Диагностика детей с «аффективным» поведением
Чтобы выявить детей с «аффективным» поведением, нам понадобится 18—20 картинок примерно с такими сюжетами:
мальчик держит в руках дневник, в дневнике поставлена двойка;
магазин игрушек, длинная очередь, в конце очереди стоит ребенок;
магазин игрушек, ребенок перед витриной, на которой много красивых игрушек;
ребенок смотрит телевизор, на экране какое-нибудь чудовище, дракон и т.п.;
дети играют с новыми яркими игрушками, один малыш без игрушки стоит в стороне;
ребенок мастерит что-то, хмурится — у него явно ничего не получается;
в зоопарке перед клеткой с тигром стоит ребенок, другой пытается перелезть через ограду, совсем близко к зверю;
ребенок весело играет с детьми, но внезапно его зовут домой;
ребенок перед грудой игрушек, которые его просят убрать, и т.п.
Как видите, все перечисленные ситуации достаточно жизненны, ребенок с ними встречается в реальной жизни, и они зачастую могут привести к бурной эмоциональной вспышке. Прежде чем диагностировать малыша, подумайте, как в той или иной ситуации он может себя повести. Затем предложите ему рассмотреть картинки, сопроводив каждую небольшим пояснительным рассказом, и попросите его ответить, как бы он поступил в том или ином случае.
Дело в том, что аффект и «аффективное» поведение не осознаются ни детьми, ни взрослыми. Даже после того как человек проявил аффект, он все равно неверно оценивает себя и свои поступки. Поэтому приведенная методика-игра и поможет нам выявить интересующих нас детей. Они, конечно, на словах будут самыми бесстрашными и смелыми, самыми отважными и спокойными, самыми мудрыми и рациональными. Не удивляйтесь — это не хитрость, это очень важный для нас симптом их неверного развития.
Можно выявить детей с «аффективным» поведением и таким образом: ребенок играет в предложенную взрослым игру, например с зайчиками. Когда он увлекается игрой, раздается стук в дверь. Взрослый «догадывается», что это волк пришел за зайчиками, и просит малыша открыть дверь и сказать волку, что зайчиков нет. По поведению в такой или аналогичной ситуации можно определить характерные черты детей с «аффективным» поведением. Интересующие нас дети очень зависят от предложенной ситуации, они как бы «залипают» в ней. Даже тогда, когда, например, взрослый сам открывает дверь и показывает, что за ней никого нет, малыш все равно боится и долго не может выйти из этой ситуации. Дети с «аффективным» поведением, как правило, или наотрез отказываются открыть дверь, могут даже начать плакать, кричать, прятаться под стол, или, подчиняясь, на «деревянных» ногах идут и послушно открывают дверь, но сказать ни «волку», ни взрослому ничего не могут (это голосовой спазм). Не надо опасаться, что мы провоцируем ребенка на «аффективное» поведение. Без этого мы никогда не сможем ему помочь, а такие или похожие ситуации все равно встретятся в его жизни, да и вообще найти повод для бурной вспышки не представляет труда.
Нормальный дошкольник, конечно, тоже будет бояться стоящего за дверью «волка» и тем не менее найдет тысячу способов, как выйти из ситуации. Он откроет воображаемую дверь и скажет все, что нужно, не подходя к настоящей. Он не услышит стука или слов взрослого, он, наконец, попросит взрослого вместе с ним открыть дверь или возьмет с собой для смелости «волшебное» ружье или саблю. В общем, он с успехом справится с не очень приятной для него ситуацией. Дети же с «аффективным» поведением не умеют этого делать. Кроме того, у них есть ещё одна очень уязвимая черта, которая заключается в том, что многие абсолютно безопасные ситуации воспринимаются ими как эмоционально опасные. Поэтому круг страхов все время ширится.
Выявленные характерные черты детей с «аффективным» поведением свидетельствуют, что они имеют неправильное развитие воображения, которое «отвечает» за смысл, внеси-туативность и в конечном счете за эмоциональное равновесие. Поэтому эта специфика детей должна быть учтена взрослыми при обучении и воспитании. Если оставить таких детей и их трудности без внимания, то очень возможно, что в школьном возрасте нам придется уже обращаться за помощью к врачу и прибегать к специальному лечению. Дошкольникам же мы, взрослые, в большинстве случаев еще можем помочь сами.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ С «АФФЕКТИВНЫМ» ПОВЕДЕНИЕМ
Основным средством помощи детям с «аффективным» поведением является игра. Мы уже говорили о видах игр и условиях их проведения. Вместе с тем коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в поведении, предполагает учет и общих закономерностей игровой деятель ности, и некоторой их специфики. Коррекционная работа предполагает четыре этапа.
