Словесную или письменную инструкцию
УДК373.1Й76 ББК 74.3
© Коллектив авторов, 2006
©КАРО, 2006
ISBN 5-8981S-666-6Все права защищены
Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами (до 21 % учащихся). Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в . формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа сопровождения учащихся с \нарушениями письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков организации подготовки к занятиям и правильного распределения времени, планирования, самоконтроля и т. д. Обычно это относят к сфере деятельности педагогов-психологов. Однако результаты исследований в области сопровождения, проведенных в России и за рубежом (в США, Бельгии и других странах), подтверждают эффективность комплексного мультидисциплинарного подхода к ; проблемам развития ребенка.
В данном пособии содержится программа сопровождения уча- щихся, которая представляет собой систематизацию опыта целе-направленной работы целой команды специалистов: педагогов-пси- хологов, учителей-логопедов, социального педагога, логопеда — специалиста по биологической обратной связи — по формированию у учащихся с нарушениями письменной речи (1-5 классы) |навыков учебной деятельности. Перечисленные специалисты ста-
вили перед собой задачу оказать помощь детям в решении проблем, связанных с учебой, и разработать программы их профилактики. Кроме того, в пособии предлагается примерная структура логопедических занятий по коррекции дисграфии и дизорфографии. В приложениях содержатся примеры проблемных ситуаций на логопедических занятиях; подборка упражнений для физкультминуток; перспективный план психолого-логопедического сопровождения учащихся 1-5 классов с нарушениями письменной речи; сценарии итоговых занятий «Праздник достижений» и «Звездный час».
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
(1-5 классы)
Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных
проблем развития.
Е.И. Казакова
Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения письменной речи, целесообразно проводить по определенной программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребенка (сопровождающего и сопровождаемого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Таким образом, ребенок перестает быть «объектом педагогического воздействия» и становится активным участником субъект-субъектного взаимодействия, цель которого активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание должно уделяться коллективным формам работы, позволяющим развивать у учащихся самостоятельность и навыки сотрудничества.
В процессе сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи представляется целесообразным объединить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективные и органично вписывающиеся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Кроме того, педагоги-психологи и логопеды должны тесно взаимодействовать с
Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи
учителями русского языка и классными руководителями. Техника консультативного сопровождения, о которой рассказывается в данном пособии, позволяет проанализовать проблемы учеников и оказать им всестороннюю помощь. Для психолого-педагогической диагностики учебных затруднений учащихся 1—5 классов используются наиболее простые и достаточно информативные методики.
Целенаправленная программа преодоления учебных затруднений у детей с нарушениями речи путем формирования и развития навыков учебной деятельности позволяет решать следующие задачи:
• развивать умения и навыки планирования и организации деятельности;
• развивать умение произвольно управлять вниманием; регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;
• формировать навыки самоконтроля;
• развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;
• повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;
• развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;
• формирование положительной «Я-концепции».
Для решения поставленных задач необходимо опираться
1) на основные принципы сопровождения:
- «всегда на стороне ребенка»;
- непрерывность, мультидисциплинарность и комплексный подход. (Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие, открытость, гуманизация, индивидуальный подход;
2) на общедидактические принципы;
3) на основные принципы логопедии:
- системность, комплексность развития;
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- деятельностный подход;
- поиск обходных путей и опора на сохранное.
Концептуальной основой программы является педагогика успеха, которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка. В соответствии с данной концепцией педагог призван не «исправлять недостатки» ребенка, а развивать его сильные стороны, побуждая ученика к самосовершенствованию и саморазвитию.
Результатом реализации предлагаемой программы должно быть формирование у детей следующих умений и
навыков:
- ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);
- полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во фронтальной работе с классом;
- произвольно регулировать свое внимание, вовремя включаться в деятельность класса, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий
темп;
- ответственно относиться к результатам своей учебной
работы, соотносить полученный результат с планируе
мым и адекватно оценивать его, осуществлять само
контроль;
- осознавать сильные и слабые стороны себя как учени
ка, осваивать «технологию успеха и достижений».
