Способы табличного и графического представления результатов эксперимента
Результаты психолого-педагогического эксперимента, или психологического тестирования, кроме их текстового описания, можно представить в виде таблиц, схем, графиков, рисунков и т.п. Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и по вертикали наборы количественных и качественных данных, заключенных в рамки или без них. Таблицы могут иметь и не иметь названия, подзаголовки, указывающие на то, какие данные в них содержатся.
Таблицы строятся и оформляются не произвольно, а в соответствии с определенными правилами. Рассмотрим эти правила.
Таблицы, если их более двух-трех в тексте, нумеруются. Слово «таблица» обычно пишется справа или в середине вверху над таблицей. Непосредственно под ним располагается, если оно есть, название таблицы. Иногда для этого делаются примечания, касающиеся некоторых особенностей материала, содержащегося в таблице. Такие примечания помещаются, как правило, непосредственно под таблицей. Таблица имеет заголовки, которые указывают на то, что представлено в отдельных столбцах, а также рубрикацию по строкам, где обозначены особенности представляемого материала.
Рассмотрим в качестве примеров формы и способы построения типичных таблиц:
- не имеющей названия, без общего заголовка и примечаний (табл. 36);
- разграфленной, с названием и заголовком (табл. 37);
- разграфленной, с названием, заголовками и примечанием (табл. 38).
В таблице, построенной по образцу табл. 36, нет общего заголовка, который объединил бы названия всех столбцов, а есть только названия частных подзаголовков, относящиеся к отдельным столбцам. Нет также общего названия таблицы, так как содержание представленных в ней данных ясно само по себе. Имеются названия отдельных строк таблицы — без них было бы непонятно, что характеризуют собой цифры, имеющиеся в строках
Глава 3. Статистический анализ экспериментальныхданных
Таблица 36
Начальные классы, I-V | Средние классы, VI—VIII | Старшие классы, IX-XI | |
Количество учащихся | |||
Средний возраст (в годах) | 10,5 | 12,5 | |
Успеваемость (средняя оценка) | 3,8 | 3,5 | 4,0 |
Уровень интеллектуального развития (IQ) | 102% | 104% | 105% |
таблицы. Подобного рода таблицы рекомендуется строить тогда, когда общее количество данных, представляемых в столбцах и строках таблицы, относительно невелико (не более четырех различных видов данных по столбцам и строкам, т.е. не более четырех столбцов и четырех строк). Во всех других случаях рекомендуется строить разграфленные таблицы с названиями, общими и частными подзаголовками (табл. 37).
Таблица 37 Результаты обследования шестилетних и семилетних детей с точки зрения их психологической готовности к обучению в школе (данные представлены в десятибалльной шкале оценок)
Возраст детей. Место их обучения и воспитания до поступления вшколу | Основные показатели психологической готовности детей к обучению в школе | |||||||||
интеллектуальные | личностные | межличностные | ||||||||
внимание | воображение | память | мышление | речь | мотивы учения | характер | спо- соб- нос- ти | об-щи-тель-ность | контактность | |
Шестилетние дети, посещавшие детский сад | 7,2 | 7,6 | 7,9 | 8,0 | 7,1 | 6,2 | 7,2 | 8,0 | 8,4 | 8,4 |
Шестилетние дети, воспитанные дома | 7,6 | 7,4 | 7,9 | 8,3 | 7,4 | 7,4 | 6,9 | 8,3 | 7,7 | 7,6 |
Семилетние дети, посещавшие детский сад | 7,9 | 8,0 | 8,1 | 8,4 | 8,3 | 8,2 | 7,3 | 8,6 | 8,9 | 9,0 |
Семилетние дети, воспитанные дома | 7,8 | 7,9 | 8,0 | 8,6 | 8,5 | 8,7 | 7,0 | 8,8 | 8,1 | 8,3 |
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
В тех случаях, когда в таблице необходимо представить очень большое количество данных, которые невозможно полностью описать в подзаголовках столбцов или строк из-за громоздкости самих названий, обращаются к таблицам третьего типа (табл. 38), где соответствующие названия закодированы, а их расшифровка дается в примечании к таблице.
