Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка
Инструкция: «Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, соответствующий вашему поведению».
Текст опросника:
1. Бывает ли вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?
1) никогда;
2) иногда;
3) почти всегда.
2. У вас такая работа, которая «взбадривает» (стимулирует)?
1) меньше, чем работа большинства людей;
2) примерно такая же, как работа большинства людей;
3) больше, чем работа большинства людей.
3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:
1) делами, требующими решения;
2) обыденными делами;
3) делами, которые вам скучны.
4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто вам приходится сталкиваться с такими событиями?
1) несколько раз в день;
2) несколько раз в неделю;
3) примерно раз в неделю;
4) раз в неделю;
5) раз в месяц или реже;
5. В случае, если вас что-то гнетет, давит или люди требуют слишком много от вас, вы:
1) теряете аппетит и/или меньше едите;
2) едите чаще и/или больше обычного;
3) не замечаете существенных изменений в обычном аппетите.
6. В случае, если вас что-то гнетет, давит или у вас неотложные заботы, вы:
1) немедленно принимаете соответствующие меры;
2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.
7. Как быстро вы обычно едите?
1) я обычно заканчиваю есть, раньше других;
2) я ем немного быстрее других;
3) я ем с такой скоростью, как и большинство людей;
4) я ем медленнее, чем большинство людей.
8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что вы едите чересчур быстро?
1) да, часто;
2) да, раз или два;
3) нет, мне никто никогда этого не говорил.
9. Как часто вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?
1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;
2) я делаю это только того, когда не хватает времени;
3) я делаю это редко или никогда не делаю;
10. Когда вы слушаете кого-либо и этот человек слишком долго не может закончить мысль, чувствуете ли вы желание поторопить его?
1) часто;
2) иногда;
3) почти никогда.
11. Как часто вы действительно «заканчиваете» мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?
1) часто;
2) иногда;
3) почти никогда.
12. Как часто ваши близкие или друзья замечают, что вы невнимательны, если вам говорят о чем-либо слишком подробно?
1) раз в неделю или чаще;
2) несколько раз в месяц;
3) почти никогда;
4) никогда.
13. Если вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто вы опаздываете?
1) иногда;
2) редко;
3) почти никогда;
4) я никогда не опаздываю.
14. Бывает ли, что вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?
1) иногда;
2) редко;
3) редко или никогда.
15. Предположим, что вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т.д. и этот человек опаздывает уже на 10 минут, вы:
1) спокойно подождете;
2) будете прохаживаться в ожидании;
3) обычно у вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании.
16. Если вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т.п., то вы:
1) спокойно подождете своей очереди;
2) испытываете нетерпение, но не показываете этого;
3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;
4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потерю времени.
17. Если вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т.п.), то вы:
1) напрягаете все силы для победы;
2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно;
3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно.
18. Представьте, что вы или ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что вы думаете о соревновании в этой работе?
1) предпочитаю избегать этого;
2) принимаю, потому что это неизбежно;
3) получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует.
19. Когда вы были моложе, большинство людей считали, что вы:
1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;
2) иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;
3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);
4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
20. Чем, по вашему мнению вы отличаетесь в настоящее время:
1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;
2) иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;
3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);
4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
21. По мнению ваших родных и друзей вы:
1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;
2) иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;
3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);
4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
22. Как оценивают ваши родные и друзья вашу общую активность:
1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее;
2) средняя; всегда есть какое-то занятие;
3) сверхактивность, бьющая через край энергия.
23. Согласились бы знающие вас люди с тем, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно?
1) абсолютно да;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
24. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы менее энергичны, чем большинство людей?
1) абсолютно да;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
25. Согласились бы хорошо знающие вас люди с тем, что за короткое время вы способны выполнить большой объем работы?
1) абсолютно да;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
26. Согласились бы хорошо знающие вас люди с тем, что вы легко сердитесь (раздражаетесь)?
1) абсолютно да;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
27. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы живете мирной и спокойной жизнью?
1) абсолютно да;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
28. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы большинство дел делаете в спешке?
1) абсолютно да;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
29. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вас радует соревнование (состязание) и вы очень стараетесь выиграть?
1) абсолютно да;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
30. Какой характер был у вас, когда вы были моложе?
1) вспыльчивый, и с трудом поддающийся контролю;
2) вспыльчивый, но поддающийся контролю;
3) вполне уравновешенный (не выхожу из себя);
4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).
31. Каким вы представляете свой характер сегодня?
1) вспыльчивый, и с трудом поддающийся контролю;
2) вспыльчивый, но поддающийся контролю;
3) вполне уравновешенный (не выхожу из себя);
4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).
32. Когда вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает вас, что вы обычно чувствуете при этом?
1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;
2) я чувствую легкую досаду;
3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу.
33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно вас разозлили, вы:
1) ответите резко;
2) ответите в спокойной форме;
3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить;
4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.
34. Как часто вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?
1) ежедневно или чаще;
2) еженедельно;
3) ежемесячно или реже.