На первом этапе необходимо помочь малышу с помощью роли-образа занять позицию управляющего, режиссера. Дело в том, что по своим личностным особенностям дети с «аффективным» поведением не в состоянии быть субъектами деятельности и играть, например, в режиссерские игры, так как принципиально не способны удерживать позицию режиссера. Их зажатость и безынициативность, низкий уровень развития воображения и неумение играть приводят к тому, что они «сползают» от режиссерской игры к простой манипуляции. Вместе с тем мы уже отмечали, что особая внутренняя надситуативная позиция складывается и развивается именно в режиссерской игре. Часто эти дети вообще отказываются от игр, подобных режиссерским, объясняя свой отказ тем, что так играть они не умеют, «их так не учили».
По логике развития игровой деятельности детей вначале необходимо научить придумыванию сюжета, соединению предметов по смыслу, ведь именно это и лежит в основе выхода из трудных ситуаций, их осмысления и переосмысления и помогает избегать аффективных реакций. Таким образом, с детьми необходимо играть в режиссерские игры. Кроме тех условий, о которых говорилось раньше, детям с «аффективным» поведением нужна на первых порах роль-образ, так как она делает ребенка более уверенным в своих силах и дает ему возможность управлять ситуацией. Всемогущий волшебник, маг, чародей — с помощью этой роли-образа ребенок ставится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею. В таких играх нет ролей, нет и ролевых отношений. Главная функция роли-образа — преодолеть зажатость и «послушание» ребенка.
Вначале нужно обучить малыша владеть образом. Взрослый предлагает ребенку игру, в которой он учится защищать слабых, побеждать злых, помогать друзьям и т.п. Наиболее удачны сюжеты, когда с трудностями сталкиваются два противоположных по характеру героя: один боится, плачет, теряется, а другой решает все задания и преодолевает все преграды. Такие герои очень наглядно демонстрируют малышу два способа выхода из трудных ситуаций. Ребенок, не осознающий (помните, мы говорили об этом?) своих трудностей, конечно, примет роль смелого и сильного и убедится в том, что любые сложности преодолимы. Кроме этого, находясь в позиции вовне, он сможет помогать «своему» персонажу.
Конечно, если ребенок имеет очень сильную степень аффективных реакций, т.е., другими словами, его аффектив-ность уже стала неотъемлемой частью его личности, он может не справиться с предложенной ситуацией, будет очень скудно использовать игровые действия, просить прекратить игру и т.п. Тогда исполнение роли-образа должен взять на себя взрослый, предоставив малышу роль зрителя. Постепенно ребенок будет приближаться к совместному со взрослым исполнению роли и, наконец, перейдет полностью к самостоятельной игре и преодолению трудностей, встречающихся в ней.
Я часто использую на этом этапе коррекционной работы рассказ про двух братьев, с которыми все время происходят разные приключения: то им надо пройти сквозь дремучий лес, то переплыть океан, то сразиться с чудовищем и т.д. В общем, получается своеобразная «многосерийная» игра. Один из братьев (очень похожий на ребенка, испытывающего аффективные реакции) все время плачет, не хочет ничего делать, не может преодолеть ни одно препятствие, другой же, наоборот, все время что-то придумывает и всегда выходит победителем из всех переделок. Играть можно с куклами или с двумя кубиками, на которых изображены «личики» — одно веселое, а другое грустное. Управлять ситуацией может волшебник, который наблюдает за братьями и помогает им в решающий момент. Если малыш вначале не справляется с этой ролью (взрослый рассказывает и разыгрывает завязку истории, предоставляя героям выпутаться из сложной ситуации, например сразиться с драконом) и всячески хочет избежать данной игры или, что еще хуже, начинает плакать, можно продолжить, как ни в чем ни бывало: «"Ложись, дракон, спать, а утром мы сразимся", — сказал один из братьев. В это время чародей дал ему волшебный меч, и мальчик отсек дракону все его головы». Слезы высыхают, и ребенок уже хочет самостоятельно повторить счастливый исход поединка. Постепенно дети убеждаются в том, что из самых сложных ситуаций можно найти выход, и при этом решающее слово — за ними. Они уже без прежнего страха слушают взрослого и даже иногда сами просят его рассказать что-нибудь «страшненькое». Поборов страх и преодолев трудности один раз, дети стремятся закрепить возникшие уверенность в своих силах и смелость. Конечно, эти ощущения еще очень хрупкие, и появляются они лишь в результате введенной взрослым роли. Вместе с тем можно считать, что задачу первого этапа коррекционной работы мы выполнили.
