По выполнению учебной инструкции
и действовать по плану
Обучение детей планированию своих действий_____ важ-
нейший шаг на пути формирования умения произ-
водить умственные операции. Целесообразно, чтобы о
плане и планировании детям сначала рассказал психо-
лог. На конкретных примерах из Жизненной практики
можно показать, как важно человеку планировать свое
время, работу. Планирование помогает человеку эконо
мить время и силы. На занятии, посвященном этой теме,
дети вместе с психологом составляют режим дня, полу
чают задание составить свой план на ближайший вечер.
На следующем занятии тему «подхватывает» логопед:
анализирует составленные учениками планы на вечер,
показывает, что планировать можно и действия по вы-
полнению учебного задания.
Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе работы по программе курса дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы #
УПРАЖНЕНИЯ
1. «Подготовься к занятию».На доске расположен ряд картинок с изображением ручки простого карандаша, цветных карандашей, тетради, дневника. Логопед предлагает ученикам подготовить к занятию учебные принадлежности в порядке, заданнам картинками.
* Упражнение используется на начальном этапе обучения. После того как дети выполнят задание, Уместно подвести итог:
кто действовал строго по плану; кто не смог выполнить какой-либо шаг, потому что не имел нужной вещи и не сумел попросить ее у товарища. Предлагаемый план можно усложнять, добавляя картинки.
2. «Расскажио звуке по плану-схеме»:
гласныйили согласный
ударный или безударный твердый или мягкий
парный или непарный звонкий или глухой звонкий или глухой
Через 1-2 занятия схема характеристики звука заменяет-
ся. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характе-
ристики заменены цветными символами.
3. Письмос предварительным проговариванием.Ло-
гопед диктует предложение или его часть, ученики хором
орфографически проговаривают 1-3 слова, логопед зада
ет вопрос: «Сомнений нет?», и если сомнений нет, то все
пишут.
* Важно объяснить детям, что предварительное орфографи-
ческое проговаривание слов — это и есть план их написания.
«Когда проговариваешь так, как собираешься писать, твои зна-
ния, опыт, интуиция помогают тебе не ошибиться». Выработ-
кой навыка письма предложений под диктовку следует зани-
маться на каждом уроке. В начале курса нужно требовать от
детей четкого проговаривания вслух. Чтобы разнообразить Ра-
боту, можно использовать прием «Я — учитель», когда предло-
жение диктует один из учеников. «Учитель» следит, чтобы ко-
личество проговариваемых слов было доступно для запоминания,
регулирует темп общей работы, не забывает задавать вопрос о
возможных сомнениях в написании. Со временем логопед раз
решает детям проговаривать про себя, но предупреждает, что
будет наблюдать, кто из учеников действительно делает это, а
кто пишет сразу после того, как услышал слова.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
4. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.
Пример:
1 3 2
Прочитай текст. Выпиши найденные тобой существительные с безударными падежными окончаниями.
4 5
В каждом слове выдели окончание, обозначь склонение и падеж.
* Логопед напоминает детям, что на уроках математики им встречаются сложные примеры, в которых вычисления нужно совершать в определенном порядке (например, выполнить действия в скобках и с полученным результатом совершить следующее действие). Задание к упражнению в учебнике русского языка тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. А перед выполнением нужно подумать, что следует сделать сначала, а что потом.
5. «Выделение главного». Для того чтобы правильно составить план, необходимо научиться выделять главное и действовать по порядку. Ученикам предлагается выполнить следующее задание, результаты которого можно вложить в портфолио:
• выпиши все свои дела (или действия, если речь идет об учебном задании), которые тебе предстоит сделать, на отдельный лист бумаги;
• отметь маркером (текстовыделителем) самые важные из них — те, которые необходимо сделать в первую
очередь;
• отметь маркером другого цвета те дела/действия, ко-
торые ты поставишь на второе место, и т. д.
* Психолог (или логопед) предлагает детям подумать, поче-
му иногда трудно взяться за работу (например, по выполнению
домашнего задания или за уборку, когда в комнате беспоря-
Логопедические занятия
док). В процессе беседы выясняется, что пугает самое начало работы — когда не знаешь, за что взяться в первую очередь. Научившись выделять главное и выстраивать план действий, можно значительно облегчить себе жизнь.
6. «ПомогитеКузе». Составление плана выполнения
домашнего упражнения.
Пример:
Спиши, вставляя пропущенные буквы и нужные знаки препинания. Во всех предложениях подчеркни главные члены.
Варианты организации работы:
1) План составляется в процессе беседы с детьми, причем
дети аргументируют свои предложения, а логопед за-
писывает пункты плана на доске.