35. Работа, которую вы должны закончить к определенному сроку, как правило:
1) не вызывает напряжения, потому что привычно однообразна;
2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей.
36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?
1) нет;
2) дан, но только изредка;
3) да, весьма часто.
37. Качество работы, которую вы выполняете, к концу назначенного срока бывает:
1) лучше;
2) обычное;
3) хуже.
38. Бывает ли, что на работе вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое?
1) нет, никогда;
2) да, но не так часто;
3) да, постоянно.
39. Были бы вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в следующем году?
1) да;
2) нет, мне хотелось бы добиться большего;
3) конечно, нет, я делаю все, для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен.
40. Если бы вы могли выбрать, то что бы вы предпочли:
1) прибавку к заработной плате без продвижения в должности;
2) продвижение в должности без существенного повышения заработной платы?
41. К концу отпуска вы:
1) хотите продлить его еще на недельку-другую;
2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе;
3) вам хочется, чтобы отпуск кончился и вы могли вернуться к обычной работе.
42. Бывало ли так, что за последние три года в брали меньше дней отпуска, чем положено?
1) да;
2) нет;
3) нет, никогда.
43. Бывает ли, что во время отпуска вы не можете перестать думать о работе?
1) да;
2) нет;
3) нет, никогда.
44. В последние три года вы получали какое-нибудь поощрение на работе?
1) да;
2) нет;
3) нет, никогда.
45. Как часто вы приносите работу домой?
1) редко или никогда;
2) раз в неделю или реже;
3) почти постоянно.
46. Как часто вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня?
1) на моей работе это невозможно;
2) весьма редко;
3) иногда (реже, чем раз в неделю);
4) часто.
47. Вы обычно остаетесь дома, если у вас озноб или повышена температура?
1) да;
2) нет.
48. Если вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то вы:
1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к вам;
2) продолжаете работать так же активно, несмотря на усталость.
49. Когда другие ожидают от вас вы будете руководить?
1) редко;
2) не чаще, чем от других;
3) чаще, чем от других.
50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?
1) никогда;
2) иногда;
3) часто.
51. Если кто-то поступает в отношении вас нечестно, вы:
1) прямо указываете ему на это;
2) находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств;
3) ничего не говорите об этом.
52. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы прилагаете:
1) гораздо больше усилий;
2) несколько больше усилий;
3) примерно столько же усилий;
4) немного меньше усилий;
5) гораздо меньше усилий.
53. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы чувствуете:
1) гораздо большую ответственность;
2) несколько больше;
3) примерно такую же ответственность;
4) значительно меньшую ответственность.
54. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы чувствуете необходимость торопиться:
1) гораздо больше;
2) несколько больше;
3) столько же;
4) несколько меньше;
5) гораздо меньше.
55. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы:
1) значительно более аккуратны;
2) несколько более аккуратны;
3) примерно в такой же степени аккуратны;
4) несколько менее аккуратны;
5) значительно более аккуратны.
56. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, ваше отношение к ней:
1) гораздо более серьезное;
2) несколько более серьезное;
3) мало отличается от других;
4) несколько менее серьезное;
5) значительно менее серьезное.
57. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 часов назад, сейчас вы работаете в течение недели:
1) больше часов;
2) примерно столько же;
3) меньше, чем раньше.
58. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:
1) меньшей ответственности;
2) столько же ответственности;
3) большей ответственности.
59. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа:
1) более престижна;
2) столь же престижна;
3) менее престижна.
60. Сколько разных работ вы сменяли за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?
1) изменений не было или были однажды;
2) две;
3) три;
4) четыре;
5) пять и более.
61. За последние 10 лет вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?
1) да;
2) нет.
Обработка данных:
В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах.
Таблица
№ вопроса | Баллы | № вопроса | Баллы |
13, 7,1 13,7, 1 1, 7, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 7, 13 1, 13 13, 9, 5, 1 1, 7, 13 1, 7, 13 1, 7, 13 1, 7, 13 1, 5, 7, 9 13, 9, 5, 1 1, 7, 13 13, 9, 5, 1 1, 7, 13 13, 7, 1 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 13, 7, 1 1, 5, 9, 13 13, 9, 5, 1 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 13, 9, 5, 1 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 1, 5, 9, 13 | 13, 7, 1 1, 5, 9, 13 1, 7, 13 13, 1 13, 7, 1 1, 7, 13 13, 7, 1 13, 7, 1 13, 1 13, 7, 1 1, 7, 13 1, 7, 13 13, 7, 1 13, 7, 1 13, 9, 5, 1 13, 1 13, 1 13, 7, 1 13, 7, 1 1, 7, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 4, 7, 10, 13 1, 7, 13 13, 7, 1 1, 7, 13 13, 10, 7, 4, 1 1,13 |
Все полученные баллы суммируются.
Если суммарное количество баллов:
- не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженная поведенческая активность личности типа А;
- 168 – 335 баллов – диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности А (условно А1);
- 336 – 459 – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности АБ;
- 460 – 626 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно Б1);
- 627 баллов и выше – с высокой вероятностью диагностируется выраженная поведенческая активность типа Б.