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В соответствии с поставленными целями и задачами в программе выделяются шесть модулей, упражнения из которых можно использовать на логопедических за-
Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи
нятиях. Распределение упражнений по модулям условно, так как большинство предлагаемых учебных заданий полифункциональны.
Модуль А: Умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию.
Модуль В: Умение планировать действия по выполнению задания.
Модуль С: Умение осуществлять итоговый самоконтроль.
Модуль D: Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Модуль Е: Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности.
Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации.
В каждом модуле после описания упражнения приводится со значком (*) комментарий специалиста: специфическая цель упражнения, особые условия проведения, продолжительность и т. п.
На заключительном этапе реализации программы ученикам предлагается самостоятельно оценить достигнутые результаты, заполнив карту сформированности у себя когнитивных и коммуникативных навыков, навыков учебной деятельности. По завершении занятий по программе организуется «Праздник достижений». Цели проведения праздника:
• обобщение полученных знаний и умений;
• рефлексия, повышение самооценки учащихся;
• установка на дальнейшие учебные успехи;
• получение обратной связи (результативность занятий). В ходе праздника, организаторами которого являются
психолог и логопед, дети участвуют в играх и конкурсах.
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
В процессе реализации программы ученики пополняют раздел «Я учусь учиться» своего портфолио — папки личных достижений.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи
Это не просто папка, в которой можно хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и др., а также систематизировать интересную и полезную информацию. Кроме того, портфолио используется для самооценивания и учета собственных достижений, в том числе успехов в учебе. Составляя портфолио, школьник перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, учась отмечать собственные успехи.
Прежде чем начинать собирать портфолио, ученик должен понять цель его составления. Следует регулярно проводить отбор и оценивание работ, которые учащийся помещает в нем. Время «чисток» устанавливается учеником, родителями и учителем (например, один раз в две недели). Портфолио является общим инструментом разных программ сопровождения, направленных на профилактику и преодоление учебных затруднений.
Предлагаем структуру портфолио, в которую при необходимости и по желанию ученика могут включаться и другие разделы.
Структура портфолио
«Мой портрет»:
• характер, любимые занятия;
• «Я в школе» («Моя школа»: любимые учителя и лучшие школьные друзья, любимый предмет).
«Мои цели»:
• цели по преодолению трудностей в учебе (формулируются на каждую четверть учебного года);
• табличка продвижения к цели;
• лестница успеха.
«Моидостижения»:
• лучшие работы;
• награды.
«Копилка»:
• рабочие материалы (планирование, расписание и т. д.);
• важная и/или интересная информация.
«Я учусь учиться» (отражает работу по программам «Секреты успешной учебы» и «Учись учиться»):
• карты памяти;
• алгоритмы;
• памятки и др.
Необходимо отметить, что оформление портфолио — дело творческое. Папка личных достижений должна отражать индивидуальность ребенка. Хорошо, если ученик подберет картинки-символы, отражающие его отношение к каждому разделу портфолио. Однако не следует превращать его в «сундук». Портфолио — «живой» инструмент, отражающий актуальную ситуацию.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Логопедические занятия
Не будем забывать о том, что ребенок приходит на логопедические занятия, как правило, после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку (например, русского языка). Желательно максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. Наверное, излишне на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса учащихся. Линейки достижений и лесенки успеха, которые рисует в своей тетради ученик, позволяют ему самому оценить себя, а учитель (индивидуально!) может обсудить с ним объективность оценки.
МОДУЛЬ А
Умение воспринимать
Логопедические занятия
писать слова в столбик, пишут их в строчку — это происходит по инерции или потому, что не услышали в инструкции нового.)
4. «Светофор».У детей красный и зеленый сигналы.
Логопед быстрочитает 10-12 утверждений, средикото-
рых есть верные иневерные. Если утверждение верно,
дети поднимают зеленые сигналы, если неверно — крас-
ные. В конце игры разбираются утверждения, на которые
были даны противоречивые ответы.