На втором этапе коррекционной работы мы снова предлагаем детям режиссерские игры с каким-нибудь конфликтом, сложной ситуацией, но играть в них малыш уже должен без роли-образа, а только исходя из позиции режиссера, которую он строит самостоятельно. Вначале, как и на предыдущем этапе, ребенок может быть просто зрителем. Очень полезны здесь какие-нибудь нелепицы, фантастические, нереальные истории. Например, такая: «По дороге идет великан, волосы у него так запутались, что он ничего не видит. Вдруг он наткнулся на что-то, смотрит, а это забор. Взял великан забор и причесался, потом поставил забор на место и пошел дальше». Повествование взрослый сопровождает показом с помощью кубиков или мелкого игрового материала. Затем постепенно малыш начинает сам продолжать и заканчивать такие истории. Здесь можно использовать еще один прием. Так, например, если вы играете с кубиками, то великана, который не знает, как выйти из ситуации, может изображать большой кубик или какая-нибудь крупная игрушка, а вот найти выход из трудного положения ему помогает маленький кубик. Дело в том, что дети с «аффективным» поведением, в отличие от своих сверстников, часто считают себя еще более маленькими и беспомощными, чем они есть на самом деле. Это и мешает им быть волшебниками — ведь волшебник всегда большой и могучий! А когда в трудной ситуации все делает маленький кубик-игрушка, то малыш становится более уверенным в себе.
Постепенно рассказы-загадки усложняются, и малышу отводится в них все больше и больше места. Например, взрослый расставляет на столе «пальмы», сажает на них «обезьян», жестом или с помощью веревочки очерчивает «море» и начинает рассказ: «На берегу синего моря росли пальмы. На них жили обезьяны. А под ними рыбаки сушили сети. И вот как-то раз рыбаки пришли домой с богатым уловом...» После небольшой паузы, если ребенок ничего не говорит, взрослый задает вопрос: «А что же было дальше?» Обычно дети продолжают рассказ, сопровождая его действиями с игрушками или кубиками. Например: «Обезьяны взяли сети, натянули их между пальмами и стали качаться, как на качелях. Они порвали сети и убежали, а тут пришли рыбаки. Рыбаки захотели узнать, кто порвал их сети. Обезьяны вернулись и помогли починить их». Или: «Рыбаки оставили в сетях рыбу. Обезьяны всю ее съели, а потом пошли ловить другую рыбу. Поймали столько, что не смогли всю съесть. Пришли рыбаки и очень удивились, что в их сетях так много рыбы».
Как видите, в продолжение рассказа-игры дети сами вводят конфликтную ситуацию — «порвали сети» или «съели всю рыбу», а потом сами же из нее и выходят — «починили сети», «наловили новой рыбы» и т.п. Это очень важный показатель того, что мы верно помогаем малышу преодолеть трудности.
На третьем этапе коррекционной работы малыш уже научается строить рассказ без опоры на предметы: он продолжает рассказ взрослого, решая предложенную им задачу словесно, без помощи роли-образа и предметов, которые он использовал на первых этапах. Очень важно, чтобы и на этом этапе рассказы постепенно усложнялись. Вначале конфликта нет, потом он появляется, достаточно простой и не страшный, и только после того как малыш научился справляться с ним, можно предложить более трудную и значимую для него ситуацию. Например: «Дети пошли в лес. Их очень долго не было. Мама ждала их дома и волновалась, она ходила их искать, но никого не нашла...» Если нам удалось скорригировать воображение ребенка, если у него появилась надситуативная внутренняя позиция, если он стал личностно более уверенным, то он может закончить этот рассказ примерно так: «Детей долго не было, но зато они пришли домой довольные: много грибов и ягод собрали. Мама с папой были рады. Они все поели и легли спать».
Этот счастливый конец дети уже могут предложить без конфликта и страха, без обязательного «заблудились» и «съел медведь». Если все-таки традиционные «ужасы» перевешивают и появляются в их рассказе, то все равно дети достаточно легко с ними справляются и находят удачный финал.