Таблица 38 Данные комплексного обследования детей из X классов средней школы
Условные обозначения детей | Показатели обследования | |||||||||||
I | II | III | ||||||||||
А | ||||||||||||
Б | ||||||||||||
В | ||||||||||||
Примечание.А — Иванов, Б — Петров, В — Сидоров,...; I — социально-демографические данные о детях; II — успеваемость по отдельным предметам. III— данные о психологическом развитии; 1 — возраст, 2 — пол, 3 — социальное происхождение, 4 — место жительства, 5 — математика, 6 — физика, 7 — история, 8 — география, 9 — внимание, 10 — память, 11 — мышление, 12 — речь.
Другой способ представления экспериментальных данных — графический. График на плоскости представляет собой некоторую линию, которая изображает зависимость между двумя переменными, а график в пространстве — плоскость, представляющую зависимость между тремя переменными. При использовании двумерного графика по горизонтальной линии на плоскости обычно размещают независимую переменную — ту, которая изменяется по намерению экспериментатора и рассматривается в качестве возможной искомой причины. По вертикали располагают зависимую переменную — ту, которая является или рассматривается в качестве предполагаемой причины.
Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных
Рис. 76. График зависимости между способностями и успеваемостью учащихся1.
Рис. 77. Трехмерное распределение экспериментальных данных. По оси X —
уровень эмоционального возбуждения, по оси У— уровень тревожности,
по оси Z — продуктивность деятельности.
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
Если речь идет о трехмерном, пространственном графике, то по линиям X и Yb его горизонтальной плоскости чаще всего размещают независимые, а по линии Z в вертикальной плоскости — зависимую переменную. Однако могут быть отступления от этого правила. Они имеют место, например, тогда, когда в эксперименте изучаются одна независимая и две зависимые переменные. В этом случае данные, касающиеся независимых переменных, размещаются вдоль вертикальной оси X, а данные, относящиеся к зависимым переменным, — вдоль осей Y и Z.
Рис. 79. Пример объёмной, или трёхмерной, гистограммы. |
Рис. 78. Виды гистограмм «а плоскости. А — гистограмма распределения оценок в классе. Б — гистограмма распределения показателей готовности детей разного возраста к обучению в школе.
Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных
Рассмотрим два примера. На рис. 76 представлен плоскостной, а на рис. 77 — пространственный графики.
Графики могут строиться по отдельным точкам (рис. 76) или представлять собой непрерывные линии (плоскости, рис. 77).
Особую разновидность графических изображений экспериментальных результатов представляют собой гистограммы. Это столбчатые диаграммы (рис. 78), состоящие из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой. Их высота отражает степень или уровень развитости того или иного качества у испытуемого. Цифры, указывающие на частоту встречаемости качества в выборке испытуемых, размещаются или внутри столбцов гистограммы, или над ними, или по вертикальной оси графика. Иногда для наглядности, особенно в том случае, если гистограмма соответствует трехмерному пространству, ее изображают как объемную (рис. 79).
Контрольные вопросы
1.Для чего необходима математико-статистическая обработка экспериментальных данных?
2. Классификация методов математической статистики и их назначение.
3. Как вычисляются среднее значение и дисперсия?
4. Каким образом определяются мода и медиана, какой цели они служат?
5. Для чего необходимо знать эмпирическое распределение экспериментальных данных?
6. Что такое интервал и с какой целью совокупность выборочных данных разделяют на интервалы?
7. Методы вторичной статистической обработки экспериментальных данных.
8. Что такое критерий Стъюдента и в каких случаях он применяется?
9. Что такое критерий Фишера?
10. Что такое критерий х2?
11. Понятие о корреляции.
12. Коэффициент линейной корреляции.
13. Коэффициент ранговой корреляции.
14. Понятие о факторном анализе и его назначение.
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
15. Общее представление о регрессионном исчислении.
16. Способы графического представления экспериментальных данных.
17. Способы табличного представления экспериментальных данных.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.:
МГУ, 1982. - 464 с.
(Корреляционные исследования: 378-424.)
2. ЗаксЛ. Статистическое оценивание. М., 1976.