* Примеры утверждений: Чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В согласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть повествовательным, вопросительным и утвердительным.
5. «Или "нет", или "да", а не знаешь — беда!»Логопед
читает 8-10 утверждений, среди которых есть верные и
неверные. После каждого он называет имя кого-нибудь
из учеников, и тот отвечает «да», если согласен с данным
утверждением, и «нет», если не согласен. После его отве-
та логопед обращается ко всем детям, и они хором сооб
щают свое мнение («да», «нет») или говорят: «Беда!», если
вызванный ученик ответил неправильно. «Попавший в
беду» ученик получает штрафную карточку. По оконча
нии игры его нужно будет «выручить», то есть задать воп
рос или предложить какое-нибудь задание. Например,
придумать предложение из пяти слов или слово подобрать
со звуком «р» и т. п.
* В отличие от предыдущего упражнения, данное требует большей концентрации и распределения внимания. Примеры утверждений см. выше.
6. «Письмо с пропусками».Логопед дает задание: «Я
буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вмес
то буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети
записывают 2-3 предложения. Затем логопед предлагает
им, например, не писать окончания прилагательных, а
ставить вместо них звездочку.
* Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика — саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
7. «Будь внимательным!»Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они запомнили ичетко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.
Примеры заданий:
1) В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а бук
вы 3 — вычеркнуть:
Полезла Оксана за красной розой, А вернулась Оксана с занозой.
2) В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц —
вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вы-
черкиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц:
Черная цапля циркулем чертила.
«Внимание!» Цапля старательно циркулем водила.
«Внимание!» Получился очень чистенький чертеж.
8. «Внимание и счет».Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Логопед просит детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов.
Например: борода — города, редкий — резкий, икра — игра, попугай — поругай, барак — баран, балка — палка, лиловый — ледовый.
* Игра развивает быстроту реакции, фонематическое восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Логопедические занятия
МОДУЛЬ В
Умение планировать действия
УПРАЖНЕНИЯ
1. «Подготовься к занятию».На доске расположен ряд картинок с изображением ручки простого карандаша, цветных карандашей, тетради, дневника. Логопед предлагает ученикам подготовить к занятию учебные принадлежности в порядке, заданнам картинками.
* Упражнение используется на начальном этапе обучения. После того как дети выполнят задание, Уместно подвести итог:
кто действовал строго по плану; кто не смог выполнить какой-либо шаг, потому что не имел нужной вещи и не сумел попросить ее у товарища. Предлагаемый план можно усложнять, добавляя картинки.
2. «Расскажио звуке по плану-схеме»:
гласныйили согласный
ударный или безударный твердый или мягкий
парный или непарный звонкий или глухой звонкий или глухой
Через 1-2 занятия схема характеристики звука заменяет-
ся. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характе-
ристики заменены цветными символами.
3. Письмос предварительным проговариванием.Ло-
гопед диктует предложение или его часть, ученики хором
орфографически проговаривают 1-3 слова, логопед зада
ет вопрос: «Сомнений нет?», и если сомнений нет, то все
пишут.
* Важно объяснить детям, что предварительное орфографи-
ческое проговаривание слов — это и есть план их написания.
«Когда проговариваешь так, как собираешься писать, твои зна-
ния, опыт, интуиция помогают тебе не ошибиться». Выработ-
кой навыка письма предложений под диктовку следует зани-
маться на каждом уроке. В начале курса нужно требовать от
детей четкого проговаривания вслух. Чтобы разнообразить Ра-
боту, можно использовать прием «Я — учитель», когда предло-
жение диктует один из учеников. «Учитель» следит, чтобы ко-
личество проговариваемых слов было доступно для запоминания,
регулирует темп общей работы, не забывает задавать вопрос о
возможных сомнениях в написании. Со временем логопед раз
решает детям проговаривать про себя, но предупреждает, что
будет наблюдать, кто из учеников действительно делает это, а
кто пишет сразу после того, как услышал слова.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
4. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.