На четвертом э т а п е работы можно использовать еще один прием, который очень помогает детям с трудностями в поведении. Мы уже отмечали что дети часто не осознают своих страхов и именно поэтому им очень трудно помочь. Вот, например, когда ребенок боится темноты, а мы говорим ему «там никого нет», мы все равно не сможем ему помочь, потому что это для нас никого нет, а для ребенка есть. Его страх бессмысленный, бессознательный, и любые наши доводы не убеждают малыша. Поэтому очень важно, чтобы ребенок стал осознавать, что он боится, и понял, чего имено он боится, как он себя ведет. Для этого необходимо изменить позицию ребенка: ведь когда детям надо кого-то защитить, они становятся умнее и храбрее. И мы должны стараться использовать эту черту ребенка.
Сын одной моей приятельницы очень боялся оставаться один. Ни уговоры, ни поощрения, ни наказания не могли ничего изменить. Обычно спокойному и дружелюбному мальчику начинали видеться чудовища и все самые страшные картины, едва он оставался один. Проведенный курс коррекции благотворно повлиял на ребенка, но оставаться один он не мог, это все еще было для него большой проблемой. Тогда мы придумали, что в другом городе живет мальчик Саша, который... боится оставаться дома один. Мы попросили Ваню написать ему письмо, чтобы уговорить остаться одному, так как Сашиной маме надо было обязательно уйти из дома, чтобы вылечить больного ребенка. Ваня тут же взялся за дело. Он стал придумывать, как убедить выдуманного нами мальчика. Ваня начал доказывать, что ничего в этом страшного нет.
На следующий день мама попросила Ваню остаться ненадолго одному, он согласился и сказал, что будет придумывать еще письмо мальчику, а когда мама вернется, она его напишет. Сочинение писем стало для нашего Вани одним из любимых занятий. И это тут же сказалось и на его поведении: он даже просил оставить его одного, рассказывал всем знакомым, как он любит оставаться один, и продолжал сочинять письма Саше, все еще не избавившемуся от своих страхов. Однажды Ваня обнаружил, что убеждает мальчика теми же словами, которые когда-то сам слышал от мамы, но тогда он почему-то не понимал их. Мы-то знаем: он просто не видел свои трудности и не осознавал предложенный другим выход.
Очень важно, чтобы ребенок смог вернуться к своим письмам и почитать их снова, смог вспомнить свои переживания и пути ухода от них.
С помощью подобных приемов мы влияем на воображение ребенка: оно развивается и приобретает нормальный характер. У детей появляется особая внутренняя позиция, которая помогает им выходить из ситуации, смотреть на нее со стороны и управлять своим воображением и фантазией.
Мы рассмотрели случаи с теми детьми, у которых в воображении не развита была особая внутренняя позиция. А что из себя представляют дети, не имеющие других компонентов воображения? Об этом — в следующей главе.
ЭТИ ТРУДНЫЕ «ТИХОНИ»
Итак, если у ребенка нет особой внутренней позиции, он не умеет управлять своим воображением и эмоциями, вызываемыми им. А если у малыша в воображении не представлена предметная среда или прошлый опыт, то его поведение часто напоминает больных детей с аутизмом, которые живут в нереальном мире, выдуманном ими самими, не умеют общаться с другими людьми и имеют еще множество других серьезных трудностей. В этой главе мы рассматриваем развитие дошкольников, среди которых подчас встречаются дети с трудностями, поведение которых внешне напоминает поведение детей с аутизмом. Они здоровы и не нуждаются в медицинской помощи. Просто основное новообразование дошкольного периода — воображение — у них получает неправильное развитие. Для краткости мы условно будем называть их детьми с «аутичным» поведением.
