше часов;

2) примерно столько же;

3) меньше, чем раньше.

58. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:

1) меньшей ответственности;

2) столько же ответственности;

3) большей ответственности.

59. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа:

1) более престижна;

2) столь же престижна;

3) менее престижна.

60. Сколько разных работ вы сменяли за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?

1) изменений не было или были однажды;

2) две;

3) три;

4) четыре;

5) пять и более.

61. За последние 10 лет вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?

1) да;

2) нет.

Обработка данных:

В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах.

Таблица

№ вопроса Баллы № вопроса Баллы
13, 7,1 13,7, 1 1, 7, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 7, 13 1, 13 13, 9, 5, 1 1, 7, 13 1, 7, 13 1, 7, 13 1, 7, 13 1, 5, 7, 9 13, 9, 5, 1 1, 7, 13 13, 9, 5, 1 1, 7, 13 13, 7, 1 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 13, 7, 1 1, 5, 9, 13 13, 9, 5, 1 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 13, 9, 5, 1 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 13, 7, 1 1, 5, 9, 13 1, 7, 13 13, 1 13, 7, 1 1, 7, 13 13, 7, 1 13, 7, 1 13, 1 13, 7, 1 1, 7, 13 1, 7, 13 13, 7, 1 13, 7, 1 13, 9, 5, 1 13, 1 13, 1 13, 7, 1 13, 7, 1 1, 7, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 7, 13 13, 7, 1 1, 7, 13 13, 10, 7, 4, 1 1,13

Все полученные баллы суммируются.

Если суммарное количество баллов:

- не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженная поведенческая активность личности типа А;

- 168 – 335 баллов – диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности А (условно А1);

- 336 – 459 – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности АБ;

- 460 – 626 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно Б1);

- 627 баллов и выше – с высокой вероятностью диагностируется выраженная поведенческая активность типа Б.

Интерпретация результатов:

1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью типа А характерны:

- преувеличенная потребность в деятельности – инициативность, сверхвовлеченность в работу, неумение отвлечься от нее, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;

- постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, за новые достижения при постоянной неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели, нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на трудности и «поражение»;

- неумение и нежелание выполнить каждодневную, обстоятельную и однообразную работу;

- неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

- нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;

- энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;

- импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;

- соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;

- стремление к доминированию в коллективе или компаниях;

- возникновение тревоги и беспокойства под влиянием внешних обстоятельств и жизненных трудностей (легкая фрустрируемость).

Как свидетельствует медицинская статистика, люди с типом поведения А имеют повышенный риск сердечнососудистых заболеваний.

2. Для лиц с тенденцией к поведенческой активности типа А1 характерны:

- повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется в известной мере расчетливостью и умением выбрать главное направление деятельности, быстрым принятием решения;

- энергичная, выразительная речь и мимика;

- эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;

- чувствительность к похвале и критике;

- неустойчивость настроения и поведения в стрессовых ситуациях;

- стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности;

- при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но как внешние, так и внутренние проблемы преодолеваются волевым усилием.

3. Для лиц с промежуточным (переходным) типом поведенческой активности АБ характерны:

- активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов;

- умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным опытом;

- умеренно выраженная моторика и речевая экспрессия. Они не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера;

- эмоциональная стабильность и предсказуемость поведения;

- относительная устойчивость к действию факторов, вызывающих стресс;

- хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.

4. Для лиц с определенной тенденцией к поведенческой активности типа Б1 характерны:

- рациональность в выборе режима активности, труда, отдыха и общения;

- способность проявлять высокую активность, но только в случае необходимости (они способны прекратить ее сразу, как только эта необходимость отпала);

- скорее расчетливость, чем азартность.

5. Для лиц с поведенческой активностью типа Б характерны:

- повышенное внимание к собственным интересам в ущерб внешней активности;

- отсутствие инициативности в работе, отношение к ней как к необходимому условию и источнику средств существования;

- отсутствие выраженного стремления к достижениям, простота изменения целей;

- относительная расслабленность, стремление делать все не спеша и обстоятельно, в том числе говорить;

- принятие решения после всестороннего анализа, а не импульсивно; продуманность, аккуратность и тщательность действий;

- отсутствие выраженной эмоциональности, амбициозности, агрессивности, стремление к доминированию;

- повышенное внимание к собственному здоровью, стремление к максимальному удобству и комфорту жизни.

По статистике, среди предпринимателей и работников сервиса больше людей с поведением типов А, А1 и АБ, относительно меньше – Б и Б1. Люди с поведением типов А и А1, как правило, инициаторы новых дел, первопроходцы, руководители инновационных и рискованных проектов. Чем больше поведение человека приближается к типу Б, тем более подходит к ему относительно спокойное, «рутинное» управление сложившимся коллективом, хорошо налаженным делом.

VI. ПСИХОДИАГНОСТИКА

ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Любой человек, а тем более управленец, как молодой, так и опытный, пользующийся заслуженным вниманием, очень болезненно относится к своему авторитету и поэтому стремится избежать таких ситуаций, в которых могут проявиться его слабые стороны. Психологическая диагностика для большинства людей – явление неизведанное и поэтому вызывающее беспокойство и неуверенность в себе, и это не могут компенсировать никакие успехи в управлении. Многие руководители готовы подвергаться испытаниям, касающимся деловых качеств, но не готовы раскрыть свои личностные особенности. Они опасаются, что эта информация станет достоянием других лиц и предметом обсуждения сотрудников и подчиненных, не всегда настроенных благожелательно. Именно поэтому далеко не всегда настроенных благожелательно. Именно поэтому далеко не все соглашаются подвергнуться психологическому тестированию.

Однако не подлежит сомнению, что такие процедуры очень полезны. С помощью методов самодиагностики, которые описаны в данной главе, можно уточнить знания о самом себе, своих психологических особенностях, сильных и слабых сторонах, необходимости самокоррекции и т.п. В частности, знание особенностей своей личности поможет более правильно планировать профессиональную деятельность, найти свое место в рабочее коллективе, а при необходимости – проанализировать причины своих неудач и найти пути их преодоления.

Подчеркнем, что никакая психодиагностика не может дать готовых «рецептов» по решению личных проблем или выбору профессии. Однако четко сформулированное представление о свойствах своей личности и окружающих может принести существенную пользу. К сожалению, у большинства людей в России не было возможности получить базовые представления об «устройстве» личности – как своей собственной, так и других людей. Эта неосведомленность зачастую является причиной возникновения многочисленных проблем (при выборе профессии, при выполнении своих профессиональных обязанностей, внутрисемейных и т.п.), большинство из которых может быть разрешено при наличии элементарного представления об основных психологических характеристиках человека.

Наши рекомендации