Пример:
1 3 2
Прочитай текст. Выпиши найденные тобой существительные с безударными падежными окончаниями.
4 5
В каждом слове выдели окончание, обозначь склонение и падеж.
* Логопед напоминает детям, что на уроках математики им встречаются сложные примеры, в которых вычисления нужно совершать в определенном порядке (например, выполнить действия в скобках и с полученным результатом совершить следующее действие). Задание к упражнению в учебнике русского языка тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. А перед выполнением нужно подумать, что следует сделать сначала, а что потом.
5. «Выделение главного». Для того чтобы правильно составить план, необходимо научиться выделять главное и действовать по порядку. Ученикам предлагается выполнить следующее задание, результаты которого можно вложить в портфолио:
• выпиши все свои дела (или действия, если речь идет об учебном задании), которые тебе предстоит сделать, на отдельный лист бумаги;
• отметь маркером (текстовыделителем) самые важные из них — те, которые необходимо сделать в первую
очередь;
• отметь маркером другого цвета те дела/действия, ко-
торые ты поставишь на второе место, и т. д.
* Психолог (или логопед) предлагает детям подумать, поче-
му иногда трудно взяться за работу (например, по выполнению
домашнего задания или за уборку, когда в комнате беспоря-
Логопедические занятия
док). В процессе беседы выясняется, что пугает самое начало работы — когда не знаешь, за что взяться в первую очередь. Научившись выделять главное и выстраивать план действий, можно значительно облегчить себе жизнь.
6. «ПомогитеКузе». Составление плана выполнения
домашнего упражнения.
Пример:
Спиши, вставляя пропущенные буквы и нужные знаки препинания. Во всех предложениях подчеркни главные члены.
Варианты организации работы:
1) План составляется в процессе беседы с детьми, причем
дети аргументируют свои предложения, а логопед за-
писывает пункты плана на доске.
I 2) Пункты плана в беспорядке написаны на доске, а у каждого ребенка есть какая-то магнитная цифра. Ученики прикрепляют свои цифры к соответствующим пунктам, обязательно аргументируя свои действия. 3) Работа в парах. Каждая пара получает текст задания и план выполнения этого задания, разрезанный по пунктам на полоски. Нужно составить план целиком. Все пары представляют и защищают свой вариант. * Детям предлагается помочь Кузе выполнить домашнее задание по русскому языку. («Наш Кузя совсем растерялся, не знает, с чего начать и как сделать упражнение быстрее, а то ведь хочется и в футбол поиграть...»)
7. «Составьте алгоритм».Детям предлагают поработать
в парах. Задание общее для всех пар: составить алгоритм
решения определенной учебной задачи.
Примеры заданий: ; 1) Составьте алгоритм выполнения транскрипции слова.
2) Составьте алгоритм проверки слова с безударным глас-
ным в корне.
Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по транскрипции или по проверке слова, используя
f
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ______
свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т. е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание.
Ищи других родственников |
Измени форму слова |
* Под алгоритмом в психологии понимают точное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу. Психологические исследования показывают, что многие из этих операций не осознаются детьми, а иногда ученики о них просто не подозревают (К.Н. Волков). Следовательно, для эффективного обучения эти операции надо выявлять и специально обучать производить их.
Примеры алгоритмов, составленных учениками
Как сделать транскрипцию
1. Открой квадратные скобки.
2. Произнеси слово целиком так, как ты обычно говоришь, и запомни это.
3. Медленно, выделяя звуки, произнеси первый слог.
4. Звуки, которые ты выделил, занеси в скобки.
5. Так же работай и с другими слогами.
6. Закрой скобки.
7. Прочитай свою транскрипцию и сравни: такое ли слово ты произносил вначале/
8. Поставь ударение.
Проверка безударных гласных в корне слова Комментарий к схеме:
Чтобы проверить безударную гласную
в корне слова, не обязательно пере-
Смотри в корень |
бирать в уме все родственные ему слова. Иногда достаточно просто выделить корень, и проверка завершена: дворик — двор.
