Биографический метод в психологии развития
Современная психология индивидуального развития охватывает все возрастные этапы и рассматривает жизненный путь как форму развития личности. Всевозрастная психология была поставлена в повестку дня науки ещё Н.А.Рыбниковым в 20-е годы. В этой связи он писал о биографическом методе, что он "в первую очередь должен быть использован для изучения возрастных особенностей растущего, зрелого и угасающего человека для целей выяснения диапазона возрастной изменчивости в зависимости от факторов социогенного характера"(13). В 1957 году Б.Г.Ананьев на новом уровне науки убедительно обосновал всевозрастной подход (14), в котором биографическому методу отводится заметное место, поскольку он позволяет ретроспективно изучать большие промежутки времени жизни.
В возрастной психологии в начале века использовались дневники и другие биографические документы для изучения возрастных особенностей душевного мира юношества. Известны в этом плане работы немецких ученых В.Штерна, Ш.Бюлер (15; 16). К биографическим документам относятся дневники родителей, содержащие наблюдения за развитием детей в семье.
В России в 20-е годы М.М.Рубинштейн разработал методику автобиографических записей. Она представляла собой биографическую анкету, на вопросы которой изучаемые (их было 129) давали развернутые письменные ответы - изложения. Вопросы были поставлены широко, например, "Как вы психически переживали переход от детства к отрочеству?", или "Было ли у вас в ту пору стремление к необычному, к путешествию, к героизму, к приключениям и т.п.?" Чтобы на них ответить, надо было быть довольно развитым человеком и уметь анализировать себя. Качественная обработка полученного автобиографического материала привела к выводам о типичных чертах юношеского характера (17).
Современная психология развития многим обязана германскому психологу, профессору Боннского университета Гансу Томэ. Он провёл многолетний психологический мониторинг личности в Германии, интересуясь механизмами адаптации к меняющимся условиям исторической эпохи, а следовательно, и развития в связи с этими изменениями. Томэ и его сотрудники основали биографически обоснованную когнитивную теорию личности. Используя биографические методы, он установил репертуар поведенческих моделей личности для преодоления трудностей жизни, так называемые техники бытия. Всего их найдено примерно 20-25, например, "установление социальных контактов", "принятие жизненной ситуации по принципу: у других бывает и хуже", "идентификация с целями и судьбами других людей", "надеяться", "корректировать свои ожидания".
Именно биографический подход оказался адекватен решению проблемы, которая занимает Г.Томэ более всего, проблемы историзма психического развития личности. Поэтому учёный высоко ценит биографический метод и активно использует его в своих исследованиях уже в течение десятков лет. По его мнению: "Биографический метод..., который ещё двадцать лет назад выглядел более или менее "экзотическим" разделом психологии личности, сегодня для многих стал незаменимым инструментом..." (18, 3)*. (*Об исследованиях Ганса Томэ есть статьи на русском языке, написанные Л.И.Анцыферовой (19;20))
Биография и характер
Биографический метод в характерологии использовался довольно широко, во-первых, как анализ и математическая обработка жизнеописаний, созданных независимо от психолога в целях выявления общих закономерностей развития характера. Уже в начале XX века появились первые попытки количественных измерений биографической информации в целях характерологии. Так, Г.Гейманс (Германия) обработал опубликованные биографические статьи о великих людей путем подсчета определенных высказываний о них, об их личности и таким образом определил характерологические типы (21).
Во-вторых, в целях характерологии психологи используют монографический вариант биографического метода в форме анамнеза или жизненной истории как составной части "случая" (case study)**. (**В психологии имеются некоторые попытки изучения структуры единичной личности на основе ее личных документов. Имеется в виду исследование ученика Г.Олпорта Альфреда Болдуина, построенное на контент-анализе писем одного человека (так называемые письма Дженни), которое вошло в историю биографического метода (22))
На биографическом материале построены характерологические исследования В.С.Мерлина, посвященные проблеме жизненного кризиса вследствие тяжелого военного ранения людей — участников Великой Отечественной войны. Жизненные истории были проанализированы с точки зрения роли направленности личности в решении кризисной ситуации и дальнейшему устройству жизни, а следовательно, в определении самой личностью хода собственного развития (23).
Анамнез составляется на основе наблюдений и бесед с самим изучаемым и его окружающими. В.Г.Норакидзе проективными и биографическими методами обследовал 225 человек и выявлял типы характера (24).
Б.М.Теплов предпринял характерологический анализа литературных героев "Евгения Онегина", что в принципе не отличается от анализа биографического материала реальных лиц (25). При этом он убедительно раскрыл динамику становления характера Татьяны в результате рокового события — убийства Ленского на дуэли. Намеченные им понятия "уроки жизни" и "испытания" могут занять достойное место в понятийном аппарате биографического метода.
При анализе биографических материалов обращают внимание на то, каков общественный фон развития, каковы стержневые черты личности, когда они наметились и изменились.
Очерки характера не только становятся основой для выведения теоретических обобщений, но часто используются как иллюстрация к ним. Их полезно читать для развития способностей к восприятию и пониманию индивидуальности и построения гипотез о закономерностях ее развития.