Интерпретация результатов:
1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью типа А характерны:
- преувеличенная потребность в деятельности – инициативность, сверхвовлеченность в работу, неумение отвлечься от нее, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;
- постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, за новые достижения при постоянной неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели, нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на трудности и «поражение»;
- неумение и нежелание выполнить каждодневную, обстоятельную и однообразную работу;
- неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;
- нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;
- энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;
- импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;
- соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;
- стремление к доминированию в коллективе или компаниях;
- возникновение тревоги и беспокойства под влиянием внешних обстоятельств и жизненных трудностей (легкая фрустрируемость).
Как свидетельствует медицинская статистика, люди с типом поведения А имеют повышенный риск сердечнососудистых заболеваний.
2. Для лиц с тенденцией к поведенческой активности типа А1 характерны:
- повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется в известной мере расчетливостью и умением выбрать главное направление деятельности, быстрым принятием решения;
- энергичная, выразительная речь и мимика;
- эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;
- чувствительность к похвале и критике;
- неустойчивость настроения и поведения в стрессовых ситуациях;
- стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности;
- при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но как внешние, так и внутренние проблемы преодолеваются волевым усилием.
3. Для лиц с промежуточным (переходным) типом поведенческой активности АБ характерны:
- активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов;
- умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным опытом;
- умеренно выраженная моторика и речевая экспрессия. Они не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера;
- эмоциональная стабильность и предсказуемость поведения;
- относительная устойчивость к действию факторов, вызывающих стресс;
- хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.
4. Для лиц с определенной тенденцией к поведенческой активности типа Б1 характерны:
- рациональность в выборе режима активности, труда, отдыха и общения;
- способность проявлять высокую активность, но только в случае необходимости (они способны прекратить ее сразу, как только эта необходимость отпала);
- скорее расчетливость, чем азартность.
5. Для лиц с поведенческой активностью типа Б характерны:
- повышенное внимание к собственным интересам в ущерб внешней активности;
- отсутствие инициативности в работе, отношение к ней как к необходимому условию и источнику средств существования;
- отсутствие выраженного стремления к достижениям, простота изменения целей;
- относительная расслабленность, стремление делать все не спеша и обстоятельно, в том числе говорить;
- принятие решения после всестороннего анализа, а не импульсивно; продуманность, аккуратность и тщательность действий;
- отсутствие выраженной эмоциональности, амбициозности, агрессивности, стремление к доминированию;
- повышенное внимание к собственному здоровью, стремление к максимальному удобству и комфорту жизни.
По статистике, среди предпринимателей и работников сервиса больше людей с поведением типов А, А1 и АБ, относительно меньше – Б и Б1. Люди с поведением типов А и А1, как правило, инициаторы новых дел, первопроходцы, руководители инновационных и рискованных проектов. Чем больше поведение человека приближается к типу Б, тем более подходит к ему относительно спокойное, «рутинное» управление сложившимся коллективом, хорошо налаженным делом.
VI. ПСИХОДИАГНОСТИКА
ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Любой человек, а тем более управленец, как молодой, так и опытный, пользующийся заслуженным вниманием, очень болезненно относится к своему авторитету и поэтому стремится избежать таких ситуаций, в которых могут проявиться его слабые стороны. Психологическая диагностика для большинства людей – явление неизведанное и поэтому вызывающее беспокойство и неуверенность в себе, и это не могут компенсировать никакие успехи в управлении. Многие руководители готовы подвергаться испытаниям, касающимся деловых качеств, но не готовы раскрыть свои личностные особенности. Они опасаются, что эта информация станет достоянием других лиц и предметом обсуждения сотрудников и подчиненных, не всегда настроенных благожелательно. Именно поэтому далеко не всегда настроенных благожелательно. Именно поэтому далеко не все соглашаются подвергнуться психологическому тестированию.
Однако не подлежит сомнению, что такие процедуры очень полезны. С помощью методов самодиагностики, которые описаны в данной главе, можно уточнить знания о самом себе, своих психологических особенностях, сильных и слабых сторонах, необходимости самокоррекции и т.п. В частности, знание особенностей своей личности поможет более правильно планировать профессиональную деятельность, найти свое место в рабочее коллективе, а при необходимости – проанализировать причины своих неудач и найти пути их преодоления.
Подчеркнем, что никакая психодиагностика не может дать готовых «рецептов» по решению личных проблем или выбору профессии. Однако четко сформулированное представление о свойствах своей личности и окружающих может принести существенную пользу. К сожалению, у большинства людей в России не было возможности получить базовые представления об «устройстве» личности – как своей собственной, так и других людей. Эта неосведомленность зачастую является причиной возникновения многочисленных проблем (при выборе профессии, при выполнении своих профессиональных обязанностей, внутрисемейных и т.п.), большинство из которых может быть разрешено при наличии элементарного представления об основных психологических характеристиках человека.