Логопедические занятия
Откуда слово произошло? |
В слове морской корень не является понятным словом, но произошло оно от слова море. Проверка завершена.
Для проверки слова гора первые два способа не помогают. Изменим форму слова: гора — горы. Проверка завершена.
Для проверки слова удаль предыдущие способы не подходят. Подбираем родственное слово — удаленький. Проверка завершена. 8. Наш помощник — карта памяти. Опорный конспект потому и называется опорным, что помогает хорошо усвоить информацию, помогает воспроизвести в памяти пройденное. Различные варианты опорных конспектов объединяет схематичность, яркость исполнения и использование ключевых (основных, самых важных и запоминающихся) слов. Рассмотрим один из вариантов опорного конспекта — карту памяти, которую придумали англий-ские психологи. Такой конспект поможет проделать следующие операции:
• увидеть, как та или иная тема или идея логически разбивается на более мелкие элементы;
• найти связи между отдельными идеями;
• сгруппировать факты;
• увидеть картину (тему) в целом.
Карта памяти имеет структуру и составляется по определенным правилам. При ее создании используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выразительные слова и фразы.
Составление и использование карты памяти доставляет удовольствие, на нее приятно смотреть.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Карта памяти
Правописание безударных гласных окончаниях
Правила составления карты памяти:
• Расположите лист бумаги формата А-4 или А-3 горизонтально.
• Начните работу с цветного рисунка и названия темы в
центре.
• Нарисуйте жирные изогнутые линии разного цвета, от
ходящие от центра, обозначающие основные идеи, раз
делы темы.
• Основные линии дополните другими, обозначающими ключевые слова, основные правила, подсказки.
• Надписи к линиям — ключевые слова и фразы — следует писать печатными буквами и сопровождать схематичными рисунками.
• Не следует заключать слова в рамки различной конфигурации!
* Психологи обнаружили, что именно изогнутые линии, немного напоминающие извилины головного мозга, хорошо помо-
Логопедические занятия
гают запомнить и надолго сохранить в памяти информацию. Когда же мы, составляя схему, заключаем слова в рамки, то, воспроизводя информацию по прошествии нескольких лет, память «выдает» нам рамки, а не их содержание!
Примеры заданий с использованием карты памяти:
1) Вставьте в слова на вашей карточке пропущенные окончания, пользуясь картой памяти.
2) Составьте карту памяти «Как проверять написанный диктант». * Для лучшего закрепления умений рекомендуется использовать одну и ту же карту памяти на 3-4 занятиях подряд, а в дальнейшем к ней следует возвращаться, чтобы вспомнить пройденное.
МОДУЛЬ С
Этапы самопроверки
I этап— поиск специфических (дисграфических) оши-
бок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.
II этап— поиск орфографических ошибок в слове.
III этап— поиск пунктуационных, грамматических и
смысловых ошибок в структуре целого предложения.
На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка — прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней инижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.
1. «Возвращение к началу».Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове — по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой- «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Учащиеся, раньше всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки.
Логопедические занятия
* Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки- «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей.
Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.
2. Ищем«случайные» ошибки (I этап самопроверки). Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент — карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я. Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.
Памятки ученик может поместить в портфолио в раздел «Я учусь учиться».
Памятка Проверь свою работу
(Первая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
• Не пропустил ли ты букву?
• Не добавил ли лишнюю букву?
• Не написал ли вместо одной буквы другую?
• Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!
3. Ищем орфографические ошибки(II этап самопроверки). Дети проверяют текст второй раз, сосредоточиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Логопедические занятия
Памятка Проверь свою работу
(Вторая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
• Не словарное ли это слово?
• Есть ли в слове орфограммы? Какие?
• Обозначь опасные места.
• Где возможно, подбери проверочные слова.
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!
4. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Карточка-«проверялка» уже не нужна. Используется только памятка.