(Что такое статистика: 37-39. Нормальная кривая и нормальное распределение: 63-71. Арифметическое среднее и стандартное отклонение: 72-79. Медиана и мода: 91-94. Распределение Стъюдента: 129-136. Хи-квадрат распределение: 136-150. Распределение Фишера: 150-153. Сравнение двух выборочных дисперсий из нормальных совокупностей: 241-245. Сравнение двух выборочных средних из нормальных совокупностей: 245-270. Проверка распределений по хи-квадрат критерию согласия: 295-296. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена: 368-372. Оценивание прямой регрессии: 371-381. Проверка равенства нескольких дисперсий: 448-453).
3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.,
1984.-216 с.
(Измерение в психодиагностике: 13-20. Корреляция и факторный анализ: 20-33.)
4. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I и П.
М., 1966.
(Измерение в психологии: 197-229. Проблема надежности измерения: 229-231).
5. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова.
М., 1990.-287 с.
[Методы психологии (с элементами математической статистики): 20-39].
6. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном
исследовании студентов) / Под ред. А.А. Бодалева, М.Д. Дворя-
шиной, И.М. Палея. Л., 1976. - 248 с.
(Основные математические процедуры психодиагностического исследования: 35-51.)
________ Глава 4. Проведение экспериментального исследования_____
Глава 4.
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Краткое содержание
Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования.
Уточнение проблемы, целей и задач исследования. Выбор вида исследования исходя из заданной проблемы. Принцип экономии сил и ресурсов и его реализация в процессе подготовки экспериментального исследования. Установление объекта и предмета исследования. Формулировка и уточнение гипотез. Определение конкретных задач эксперимента. Выбор экспериментальной и контрольной групп. Подбор и апробация психодиагностических методик. Выбор средств статистической обработки экспериментальных результатов. Определение времени, места и процедуры проведения эксперимента. Разработка плана и программы эксперимента.
Проведение эксперимента.Понятие о пилотажном исследовании. Проведение пилотажного эксперимента. Уточнение общего замысла и деталей исследования на основе результатов пилотажного эксперимента. Проведение основного этапа исследования. Сбор и систематизация первичных данных. Построение таблиц, графиков, схем, представляющих эти данные. Сбор и анализ дополнительного материала.
Анализ результатов эксперимента.Проведение первичных статистических расчетов, их порядок. Проведение вторичной статистической обработки экспериментальных данных. Использование полученных материалов для доказательства или опровержения предложенных гипотез. Формулировка выводов из исследования.
Практические рекомендации и программа их внедрения.Анализ реальной педагогической ситуации в связи с полученными экспериментальными данными. Определение путей улучшения педагогической ситуации на основе имеющихся данных. Основные вопросы, на которые необходимо ответить прежде, чем внедрять результаты эксперимента в практику. Разработка программы внедрения предложенных рекомендаций в жизнь.
ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Подготовка психолого-педагогического исследования начинается с конкретизации, уточнения его проблемы, целей и задач,
______ Часть II. Введение в научное психологическое исследование___
так как от них зависит выбор вида исследования. Разные виды исследований требуют различных затрат сил, ресурсов и времени. Поэтому с самого начала, определяя вид исследования, чрезвычайно важно исходить из принципа экономии сил и ресурсов. Этот принцип можно сформулировать следующим образом: материальные, временные и интеллектуальные затраты на проведение исследования должны быть соразмерными его проблеме, целям, задачам и вместе с тем минимально достаточными для того, чтобы решить поставленную проблему, достичь тех целей, которые изначально интересовали исследователя.
Если вопрос, который подлежит рассмотрению в проводимом исследовании, сравнительно прост, а для его разрешения организуется и проводится весьма громоздкое, дорогостоящее исследование, то оно не будет соответствовать принципу экономии сил и ресурсов. Если, напротив, проблема относительно сложна, но исследование, организуемое и проводимое с целью нахождения ее решения, сравнительно простое, то оно соответствует принципу экономии сил и ресурсов. Однако, проводя упрощенное исследование, далеко не всегда можно рассчитывать на полное, основательное решение сложной проблемы.
Расположим психолого-педагогические исследования в определенном порядке по степени трудоемкости, сложности, соотнося вид исследования с характером решаемой проблемы, целями и задачами:
1. Обзорно-аналитическое исследование.
