Процедура сбора биографических данных об индивидуальности

Для монографического изучения индивидуальности и её жизненного пути необходимо, чтобы изучаемые осознанно пошли на сотрудничество с психологом-биографистом и согласились бы стать экспертом своей жизни. Поэтому психолог проводит предварительные разъяснения и мотивирует изучаемых, заинтересовывает их, располагает к себе, но вместе с тем предупреждает, что исследование будет трудоемким, задания - нелёгкими. Как правило, удаётся вовлечь людей в биографическую работу, поскольку они интересуются мнением психолога о себе и своей жизни, хотят вспомнить былое или разобраться в себе и своей судьбе.

В процедуре биографического исследования, как сказано выше, используются два рода методик — аналитические и синтетические. Описательность синтетических методов отчасти нейтрализуется более формализованными аналитическими методиками. Но и в том, и другом случае желательны и возможны элементы количественной обработки данных.

Процедура монографического исследования строится по принципу последовательного углубления в изучаемый предмет - от внешних, более формальных моментов, к внутренним, психологически содержательным. Сначала следует как бы пунктиром наметить весь жизненный путь изучаемого человека, потом представить его в целом, а затем более подробно - отдельные аспекты - они могут быть оценены и правильно поняты лишь в контексте целого.

Конкретные методы далее описываются в порядке их применения в процедуре монографического исследования личности (4).

1. "Личное дело"

Это официальные биографические документы, в которых содержатся основные сведения о личности, с социальной точки зрения. Все данные из этих документов, заверенные официально, могут служить опорой для проведения дальнейшей биографической работы.

Уже на первом этапе исследования и на всех последующих полезно проводить систематизацию данных. Для этого предлагается заносить их в хронологическую таблицу. Она содержит несколько колонок (в моём исследовании их было пять), первая из которых заполняется датами упомянутых в документе, или в других источниках событий и прочих моментов жизни. В отличие от исторических хронологических таблиц в психологии важно отразить в таблицах психологическую информацию, связанную с указанным событием-датой. Поэтомув ней выделяются колонки о субъективных состояниях изучаемого, характеристиках и самохарактеристиках в соответствующий момент времени, субъективных оценках события или периода жизни.

Таблица 1

Образец хронологической таблицы

  Хронология     Событие, факт     Субъективное состояние   Характеристика, самохарактеристика Оценка периода, момента
сентябрь Поступила в университет Моей радости не было предела Я была наивна и восторжена Весь первый курс - нервное время

Последовательное упорядочивание в хронологическом порядке всех биографических фактов облегчает дальнейшую работу с ними, а также позволяет сделать количественную обработку. Во-первых, есть возможность подсчитать количество фактов жизни по периодам, во-вторых, на этой основе рассчитать условный показатель плотности жизненных фактов (насыщенности) путём деления количества фактов на количество лет в периоде. В работах А.А. Кроника и его сотрудников для определения насыщенности использовали прямую оценку, даваемую самим изучаемым по пятилетним периодам. Этот приём проще, но степень объективности показателя насыщенности жизни, высчитанного по хронологической таблице, думается, выше.

Биографическая анкета

Анкетный метод даёт много фактов типа биографических дат. Отвечая на точные вопросы, изучаемый упорядочивает воспоминания, приобретает установку на точное воспроизведение прошлого. Анкеты выявляют такие факты, которые вовсе не упоминаются в других источниках, так как они кажутся мало интересными для изучаемого, или не вписаны в его концепцию жизни. Тем не менее, они важны для объективного представления биографии.

В моем варианте биографическая анкета содержала следующие разделы.

1.Ступени социализации: родительская семья, детский сад, школа, учёбы в институте, места работы;

2.Членство в общественных организациях, объединениях, социальная активность;

3.Среда развития: места жительства, учёбы, учебные и трудовые коллективы, путешествия;

4.Интересы и любимые занятия;

Наши рекомендации