Памятка Проверь свою работу
(Третья проверка) Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого:
• Не пропустил ли ты слово?
• Не написал ли лишнее слово?
• Как написаны предлоги и союзы?
• Правильно ли слова связаны друг с другом? (Проверь окончания.)
• Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
• Есть ли необходимые запятые и другие знаки?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!
* Приведенные примеры памяток рассчитаны на учащихся 3-4 классов.
В случае если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами 1, 2 или 3 в зависимости от типа ошибок. Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так
и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает ее найти.
Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.
5. «Помогите Кузе». Детям (индивидуально или в парах) предлагаются карточки с текстами из сборника Н.М. Бе-теньковой «Орфография в рифмовках». Дается задание: за 2 минуты помочь Кузе исправить все ошибки.
Разве можно без улыбки Разве можно без улыбки
Видеть Кузины ошибки! Видеть Кузины ошибки!
Пишет Кузя, наш дружок: Он в тетради написал:
«Сел варенье код пушок, «Карандаш, портфель, пинал,
Он конфетку сел, а булкой Ручки и тетратки
Поделился с другом булькой». У меня в порядке».
Быстро Кузе помогайте, Быстро Кузе помогайте,
Где ошибки — исправляйте! Все ошибки исправляйте!
МОДУЛЬ D
Умение самостоятельно
Логопедические занятия
«Точка» — на занятии все было понятно.
«Знак вопроса» — осталось ощущение, что что-то непонятно.
«Восклицательный знак» — все было понятно, есть уверенность, что знания по теме твердые.
«Многоточие» — тема кажется непонятной.
* Этот прием является одним из средств обратной связи, вызывает рефлексию у детей. Не стоит без согласия ребенка «озвучивать» тот знак, который он поставил в конце занятия. Если эта информация остается «закрытой», то можно надеяться на искренность ответов учащихся.
МОДУЛЬ Е
И темпом деятельности
Успешность ученика на уроке во многом зависит от уровня развития внимания ребенка и от темпа его деятельности. Кроме того, немаловажное значение имеет умение произвольно управлять этими качествами. Учителя начальной школы, конечно, включают в содержание урока задания, способствующие формированию основных свойств внимания, но этого может оказаться недостаточно для ребенка с нарушениями речи. Систематическая, на протяжении ряда занятий, с увеличением объема и темпа выполнения упражнений тренировка основных свойств внимания в процессе коррекционной работы значительно повышает уровень успеваемости школьников, получающих логопедическую помощь. Дети учатся быстро включаться в коллективную работу, своевременно переключать свое внимание на новые действия, регулировать темп своей деятельности относитель-30
но темпа класса. Только через систему упражнений и заданий удается перейти от истощаемого к устойчивому, высококонцентрированному вниманию.
УПРАЖНЕНИЯ:
1.Ритмический диктант.Детям предлагается графически записать серии ритмов, которые отстукивает логопед.
Например: I II I II III III I II I II III
* Упражнение способствует концентрации слухового внима-
ния, развивает произвольность в учебной деятельности, способ-
ность воспринимать слухо-речевой ритм. Для большей эффек-
тивности упражнения нужно соблюдать некоторые условия:
• дать детям установку, что они будут работать, как старшие школьники: не глядя на учителя, не поднимая головы, ориентируясь только на слух;
• упражнение проводить на 6-8 занятиях подряд;
• в начале тренировок давать короткие (на 10-15 серий) диктанты. Впоследствии доводить длительность работы до 1-2 минут. Темп диктовки постепенно наращивать;
• контролировать выполнение задания. Например, попросить детей подсчитать количество серий ритмов в диктанте; можно организовать контрольное чтение ритмов по цепочке: один ученик читает первую серию, второй - вторую и т. д.
2. «В ритме вальса».Логопед просит детей расслабить кисть руки и работать «с голоса» учителя (не отрывать взгляд от строки, не поднимать голову). Нужно, точно подчиняя движения руки командам логопеда, безотрывно писать заданный графический элемент. Например: