Жизненный путь — предмет биографического метода
Теоретические представления о жизненном пути составляют основу его понятийного аппарата. В XX веке в общих чертах сложилась теория жизненного пути и личности. В психологической науке высказаны важные мысли и развиты теоретические представления о жизненном пути. С.Л.Рубинштейн в книгах "Основы психологии" (1935) и "Основы общей психологии" (1940, 1946) уделил специальное внимание проблеме жизненного пути, связывая её с самосознанием личности. "Сущность человеческой личности находит своё завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю... Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом её деятельности, аналогично тому, как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики" (9, 641).
Б.Г.Ананьев характеризует жизненный путь как социально-историческую форму индивидуального развития человека, так что "все события этого развития (биографические даты) всегда располагаются относительно к системе измерения исторического времени... Психологическое изменение структуры личности , её характера и таланта уже немыслимо вне категории исторического времени..." (12, 54, 155).
По Б.Г.Ананьеву, "личность всегда конкретно-исторична, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и её собственного жизненного пути... Поэтому изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса её воспитания и становления в определённых социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, сотрудников или, напротив, противников — в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность.
Биографическое исследование личности, её жизненного пути и творчества есть род исторического исследований в любой области знания — искусствознания, истории науки и техники, психологии и т.д." (12, 277).
Развитие личности на жизненном пути в зависимости от исторического времени стала предметом многолетних исследований германского психолога Ганса Томэ (Hans Thomae). Он справедливо полагает, что необходимо переходить от абстрактных внеисторичных описаний развития личности к исследованию развития в конкретных социально-исторических обстоятельствах жизни того или иного поколения, и говорит о новой отрасли — психологии жизненного пути (13). В этой связи закономерно ставить вопрос о социально-исторической адаптации личности и её историческом поведении (14).
Все мы дети и пленники своего времени, в той или иной степени, разделяем его идеи и предрассудки, спорим и конфликтуем с ним, стремимся оставить в нем свой, хотя бы малый след. Сама эпоха накладывает ограничения на самореализацию личности, врывается в течение индивидуальной жизни и может всё изменить в ней, даже помимо её воли. Мы это хорошо знаем по судьбам соотечественников — жителей XX века. Как многие из них могли бы сказать вслед за Анной Ахматовой:
Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь.
Но детерминация судьбы человека историей не отменяет его ответственности и воли. Специфика человеческой жизни,во-вторых, состоит в том, что она субъектна, осуществляется, выстраивается самой личностью-субъектом жизненного пути,осмысливается и переосмысливается ею*. (*Легко заметить, что субъектность и историчность взаимообусловленные характернсткн жизни человека: продукты деятельности субъекта опосредуют его развитие, что означает его историзм (см. выше).)Человек не просто живет, но ищет смысл, жаждет, чтобы его жизнь была значительной и не бесследной. Осознание жизни идет в разной форме - как переработка собственного прошлого и накопление через это жизненного опыта, как планирование будущего, как соотнесение планов и программ с результатами и достижениями, тех и других - с собственными внутренними потенциалами и притязаниями, желаниями стремлениями. Процессы осознавания, смыслообразования, построения собственной жизненной философии составляют более или менее напряженную внутреннюю жизнь, потаённую сторону жизненного пути.
Замечательно об этом размышлял Л.С.Выготский: "Вот - жизнь. Она глубже, шире своего внешнего выражения. Всё в ней меняется, всё становится не тем. Главное - всегда и сейчас, мне кажется, не отождествлять жизнь с её внешним выражением и всё. Тогда, прислушиваясь к жизни (это самая важная добродетель, немного пассивное отношение вначале), найдёшь в себе, вне себя, по всем столько, что вместить нельзя будет никому из нас. Конечно, нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм, самоубийство, но не жизнь. Но есть ведь философия у каждого. Надо, видимо, растить её в себе, дать ей простор внутри себя, потому что она поддерживает жизнь в нас... Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни. Когда мы от системы перейдём к судьбам (произнести страшно и весело это слово, зная, что завтра мы будем исследовать, что за этим скрывается), к рождению и гибели систем, мы увидим этовоочию" (15, 127).
Осмысленность, осознанность жизненного пути - один из способов его субъектной детерминации, роль которой увеличивается в зрелости и различается от личности к личности. Субъектная детерминация проявляется также в форме поступков, активном волевом вмешательстве самого человека в ход собственной жизни. Человек - субъект - опосредует своей структурой, функционированием и деятельностью все объективные влияния и факторы жизни. Он самостоятельно строит и осуществляет план своей жизни, преодолевая преграды и препятствия.
Субъектный аспект жизненного пути стоит в центре внимания в школе С. Л. Рубинштейна как наиболее существенный. "Специфика жизненного процесса, - пишет К. А. Абульханова-Славская, - связана с тем, как его осуществляет субъект" (16, 33). К. А. Абульханова-Славская, следуя идеям С. Л. Рубинштейна, подчеркивает активный, субъектный характер жизненного пути, описывает и анализирует жизнь человека как процесс активной жизнедеятельности (лучше сказать социальная жизнедеятельность, чтобы отличить ее от функционирования организма). "Активность личности выражается в том процессе организации своей жизни, в котором личность отодвигает одни, приближает другие ситуации, преодолевает препятствия, проводя свою жизненную линию" (16, 41).
По-своему понимал суть жизни человека и характер её субъектности М.М.Бахтин. Для него человек - прежде всего субъект общения. "Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Абсолютная смерть (небытие) есть неуслышанность, непризнанность, невспомянутость... Быть - значит быть для другого и через него - для себя... Жить - значит участвовать в диалоге" (17, 330, 337)*. (*Негативное определение жизни даёт в своей парадоксально-афористической манере писатель Андрей Платонов: “Жизнь есть упускаемая и упущенная возможность”(18. 155).
Особенностью жизни человека является то, что она имеет особую структуру. Во временном аспекте его структуру составляют фазы, отделенные друг от друга событиями. В самом общем виде это подготовительная фаза, старт, кульминация, финиш (12). Но у каждого человека, наряду с этими общими фазами, есть собственные "эпохи" соответственно личностно-событийным вехам на оси времени. (Как образно сказал П.П.Блонский, значительное событие — заголовок к новой главе нашей жизни).
В "пространственном" - содержательном - плане структура жизненного пути складывается из разнообразных деятельностей, общении, занятий, характеристик среды и т. д., говоря словами Ш.Бюлер "измерений" (dimension).