Этика делового общения «по горизонтали».
Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам».
Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Чем отличаются этические нормы и принципы делового общения «сверху вниз» и «снизу вверх»?
2. Какие этические нормы и принципы вы можете назвать делового общения «по горизонтали»?
Задания для практического занятия:
1. Оформите в тетради номер, наименование практического занятия, его цели.
2. Изучите теорию практического занятия, при необходимости законспектируйте в тетрадь.
3. Запишите условия задания в тетрадь.
4. Выполните задания, сделайте выводы по заданиям.
5. Предоставьте результаты работы преподавателю.
Задание 1.Ответьте на вопросы теста, обработайте полученные результаты и сделайте вывод об уровне нравственной самооценки.
Методика "Диагностика нравственной самооценки"
Инструкция: Вам предлагается десять высказываний. Внимательно прослушайте каждое их них. Подумайте, насколько Вы с ним согласны. Если Вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 2 балла; если совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл.
Список высказываний:
· Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
· Мне важно помочь одногруппнику, когда он попал в беду.
· Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
· Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
· Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.
· Я думаю, что можно позволить себе выругаться в ответ на несправедливое замечание в мой адрес.
· Если кого-то в группе дразнят, то я его тоже дразню.
· Мне приятно делать людям радость.
· Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
· Я думаю, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
Обработка результатов:
Номера 3,4,6,7. (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица; в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы; в 1 балл - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы и т.д.
Интерпретация:
· От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
· От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
· От 16 до 23 единиц - уровень нравственной самооценки ниже среднего.
· От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Задание 2.Ответьте на вопросы теста, и поменяйтесь ответами с любым обучающимся. Обработайте полученные результаты и сделайте вывод об этике поведения.
Методика "Диагностика этики поведения"
Инструкция:
Вам предлагается пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами.
Список предложений:
· Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я:
· Если кто-то надо мной смеется, то я:
· Если я хочу, чтобы меня приняли в компанию, то я:
· Когда меня постоянно перебивают, то я:
· Когда мне не хочется общаться с одногруппниками, я:
Интерпретация:
· 1 вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
· 2 вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического давления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации, высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
· 3 вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
· 4 вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
· 5 вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Задание 3.Ответьте на вопросы теста, обработайте полученные результаты и сделайте вывод о нравственной мотивации.
Методика "Диагностика нравственной мотивации"
Инструкция:
По каждому предложенному вам вопросу есть несколько вариантов ответов. Выберите тот, который в наибольшей степени характерен для вашего поведения.
Суждения:
Если кто-то плачет, то я:
А. пытаюсь ему помочь;
Б. думаю о том, что могло произойти;
В. не обращаю внимания.
Я с другом играю с теннис, к нам подходит мальчик 6-7 лет и говорит, что у него нет такой игры.
А. я скажу ему, чтобы не приставал;
Б. отвечу, что не могу ему помочь;
В. скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
Г. пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:
А. я не обращу внимания;
Б. скажу, что он размазня;
В. объясню, что нет ничего страшного;
Г. скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Если мой одногруппник на меня обиделся, то я:
А. подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
Б. обижусь в ответ;
В. докажу, что он не прав.
Интерпретация:
Положительные ответы: 1а, 2г, 3в, 4а.
Подсчитывается сумма положительных ответов:
· 4 балла - высокий уровень;
· 2-3 балла - средний уровень;
· 0-1 балл - низкий уровень.
Задание 4.Ответьте на вопросы теста, обработайте полученные результаты и сделайте вывод об отношении к нравственным нормам и нравственным качествам.
Методика "Выбор"
Описание: Эта методика позволяет выявить отношение к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости).
Инструкция:
По каждому предложенному вам вопросу есть несколько вариантов ответов. Выберите тот, который в наибольшей степени характерен для вашего поведения.
1. Во время каникул, когда ты собрался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?
А) Скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд;
Б) Соберешь ребят и вместе с ними сделаешь работу за один день;
В) Пообещаешь выполнить работу после возвращений.
Г) Посоветуешь привлечь на помощь того, кто останется в поселке.
2. Тебе поручили дело, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?
А) Добросовестно выполнишь поручение;
Б) Привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;
В) Попросишь дать тебе другую, более интересную для тебя работу;
Г) Найдешь отговорку для отказа.
3. Ты случайно услышал, что группа твоих одногруппников высказала справедливое, но неприятное замечание в твой адрес. Как ты поступишь?
А) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;
Б) Переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;
В) Сделаешь вид, что ничего не слышал;
Г) Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие.
4. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?
А) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
Б) Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;
В) Попросишь освободить тебя от работы и перевести на другую;
Г) Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать.
5. Ты стал свидетелей того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?
А) Потребуешь от обидчика извинения в адрес пострадавшего;
Б) Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;
В) Выразишь соболезнование тому, кого обидели;
Г) Сделаешь вид, что тебя это не касается.
6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?
А) Сделаешь все невозможное для устранения зла, ущерба;
Б) Извинишься, объяснишь, пострадавшему, что не хотел этого;
В) Постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;
Г) Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
Обработка полученных данных:
Выбор ответа "а" свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам и оценивается в 5 баллов. Ответ "б" показывает, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ "в", то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое и оценивается в 2 балла. Наконец, выбор последнего ответа - свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам, и оценивается в 1 балл.
· Высокий уровень - 24-30 баллов;
· Достаточно высокий уровень - 18-23;
· Средний уровень - 14-17 баллов;
· Ниже среднего - 6-13 баллов.
Высокий уровень нравственной воспитанности:
Хорошо усвоены нравственные нормы, и сложилось устойчивое отношение к ним. В поведении достаточно полно проявляются такие ценные качества, как ответственность, совестливость, чуткость, принципиальность, справедливость. В часы досуга осваивается социально ценный опыт, преобладают полезные для духовного развития школьника и нужные окружающим виды деятельности.
Достаточно высокий уровень нравственной воспитанности:
В целом сформировались нравственные нормы и определилось положительное отношение к ним. В поведении ребенка могут проявляться ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.
Средний уровень нравственной воспитанности:
Имеются знания о нравственных нормах, но отношение к ним недостаточно устойчивое. Основные нравственные качества: ответственность, чуткость, справедливость, принципиальность, критичность, совместимость и др. - проявляются в зависимости от ситуации. В свободное время, наряду с оптимальными и содержательными занятиями, случаются пассивно-созерцательные и малоценные формы досуга.
Ниже среднего уровень воспитанности:
Знания о нравственных нормах довольно приблизительные, а отношение к ним пассивно-неустойчивое. Не сложились в полной мере основные нравственные качества, в первую очередь-ответственность, критичность, совестливость, справедливость, чуткость, а если и проявляются, то только ситуативно. Свободное время заполнено стихийно, и малоценными занятиями, в том числе и ничегонеделаньем.
Форма отчётности:письменная в тетради
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.
Список рекомендуемой литературы
1. Кошевая И. П., Канке А. А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 304 с.: ил. – (Профессиональное образование).
2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 327 с.
3. Грецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с.: ил
Кузьмина Марина Евгеньевна
Преподаватель Психологии общения
ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
гуманитарный профиль
специальность 49.02.01 Физическая культура
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