Кравцова Елена Евгеньевна Разбуди в ребенке волшебника
Зав. редакцией Л.Л.Соколова Редактор С.Б.Степанова
Художник Т.П.Асеева
Художественный редактор Е.А.Михайлова
Компьютерная верстка Ю.В.Одинцова
Корректор В.А.Прокофьева
ИБ№ 14789 Изд. лиц. № 010001 от 10.10.91.
Сдано в набор 10.04.96. Подписано в печать 30.04.96. Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 10. Тираж 30 000 экз. Заказ № 2922
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение»
Комитета Российской Федерации по печати. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Издательство «Учебная литература».
117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет,
тел. 437-46-97, 932-56-21, 437-11-11.
Изготовлено в ГУИПП «Курск». 305007, Курск, ул. Энгельса, 109.
Многие авторы указывают на вображение как на основу, человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считая, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова, Е. Е. Сапогова, Ю. А. Полуянов и др.). Например, в исследовании Е. Е. Сапоговой были получены убедительные данные, согласно которым «уровень развития символической функции и воображения обуславливает степень внутренней готовности к школе... Если уровень развития этого новообразования не достиг того, который достаточен для перехода ребенка к школьному обучению, то помещение ребенка в условия учебной деятельности является преждевременным» (Е. Е. Сапогова, 1986. С. 172, 173).
Игра.Особое значение для развития произвольности в общении имеет использование игры. Можно определить наиболее важный вид игры для каждого возраста. Так, в младшей группе дети в основном реализуют режиссерскую игру, в которой они, не отождествляясь с ролью, реализуют сюжет через предложенный им предмет и действия с ним. Эта склонность к игре режиссерского типа проявляется у детей данной возрастной группы и в других заданиях, где им предлагается неигровая ситуация. Они перебирают предметы, «разговаривают» с ними, совершая определенные действия, комментируют их, исходя из игровой логики.
У детей средней группы сохраняется приверженность игре режиссерского типа, но меняется сам характер этой игры. Если малыши совершают эту деятельность «для себя», то дети средней группы уже в расчете на другого. В деятельности же неигрового типа дети часто завершают задания режиссер-
ской игрой, в которой они демонстрируют выполнение игры с полученным продуктом.
У детей старшей группы появляется сюжетно-ролевая игра с взаимодополнительными ролями.
У детей подготовительной группы появляется игра с правилами, где осуществляется взаимодействие между двумя и более позициями. В других заданиях, где. игра напрямую не предлагается, дети сотрудничают «на равных» с партнером по совместной деятельности.
Произвольность в общении предполагает в своей основе осознание себя и своей позиции как субъекта деятельности. Дети, общаясь друг с другом, подчиняют свое общение определенной логике, правилам.
На первых этапах ребенок осознает себя субъектом деятельности и научается сознательно, намеренно действовать в этом качестве (режиссерская игра). Затем ребенок начинает видеть другого через противопоставление своих действий его действиям (отобразительная игра). У пятилетних детей позиция себя как субъекта деятельности и партнера по общению детей взаимодополняется в ролях с противоположными функциями (сюжетно-ролевая игра) и, наконец, переходит к взаимодействию, сотрудничеству на базе разных позиций общения (игра с правилами).
Построение общения, подчиненного определенным нор-, мам, в данном случае особенностям совместной деятельности, предполагает построение развитых произвольных форм общения. Согласно нашим данным, такие формы общения появляются у детей подготовительной группы. Другие формы общения, обнаруженные у детей более раннего возраста, являются этапами развития произвольности в общении.
Возникновение произвольности в общении обнаруживается у детей начиная со средней группы. Вместе с тем свойственная детям младшей группы индивидуальная деятельность является необходимым основанием развития произвольности в общении. Развитие произвольности в общении тесно связано с видами игры, которые в определенной логике и последовательности приобретают статус ведущих в дошкольном возрасте. Произвольные формы общения обеспечивают тот или иной вид игры, в котором и происходит овладение данной формой общения.
Таким образом, игра — это форма развития произвольности в общении и универсальное средство осознания пози-
ции общения (по отношению к другому) и намеренного конструирования этой позиции.