Лекция 1. Предыстория психодиагностики.

Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование

Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проник­новением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея кван-тификации психологических наблюдений родилась достаточно давно, в 30-х гг. XIX столетия. Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, которым было вве­дено понятие психометрии. Однако психологические замыслы философов, есте­ствоиспытателей и математиков тех лет начали обретать кровь и плоть лишь век спустя. Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важ­нейшее направление исследований в экспериментальной психологии того време­ни. Очень скоро психология попытается, и небезуспешно, говорить на «матема­тическом языке» не только в области ощущений, ее взгляд обратится к измерению более сложных психических функций.

Наиболее значительный вклад в направление, получившее название «менталь­ной хронометрии», внес голландский физиолог Ф. Дондерс (1818-1889). Он пред­положил, что время, затрачиваемое на реакцию свыше определенной Гельмголь-цем скорости прохождения нервного импульса (определялась при раздражении участков нерва, отстоящих от мышцы на разных расстояниях), следует относить к психическим процессам. Основным в этих исследованиях является то, что психическое становилось осо­бой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии.

М. Г. Ярошевский (1976) высказывает мнение о том, что дифференциально-психологическое изучение человека не простое логическое развитие эксперимен­тальной психологии, оно складывается под влиянием запросов практики, в пер­вую очередь медицинской и педагогической, затем — индустриальной. С этим в какой-то мере следует согласиться, но необходимо помнить и о том, что экспери­ментальная психология не может быть противопоставлена психологии индивиду­альных различий. Процесс развития экспериментальной психологии, а сегодня это очень хорошо видно, неумолимо приводит ее к проблеме личности, а тем са­мым — к индивидуальным различиям.

Лекция 1. Предыстория психодиагностики.

С давних времён люди пытаются создать упорядоченную систему для описания множества индивидуальных проявлений. Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (327-287 гг. до н.э.), в которой описываются «типы», т.е присущие некоторому множеству людей формы проявления личностных особенностей. Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» и др.

История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств использования разнообразных способов обнаружения индивидуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет до н. э. уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время система отбора охватывала разные «способности» от умения писать и считать до особенностей в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких столетий.

Стремление к обнаружению и учёту индивидуальных различий в истории человечества прослеживается с незапамятных времён. Предметом интереса психологической науки являются индивидуально-психологические различия. В то время они были как бы равны всем прочим различиям и, взятые вместе, выступали основой для определения, скажем, пригодности к государственной деятельности или обучению. Кстати, как увидим далее, известная рядоположенность разного уровня проявлений индивидуальности реализовалась и в первых тестах, предложенных основателями научной психодиагностики Френсисом Гальтоном и Джеймс Кеттеллом.

Ближе к нашему времени, в конце 19 начале 20 века. Широкую известность приобретают такие «науки», как френология, физиогномика, графология. Их всех объединяет поиск средств диагностики индивидуальных особенностей личности. В качестве примера достаточно сослаться на френологические изыскания, инициатором которых был австралийский анатом Френсис Галль.

С точки зрения френологии развитие разных участков мозга влияет на форму черепа, соответственно изучение его поверхности — путь познания индивидуальных особенностей. На черепе были обнаружены «шишки», величина которых счи­талась связанной с развитием ума, характерологическими свойствами. Нечто по­добное, но на иной «теоретической» основе и другими «методами», существовало в физиогномике и графологии.

Пo свидетельству Анны Анастази (1982), первые исследования умственной отсталости, также начавшиеся в XIX в., отделение таковой от психических забо­леваний, сыграли свою роль в становлении психологического тестирования.

В связи с этим невозможно не вспомнить исследования французских врачей Жана Эскироля (1772-1840) и Эдуарда Сегена (1812-1880). Заинтересованный в дифференциации умственной отсталости от психического заболевания, Эски-роль одним из первых вводит критерии их четкого разграничения, а также пред­лагает классификацию уровней умственной отсталости. Первоначально он попы­тался использовать физические критерии, в частности размер и строение черепа, но эти попытки не имели успеха. Позднее Эскироль сумел правильно установить тот факт, что особенности речевого развития индивидуума могли бы быть психо­логическими критериями для дифференциации уровней умственной отсталости (что и было использовано спустя полвека при разработке шкалы Бине—Симона). Эскироль никогда не пытался работать с больными детьми, он считал обучение лиц с умственной отсталостью пустой тратой времени.

Эдуард Сеген, изучив работы Эскироля, а также опираясь на уже имевшийся к тому времени опыт обучения умственно отсталых детей, приходит к противопо­ложному выводу. Он полагает, что умственно отсталые индивидуумы могут до­стичь определенных результатов в своем развитии, и основывает в Париже для их обучения школу (ставшую в скором времени знаменитой.

Как хорошо видно, жизнь все более настойчиво требовала создания объектив­ных инструментов для определения умственной отсталости. В таких инструмен­тах нуждалась и система образования в связи с проблемой отбора детей, которые не могли учиться в общеобразовательных школах. Тогда и были предприняты попытки создания наборов сенсомоторных тестов, результаты которых отлича­лись бы на различных уровнях развития умственных способностей.

Вполне понятно, что для измерения индивидуальных различий необходимо располагать соответствующими математико-статистическими процедурами. Ос­новы психологической статистики закладывались в трудах бельгийского матема­тика Ламберта Кьютела. Он первым начал использовать статистические процеду­ры применительно к разного рода общественным явлениям, таким, например, как рождения людей, суициды, браки и т. п. Эта новая область была названа ее авто­ром моральнойстатистикой.

Наши рекомендации