I 2) Пункты плана в беспорядке написаны на доске, а у каждого ребенка есть какая-то магнитная цифра. Ученики прикрепляют свои цифры к соответствующим пунктам, обязательно аргументируя свои действия. 3) Работа в парах. Каждая пара получает текст задания и план выполнения этого задания, разрезанный по пунктам на полоски. Нужно составить план целиком. Все пары представляют и защищают свой вариант. * Детям предлагается помочь Кузе выполнить домашнее задание по русскому языку. («Наш Кузя совсем растерялся, не знает, с чего начать и как сделать упражнение быстрее, а то ведь хочется и в футбол поиграть...»)
7. «Составьте алгоритм».Детям предлагают поработать
в парах. Задание общее для всех пар: составить алгоритм
решения определенной учебной задачи.
Примеры заданий: ; 1) Составьте алгоритм выполнения транскрипции слова.
2) Составьте алгоритм проверки слова с безударным глас-
ным в корне.
Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по транскрипции или по проверке слова, используя
f
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ______
свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т. е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание.
Ищи других родственников |
Измени форму слова |
* Под алгоритмом в психологии понимают точное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу. Психологические исследования показывают, что многие из этих операций не осознаются детьми, а иногда ученики о них просто не подозревают (К.Н. Волков). Следовательно, для эффективного обучения эти операции надо выявлять и специально обучать производить их.
Примеры алгоритмов, составленных учениками
Как сделать транскрипцию
1. Открой квадратные скобки.
2. Произнеси слово целиком так, как ты обычно говоришь, и запомни это.
3. Медленно, выделяя звуки, произнеси первый слог.
4. Звуки, которые ты выделил, занеси в скобки.
5. Так же работай и с другими слогами.
6. Закрой скобки.
7. Прочитай свою транскрипцию и сравни: такое ли слово ты произносил вначале/
8. Поставь ударение.
Проверка безударных гласных в корне слова Комментарий к схеме:
Чтобы проверить безударную гласную
в корне слова, не обязательно пере-
Смотри в корень |
бирать в уме все родственные ему слова. Иногда достаточно просто выделить корень, и проверка завершена: дворик — двор.
Логопедические занятия
Откуда слово произошло? |
В слове морской корень не является понятным словом, но произошло оно от слова море. Проверка завершена.
Для проверки слова гора первые два способа не помогают. Изменим форму слова: гора — горы. Проверка завершена.
Для проверки слова удаль предыдущие способы не подходят. Подбираем родственное слово — удаленький. Проверка завершена. 8. Наш помощник — карта памяти. Опорный конспект потому и называется опорным, что помогает хорошо усвоить информацию, помогает воспроизвести в памяти пройденное. Различные варианты опорных конспектов объединяет схематичность, яркость исполнения и использование ключевых (основных, самых важных и запоминающихся) слов. Рассмотрим один из вариантов опорного конспекта — карту памяти, которую придумали англий-ские психологи. Такой конспект поможет проделать следующие операции:
• увидеть, как та или иная тема или идея логически разбивается на более мелкие элементы;
• найти связи между отдельными идеями;
• сгруппировать факты;
• увидеть картину (тему) в целом.
Карта памяти имеет структуру и составляется по определенным правилам. При ее создании используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выразительные слова и фразы.
Составление и использование карты памяти доставляет удовольствие, на нее приятно смотреть.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Карта памяти
Правописание безударных гласных окончаниях
Правила составления карты памяти:
• Расположите лист бумаги формата А-4 или А-3 горизонтально.
• Начните работу с цветного рисунка и названия темы в
центре.
• Нарисуйте жирные изогнутые линии разного цвета, от
ходящие от центра, обозначающие основные идеи, раз
делы темы.
• Основные линии дополните другими, обозначающими ключевые слова, основные правила, подсказки.
• Надписи к линиям — ключевые слова и фразы — следует писать печатными буквами и сопровождать схематичными рисунками.
• Не следует заключать слова в рамки различной конфигурации!
* Психологи обнаружили, что именно изогнутые линии, немного напоминающие извилины головного мозга, хорошо помо-
Логопедические занятия
гают запомнить и надолго сохранить в памяти информацию. Когда же мы, составляя схему, заключаем слова в рамки, то, воспроизводя информацию по прошествии нескольких лет, память «выдает» нам рамки, а не их содержание!
Примеры заданий с использованием карты памяти:
1) Вставьте в слова на вашей карточке пропущенные окончания, пользуясь картой памяти.
2) Составьте карту памяти «Как проверять написанный диктант». * Для лучшего закрепления умений рекомендуется использовать одну и ту же карту памяти на 3-4 занятиях подряд, а в дальнейшем к ней следует возвращаться, чтобы вспомнить пройденное.
МОДУЛЬ С