2. Обзорно-критическое исследование.
3. Теоретическое исследование.
4. Эмпирическое описательное исследование.
5. Эмпирическое объяснительное исследование.
6. Методическое исследование.
7. Экспериментальное психолого-педагогическое исследование.
Самым сложным и наиболее трудоемким является экспериментальное исследование. Оно, во-первых, предполагает предварительное проведение первых четырех типов исследований (без них организовать и провести настоящий эксперимент, рассчитанный на получение новых и ценных результатов, практически невозможно), во-вторых, требует значительных затрат сил и ресурсов на подготовку и проведение самого эксперимента.
Глава 4. Проведение экспериментального исследования
Соотнесем проблемы, задачи и цели, которые ставятся и решаются в психолого-педагогических исследованиях разного вида. Если проблема исследования сравнительно проста и его задача состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике, то обычно ограничиваются организацией и проведением обзорно-аналитического исследования.
Если в качестве дополнительной цели ставится задача критически оценить сложившееся состояние дел, то обращаются к обзорно-критическому исследованию, которое, разумеется, в качестве первого шага на пути его осуществления предполагает внимательный анализ сложившегося состояния дел.
Если автор планируемого исследования, кроме двух отмеченных выше задач, ставит перед собой цель найти новое, недостающее теоретическое решение заинтересовавшей его проблемы (без чего, кстати, невозможно правильно сформулировать гипотезу для экспериментальной части исследования), то избирается в качестве предпочтительного третий вид исследования — теоретическое. Речь в нем идет не о констатации сложившегося положения дел и не о его критике, а о поиске и предложении способов нового теоретического решения возникшей проблемы.
Когда такое решение найдено и необходимо, с одной стороны, придать ему статус теории, а не концепции1, а с другой стороны, перейти от теории к практике, опытным путем подтвердив или опровергнув теоретические выводы, обращаются к эмпирическому, описательному, объяснительному или экспериментальному исследованиям. В результате эмпирического (описательного) исследования организуется сбор данных и фактов, которые в распоряжение ученого предоставляет сама жизнь. В результате эмпирического объяснительного исследования находят научное объяснение известным фактам. В итоге экспериментального исследования ученый сам создает такую ситуацию, которая позволяет собрать и проанализировать новые нужные факты.
Отдельно от рассмотренных видов исследований стоит методическое исследование. Оно требует особого рода знаний и уме-
1 Теория — это система положений, истинность которых уже проверена и доказана, а концепция — совокупность предположительных взглядов, требующих доказательства их истинности.
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
ний и обычно осуществляется специалистами по конструированию и адаптации психодиагностических методик.
После того как в соответствии с принципом экономии сил и ресурсов определен оптимальный вид предстоящего исследования, приступают к теоретической разработке проблемы исследования. Эта работа обычно начинается с конкретизации темы исследования, выяснения объекта и предмета исследования. Уточнение темы исследования представляет собой определение тех конкретных вопросов, на которые данное исследование призвано ответить. Проблема исследования обычно шире его темы и включает в себя список логически связанных вопросов, которые напрямую соотносятся с содержанием проведенного обзора и анализа литературы, с разработанной теорией, касающейся исследуемой научной проблемы. Для каждого этапа и каждой части планируемого исследования необходимо сформулировать свои частные вопросы, соотнеся их с названием темы.
Например, проблемой экспериментального психолого-педагогического исследования может стать совершенствование методов обучения детей. Но, во-первых, различных методов обучения много, во-вторых, их совершенствование может пониматься по-разному, в-третьих, достаточно широк и диапазон возрастов детей, которые обучаются при помощи данных методов. Даже если предположить самый простой из возможных случаев, а именно то, что каждая из перечисленных переменных может иметь два возможных значения, то и тогда различных вариантов определения темы исследования может быть как минимум восемь. Естественно, что получить полностью удовлетворительные и исчерпывающие ответы на восемь разных вопросов в одном и том же исследовании практически невозможно, так как каждый из них требует самостоятельного, столь же трудоемкого исследования, как и то, которое планируется и может быть осуществлено одним человеком за сравнительно небольшой отрезок времени. Поэтому, планируя исследование, с самого начала необходимо уточнять, сужать и конкретизировать тему исследования.
