Упражнение «Манипулятивное влияние».
Цель: вызвать определенное чувство незаметно для него самого.
Время: 10 минут.
Описание: Участники садятся в круг, один выходит в центр, берет карточку и пытается у кого-нибудь из сидящих в кругу вызвать это чувство. Пробует пока не получится, можно на разных людях. Как только это удается, садится в круг, в центр выходит тот, у кого пытались вызвать чувство, и берет следующую карточку.
Обсуждение: какие чувства проще вызвать, на какие манипуляции легче всего поддаться?
Задание 3.Выполните следующее упражнение. По окончании упражнения запишите, какие приёмы в большей степени способствуют манипулированию, а какие – в меньшей.
Упражнение «Выборы»
Цель: исследование стратегий достижения скрытой цели (манипуляций в переговорах).
Время: 20 минут.
Описание: Участники делятся на две группы. Каждой дается задание (напечатанное на листе) с «открытой целью» переговоров и «скрытой целью».
Задание для 1 группы:
Вы – успешная компания (рекламный бизнес). В настоящее время достигнута договоренность о слиянии вашей компании с другой компанией (ваши партнеры).
Обе компании имеют равные доли при слиянии.
Вам предстоит провести переговоры с вашими партнерами.
Цель переговоров – выбор совета директоров, который возглавит компанию после слияния.
Вам необходимо совместно выбрать:
· Генерального директора.
· Коммерческого директора.
· Финансового директора.
· Исполнительного директора.
· Креативного директора.
У вас есть скрытая цель, о которой вы не хотите, чтобы узнали ваши партнеры: генеральный директор – должен быть ваш человек.
В процессе подготовки вашей группе необходимо:
· Определить ваши роли (должности).
· Кто должен занять место Генерального директора.
· Продумайте вашу стратегию ведения переговоров и стратегию достижения своей скрытой цели.
Задание для 2 группы:
Вы – успешная компания (рекламный бизнес). В настоящее время достигнута договоренность о слиянии вашей компании с другой компанией (ваши партнеры). Обе компании имеют равные доли при слиянии.Вам предстоит провести переговоры с вашими партнерами.
Цель переговоров – выбор совета директоров, который возглавит компанию после слияния.
Вам необходимо совместно выбрать:
· Генерального директора.
· Коммерческого директора.
· Финансового директора.
· Исполнительного директора.
· Креативного директора.
У вас есть скрытая цель, о которой вы не хотите, чтобы узнали ваши партнеры: весь совет директоров должен быть из ваших людей, вы готовы «отдать» партнерам только должности исполнительного и креативного директора.
В процессе подготовки вашей группе необходимо:
· Определить ваши роли (должности).
· Кто должен занять места в Совете директоров.
· Продумайте вашу стратегию ведения переговоров и стратегию достижения своей скрытой цели.
Обсуждение: Какие приёмы использовались в процессе переговоров? Какие из них больше способствовали манипуляции, а какие меньше?
Задание 4. Определите, какие виды и приёмы манипуляций используются в следующих ситуациях.
Ситуация 1.
Приём часто используется современными ведьмами для сравнительно честного отъема денег у населения: «У Вас скоро откроется рак — и проживете Вы еще три месяца, потому что злые люди навели на Вас порчу. Но если провести серию магических ритуалов, то все еще можно поправить».
Ситуация 2.
Врач говорит пациенту:
— Ты что закрываешь рот!? С ума сошел!? Я уже сделал надрез! Если не дашь вырезать гланды — задохнешься!!!
Ситуация 3.
Эпизод из фильма «Чужая Белая и Рябой».
«Разговор двух мужчин:
— Слушай, Иван, вернись обратно к Ксении…
— Это невозможно.
— Она пропадает без тебя, ты поступаешь нехорошо!
— Иногда остаться хорошим хуже, чем поступить плохо.
— Ты знаешь, Иван, врачи называют мою контузию волнообразной. Я тихий, тихий, а потом и ЗАОРАТЬ МОГУ! И даже УБИТЬ кого-нибудь!!!
— Да ты не бойся. Ничего этого пока не должно произойти. Вернись к Ксении…
Стук закрывающейся двери.
Тяжелые раздумья Ивана.»
Ситуация 4.
Эпизод из фильма «Золотой ключик».
«Алиса и Кот Базилио после того, как сын Папы Карло перестал поддаваться на уговоры правильно распорядиться пятью золотыми:
— Пойдем отсюда, Базилио!
— Пойдем отсюда, Алиса!
— Нас здесь не поняли, Базилио!
— Нас здесь не поняли, Алиса!
— Что мы здесь делаем с этим невоспитанным мальчишкой!
— Да, Алиса! Что мы здесь вообще делаем!
Буратино:
— Ну, ладно, ладно, подождите…!»
Ситуация 5.
Мама — своей взрослой дочери:
—Если ты не позвонишь мне, то 3 года жизни у меня заберешь!… А если позвонишь — 5 лет жизни подаришь!!!
Ситуация 6.
Письмо, полученное по электронной почте: «— Здравствуйте! Меня зовут Павел, сейчас я уже учусь в Институте и помогаю дому, в котором я вырос, своих родителей я не знаю. Меня воспитала Наталья Григорьевна, которая для меня стала всем. Сейчас она ушла на пенсию, а у нее проживает 7 детей, многие люди в поселке об этом знают и помогают ей. Машенька, ей 7 лет, родители пьют, и сильно избивают её, и она ушла из дому. Самый старший это Сергей 13 лет, помогает зарабатывать, работая заправочной станции по 16 часов в сутки. Я не могу передать Вам все, что происходит в этом доме, и о чем мечтают дети, я решил обратиться к Вам за помощью. Помогите нам, я верю, что в мире есть добрые люди, которые могут помочь! С помощью интернета я смог открыть интернет кошелек Webmoney, на который можно перевести нам несколько рублей. Вот реквизиты: 223-322-223.»
Задание 5.Приведите пример манипуляции на жадности и на страхе потери.
Форма отчётности: задания 1, 4, 5 выполняются письменно; задание 3 выполняется устно совместно с группой, вывод записывается в тетрадь; задание 2 – выполняется устно.
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.
Список рекомендуемой литературы
1. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2012. – 416 с.: ил.
2. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления: учебное пособие/ Л. Д. Столяренко. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 414, [1] с.; ил. – (Среднее профессиональное образование).
3. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.: ил