Биографические исследования в литературоведении

В литературоведении и искусствоведении в целом существует непреходящий интерес к личности художника и его жизни. Понять художественное произведение невозможно без знания исторического контекста, времени, в котором жил и творил автор. Именно через биографию исследователь проникает в атмосферу эпохи создания произведений.

Глубокие мысли о биографии как культурном феномене в литературоведении высказал Г.Винокур в старой, но не устаревшей книге "Биография и культура" (10). В частности, он обратил внимание на роль литературных произведений в программировании поведения личности на жизненном пути, на то, что у некоторых образованных людей существует закономерная стилизация жизни в соответствии с литературными образцами.

В литературоведении одним из первых, кто использовал биографический метод, называют французского критика, литератора Сент-Бёва (XIX век), который рассматривал литературное произведение как отражение личности его автора. Критические выступления Сент-Бёва представляли собой литературные портреты писателей, биографии в миниатюре (отношения писателя с современниками, его культурная среда, образ повседневной жизни). Современные литературоведы отмечают узость и ограниченность такого подхода, при котором в тени остаются сами литературные произведения. Однако принцип связи творческого продукта с биографией писателя признается верным.

Писатель выражает насущные запросы, проблемы, идеи своего времени, использует художественный опыт предшественников. Игнорирование этой стороны детерминации творчества приводило, как это было в СССР в 20-е годы, к попыткам социологизировать до конца литературный процесс, что выразилось в концепции "искусства без имен". О.М.Брик тогда считал, что "нет поэтов и литераторов - есть поэзия и литература... Не будь Пушкина, "Евгений Онегин" всё равно бы был написан" (11).

Есть и другая крайность, когда отрицается связь литературного творчества с объективной действительностью, и "литература представляется как спонтанное самовыражение писателя, не связанное ни с запросами своего времени, ни с объективным ходом развития художественных форм. Эта тенденция усилилась под влиянием психоанализа. Психоанализ искал связи между сюжетами книг писателя и перипетиями его жизненного пути, найти истоки его творчества в раннем детстве и сексуальном опыте (известны психоаналитические биографии Леонардо да Винчи, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского). Но психологизация искусства у фрейдистов оборачивалась отрицанием творческой индивидуальности, поскольку всё объяснялось одними и теми же неизменными причинами - Эдиповым комплексом, садо-мазохизмом, ранними психологическими травмами.

В действительности художественное творчество больше, чем какое-нибудь другое, дает простор для воплощения индивидуальности автора. Творческая история произведения соотносится с биографией автора, поэтому биографические исследования - важный раздел литературоведения. Изучение биографии помогает уловить органическое единство человека и художника и таким образом глубже понять само произведение. Личностный фактор художественного творчества неустраним в принципе, он присутствует не только в самом процессе создания произведения, но и в готовом продукте - романе, поэме, картине в форме индивидуального стиля, личного жизненного опыта, переплавленного в процессе художественного труда. Все это выражается в понятии «творческая индивидуальность».

Личностный, а значит и биографический подход к творчеству писателя свойственен современному литературоведению. Прекрасные образцы литературоведческой биографии дает современная отечественная гуманитаристика. Это биографические романы-исследования Бориса Бурсова о Пушкине и Достоевском, работы Юрия Лотмана о Пушкине, Бориса Соловьева о Блоке и многие другие.

Как в истории, так и в литературоведении биографический метод обращен к жизни выдающихся людей. Методическая сторона биографирования здесь тоже родственна историческому источниковедению. Описаны разные виды личных документов, раскрыто их значение для литературоведения, определены правила работы с личными документами и написания биографии.

Техника личных документов разрабатывается не только в связи с биографическим исследованием, но и в целях проникновения в творческую лабораторию писателя. Воссоздание картины творческого процесса опирается на такие документы, как письма, дневники, записные книжки, свидетельства окружающих.

Наши рекомендации