После этой процедуры определяют объект и предмет исследования, выбирают адекватные средства психолого-педагогической оценки — диагностики состояния данного объекта под уг-
Глава 4. Проведение экспериментального исследования
лом зрения избранного предмета исследования до и после проведения эксперимента.
Объектом исследования называется тот материальный или идеальный объект, который в данном случае изучается, т.е. с которым проводится планируемое экспериментальное исследование. Объектом психолого-педагогического эксперимента могут стать люди или группа людей, один или несколько неодушевленных, в том числе абстрактных объектов (понятия, гипотезы, теории и т.п.), связанных с системой образования.
Как и проблему исследования в целом, так и любой объект изучить исчерпывающим образом в единственном экспериментальном исследовании практически невозможно. Всякий материальный и идеальный объект обладает множеством разнообразных свойств. Из них для теоретического анализа и последующего экспериментирования выбираются, как правило, не более трех. Они-то и составляют предмет данного экспериментального исследования. Им могут стать, например, содержание и методы образования, знания и умения учащихся, их способности, квалификация учителей, управление образованием и многое другое.
Определение предмета исследования по своему объекту и содержанию всегда намного уже, чем детальная характеристика объекта исследования в совокупности всевозможных его свойств. Предмет исследования должен соответствовать его теме и тому, что далее утверждается в гипотезах и проверяется в самом эксперименте. Гипотезы в их уточненных формулировках являются дополнительным определением предмета исследования, поэтому их конкретизация — один из важнейших этапов в подготовке исследования. В любом эксперименте должны присутствовать гипотезы разных уровней общности: общие, частные и рабочие. Их наличие является одним из признаков тщательно продуманного и хорошо подготовленного эксперимента.
По детальности изложения и числу задачи эксперимента обычно превосходят количество целей и гипотез исследования, выступая в качестве конечного пункта теоретической разработки его замысла. За этим следует выбор экспериментальных и контрольных групп, составление плана и программы исследования. В этом плане задачи должны соотноситься с конкретными сро-
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
ками их реализации и располагаться в определенной последовательности.
Практически в каждом эксперименте на зависимую переменную оказывает влияние независимая переменная, а также множество других факторов, и если не контролировать их реальное воздействие на зависимую переменную, то трудно быть вполне уверенным в том, что зафиксированное в эксперименте изменение зависимой переменной действительно обусловлено именно вариациями независимой переменной, а не чем-либо иным.
Рассмотрим, к примеру, эксперимент, проводимый с целью проверки гипотезы о том, что изменение содержания обучения (независимая переменная) положительно влияет на успеваемость учащихся (зависимая переменная). Допустим, что проведенный эксперимент дал положительный результат: изменение программы обучения действительно повлекло за собой повышение успеваемости учащихся. Является ли этот результат достаточно убедительным доказательством предложенной гипотезы? Нет ли здесь альтернативных его объяснений, по существу отрицающих доказанность именно данной гипотезы? Оказывается, есть.
Дело в том, что в качестве вполне возможных альтернативных гипотез, объясняющих такой результат, можно предложить по меньшей мере две:
1. Успеваемость учащихся изменилась вследствие того, что в силу каких-либо, не связанных с учебной программой, причин у учащихся во время проведения эксперимента почему-то возрос интерес к учению. Вполне возможно, например, что в начале эксперимента они находились еще в X классе средней школы, а к окончанию эксперимента перешли в XI класс, и для них актуальной, близкой и значимой стала проблема подготовки к поступлению в вуз, где данный предмет входит в содержание вступительных экзаменов.
2. Во время эксперимента были дополнительно введены активные средства стимулирования учителей за хорошую успеваемость учащихся, и они стали просто больше заботиться о ней, несколько завышать оценки независимо от знаний и программы.
Для того чтобы исключить эти две и возможные иные альтернативные гипотезы, конкурирующие с основной, необходи-
Глава 4. Проведение экспериментального исследования
мо включить в эксперимент по крайней мере две дополнительные контрольные проверки или группы, каждая из которых предназначается для доказательства несостоятельности одной из альтернативных гипотез. Для отклонения первой гипотезы желательно было бы до и после эксперимента независимо оценить мотивацию учения у детей, и если за время эксперимента она действительно не менялась, то гипотеза отклоняется. Для опровержения второй гипотезы достаточно было бы до и после эксперимента выяснить мотивацию обучения детей у учителей и в случае отсутствия ее изменений отклонить как несостоятельную вторую гипотезу.
Следующий этап подготовки экспериментального психолого-педагогического исследования — подбор и апробация необходимых психодиагностических методик, а также выбор средств статистической обработки результатов, нужных для точного, уверенного доказательства гипотез.
Психодиагностические методики в эксперименте должны подбираться таким образом, чтобы с их помощью можно было правильно оценивать величину всех независимых переменных (в том числе связанных с альтернативными гипотезами) до и после эксперимента. Такие методики должны быть не только валидными и надежными, но и требовать минимума времени для их проведения. Желательно, чтобы все эти методики были заранее апробированы для того, чтобы проверить их, научиться правильно пользоваться ими. Во время такой проверки обычно уточняются инструкция к методике, процедура ее использования, способы обработки и формы представления получаемых результатов. Кроме того, определяется время, необходимое для полного проведения обследования всех испытуемых в экспериментальной и в контрольной группах с помощью данной методики.
Следующий этап —. определение времени, места и процедуры поэтапного проведения эксперимента. Время обычно выбирается таким образом, чтобы испытуемые были в нормальном, привычном для них физическом и психологическом состоянии, никуда не спешили, не были чем-то особенно озабочены. Обстановка и место проведения исследования также не должны вызывать у испытуемых не свойственной им в повседневной жизни
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
напряженности, должны сводить к минимуму возможное действие посторонних факторов, способных повлиять на результаты эксперимента.
Процедура проведения эксперимента есть совокупность и последовательность действий, предпринимаемых исследователем для реализации принятой программы. Процедурный этап включает в себя, в частности, обеспечение нужного настроя у испытуемых, составление текста и выбор формы предъявления общей инструкции, определение характера поведения экспериментатора во время эксперимента, включая способы контроля с его стороны за действиями испытуемых.
В заключение подготовительного этапа эксперимента разрабатываются его общий план и программа. Они обычно представляют собой письменные документы, в которых определены основные этапы проводимого исследования, их последовательность, время, необходимое для практической реализации каждого этапа, сроки выполнения и ожидаемые результаты. Эти документы являются руководством к действию и одновременно выступают как средство контроля за правильностью проводимого эксперимента.
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Эксперимент начинается с проведения пилотажного, или пробного, исследования. Его задача — проверка того, насколько хорошо продуман и подготовлен эксперимент, правильно ли определена его тема, точно ли сформулированы гипотезы, хорошо ли подобраны психологические методики, средства статистической обработки и способы интерпретации полученных результатов.
Пилотажное обследование зачастую обнаруживает существенные недочеты в общем замысле и отдельных элементах планируемого эксперимента, которые трудно предвидеть заранее.
Если проведенный пилотажный эксперимент дал положительные результаты, то после устранения замеченных недостатков приступают к проведению основного эксперимента. Если же в процессе пилотажного исследования в замысле основного эксперимента обнаруживаются серьезные недостатки, то его пере-
Глава 4. Проведение экспериментального исследования
рабатывают и проверяют заново в ходе повторного пилотажного исследования.
В основном эксперименте собирают первичные данные, необходимые для доказательства предложенных гипотез. Их далее систематизируют и представляют в виде таблиц, графиков, вводят, если в этом есть необходимость (она возникает при наличии множества первичных данных и машинных программ для их обработки), в память компьютера и обрабатывают. Если результаты эксперимента имеют не количественный, а качественный характер, то их также систематизируют, обобщают и логически обрабатывают.
Нередко в ходе проведения основного этапа эксперимента обнаруживаются новые, неожиданные и интересные результаты, которые заранее не планировались. Их также необходимо собирать и обобщать, так как анализ подобных данных может привести к новым полезным выводам, касающимся предложенных гипотез, темы и проблемы исследования.