Методы синтеза и интерпретации индивидуального биографического материала
Синтез биографических данных о конкретном человеке является целью в практической работе с человеком в психологии, педагогике, медицине. В научных исследованиях индивидуальная биография рассматривается как вариант реализации закономерностей жизненного пути вообще. Закономерности жизни можно рассматривать на уровне индивидуальности конкретного человека и на уровне индивидуальности как общечеловеческого явления.
Из разнородных биографических фактов требуется создать целостную картину жизни — жизненную историю (life history в англоязычной психологии)*. (*Часто вместо полнокровной и подробной жизненной истории ограничиваются анамнезом.) Написание жизненной истории - метод синтеза биографических данных, последовательное изложение биографических фактов, отражающее логику развития личности в хронологической последовательности. В жизненной истории отражаются данные всех биографических методик, выверенные при сравнительном анализе материалов из разных источников.
Жизненная история должна быть написана объективно, без вымыслов и интерпретаций, быть достаточно подробной и интересной, иметь хорошую литературную форму. Она выражает сложившееся у биографиста понимание личности и является материалом для дальнейшей интерпретации путём генетического и структурного анализа.
Установление истоков тех или иных структурных особенностей личности — основная цель генетической интерпретации жизненной истории. Как писал В.С.Мерлин, "... в той степени, в какой удаётся объективное истолкование фактов, анамнез - единственный психологический метод, прямо и непосредственно раскрывающий происхождение и основные закономерности развития индивидуальных психических особенностей" (14, 74).
Основными моментами генетической интерпретации жизненной истории являются: 1) определение факторов развития данного человека; 2) определение фаз его жизненного пути; 3) анализ структуры факторов развития в каждой из фаз; 4) выявление генетических связей между фазами жизни.
Анализ жизни подразумевает наложение сетки биографических и общепсихологических понятий на биографический материал. Так, следует проанализировать среду (среды) развития, включая людские связи, вещи, жилище, произведения искусства, которые окружали и с которыми взаимодействовал человек.
Далее, в качестве факторов развития выступают собственная деятельность субъекта, её основные виды: труд, познание и общение, а также игра, учение, ценностно-ориентационная деятельность. Сложившаяся к определенному моменту жизни структура личности также выступает фактором её развития - об этом можно судить по объективным фактам и субъективным — характеристикам, самохарактеристикам, описаниям мотивов.
Выделение фаз индивидуальной жизни возможно на основе знания поворотных событий в ней. Будем считать, что между двумя соседними фазами находится важное событие жизни, под влиянием которого в последующей фазе произошло изменение образа жизни в целом или социальной ситуации развития.
Например, у моей "испытуемой'' М.Г. между первой и второй фазой её жизни располагаются события — рождение сестры и поступление в детскую группу английского языка, где она познакомилась с очень значимым для неё человеком — учительницей английского. А поступление в рисовальный кружок в подростковом возрасте положило начало четвёртой фазе жизни, которую сама М.Г осознавала как новый её этап.
Воссоздание структуры личности по жизненным показаниям - биографическим данным составляет вторую линию интерпретации полученного материала. Для её осуществления необходимо иметь отчётливые теоретические представления о структуре личности вообще. Для меня - это теория Б.Г.Ананъева, согласно которой выделяются четыре структуры, которые интегрированы в структуре личности-индивидуальности. Соответственно можно выделить общую одарённость и специальные способности, характер (эмоционально-волевые, гностические, коммуникативные и рефлексивные черты), направленность личности.
В завершении интерпретации жизненной истории необходимо установить главное противоречие и способ его разрешения личностью в процессе её жизнедеятельности на жизненном пути и таким образом попытаться открыть закон конкретной индивидуальности, как бы её "формулу".
Так, моя "испытуемая" М.Г. - высоко развитая индивидуальность. В структуре ее личности сочетались и гармонизировались определенные нравственные принципы, выдающаяся общая одаренность и незаурядные изобразительные способности, с одной стороны, и свойственная ей природная созерцательность, интровертированность, с другой. Гармонизация и преодоление ею слабостей в структуре личности происходило в сознательно определенном образе жизни - активном и интересном, поисковом и плодотворном.
Ведущим фактором самоопределения на жизненном пути и формирования соответствующего структуре личности образа жизни М.Г. является высокий интеллект. Годы спустя этот вывод подтвердился в том, что М.Г. избрала путь учёного и достигла высоких результатов в научной и педагогической деятельности.
Индивидуальный образ жизни выражает индивидуальность в самом способе взаимодействия человека с обстоятельствами жизни так, что они сами по себе определяют его развитие, а сам человек посредством сознательной организации и укрепления адекватного своей сущности образа жизни.
Литература к главе 9
1. White R.W. Lives in Progress. 2-nd ed. N.Y., 1966.
2. Владимирова H.M. Психографический метод в комплексном исследовании//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. В. 2. Л.: Изд. ЛГУ, 1974. - С. 130-133.
3.Владимирова Н.М. Возможности психографического изучения студентов//Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Л.: ЛГУ. 1983. - С. 109-113.
4. Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках. Дисс.канд. психол. наук. Л.: Изд. ЛГУ. 1975.- 18 с.
5. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Автореф. канд. дис. М.: Науккова думка, 1984.
6. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций.
7. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности
8. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс. 1990. 336 с.
9. Henri V. et С. Enquet sur les premiers souvenirs d'enfance//Revue Psychol. 1897.
10. Топорова M. Характерные особенности процесса репродукции взрослыми своего раннего детства/ / Педологический журнал. 1924. .№- 4.
11. Семёнов В.Е., Логинова Н.А. Биографический метод и контент-анализ//Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.-Л., 1973- Ч. 2.
12. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголъша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
13.Janis Irv., Fander R. The coefficient of imbalance//Language of Politics. The Mass. Institute of Technology. 1965
14. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М.:Просвещение, 1964.
Глава 10