Обычно такие дети в дошкольном возрасте не вызывают тревоги. Специфика их поведения воспринимается как индивидуальное проявление характера и, с точки зрения взрослых, не требует никакого вмешательства. Более того, их своеобразие является предметом гордости родителей. Вместе с тем на первый взгляд невинные особенности дошкольника впоследствии, в младшем школьном возрасте, нередко приводят к трагедии — ребенок не может учиться, не усваивает учебный материал, порой даже попадает в специальное медицинское учреждение. В отличие от «аффективных» детей, выявление которых требует специально созданных диагностических ситуаций, дети с «аутичным» поведением проявляют свои особенности в повседневной жизни, и обнаружить их можно путем наблюдения. Если же необходимо более быстро выявить их, можно предложить ребенку очень простые задания — что-нибудь нарисовать или слепить, окончить начатую взрослым историю, принять участие в коллективной игре, обучить простейшему навыку, рассказать, что он делал в выходные дни, и т.п. Наблюдая за детьми, а также анализируя выполнение заданий, можно обнаружить их характерные черты. Эти дети:
отличаются трудным вхождением в ситуацию. Период адаптации у них длится очень долго. Они никак не могут привыкнуть, например, к детскому саду или новой квартире. Они начинают плохо спать, это отражается на их аппетите;
плохо выходят из ситуации. Если ребенок чем-то занят, то, чтобы его отвлечь, нужно многократно к нему обратиться, и иногда слов бывает недостаточно, чтобы заставить его посмотреть на того, кто к нему обращается. Они часто «вязнут» в ситуации, не могут переключить свое внимание на что-то или на кого-то;
отличаются плохой обучаемостью. Несмотря на нормальное умственное развитие и хорошие способности, на занятиях они выделяются тем, что как бы «выпадают» из них. Они могут примерно себя вести, смотреть на педагога, но не видеть его, слушать взрослого, но не слышать его и т.п.;
отличаются тем, что однажды усвоенное ими плохо умеют переносить на другие области. При обучении математике и грамоте они к каждой задаче, к каждому упражнению подходят как к увиденному впервые. Аргументы взрослого, к примеру: «Я же тебе объясняла такую задачу», вызывают у них недоумение: «Вы объясняли про грибы, а эта задача про ягоды». Это ведет к шаблонности, к отсутствию в деятельности творческого начала;
отличаются плохой коммуникабельностью. Их неумение общаться как с детьми, так и со взрослыми приводит к тому, что часто их считают неуверенными и стеснительными;
как правило, имеют низкий уровень развития любой индивидуальной деятельности. Особенно ярко это проявляется в их продуктивной деятельности. Их рисунки, поделки отличаются и плохим качеством, и отсутствием замысла. Зачастую они просто сидят пассивно за столом, не занимаясь ничем;
имеют продуктивную деятельность, результаты которой кардинально отличаются от работ их сверстников. Так, если большинство дошкольников создают нечто имеющее непосредственную связь с реальным миром, то творения «аутич-ных» детей отличаются нереальностью, оторванностью от действительности. Их рисунки и рассказы обычно поражают своей искусственностью и уходом от окружающего их мира;
не принимают участия в совместной коллективной деятельности, так как не могут найти своего места в ней. Это легко наблюдается в игре. Как правило, они или просто сидят, или что-то делают отдельно от остальных. Если же их специально вовлечь в общую деятельность, то необходимо определить их конкретную функцию или конкретное действие. Но и в этом случае они легко «выпадают» из общей игры, как только ситуация хоть немного меняется. Они не умеют быстро реагировать на ее изменения. Такие дети, как правило, лишь дотошно, очень скрупулезно, некритично выполняют указания взрослого;
обычно имеют хорошо развитую речь. Однако речь их носит нравоучительный характер, изобилует «взрослыми» словами, книжными оборотами; штампами. Другой особенностью речи является то, что она, как правило, внепредмет-на и внеситуативна. Задание описать картинку или продолжить рассказ взрослого дети выполняют плохо, по крайней мере при этом их речь значительно беднее, чем в повседневной жизни;
отличаются малой подвижностью. Они, как правило, имеют плохо развитую и крупную и мелкую моторику, страдают недостаточной координацией движений, не любят подвижных видов деятельности;
малоактивны. Поскольку ребенок с такими трудностями в поведении живет в своем, созданном им мире, то в реальном мире он не находит себе места. Это и приводит к тому, что малыш малоактивен, безынициативен и в жизни выполняет все строго в соответствии с требованием взрослого, все только «для тети», в ограниченных рамках — от и до. В остальное время он продолжает пребывать в мире, далеком от реального;
очень часто приобретают такой вторичный дефект, как эффективность. Нередко неумение участвовать в коллективной деятельности, объяснить всем остальным свой замысел, а также низкий уровень развития общения приводят к тому, что ребенок становится агрессивным, у него появляются немотивированные капризы, т.е. у него появляется «аффективное» поведение. Однако важно иметь в виду, что эффективность у таких детей — это лишь их реакция, способ решения своих проблем.
Работа с этими детьми предполагает в первую очередь коррекцию развития их воображения, его обогащение за счет предметной среды и прошлого опыта. Это, в свою очередь, прямо и непосредственно связано с развитием индивидуальной, особенно продуктивной деятельности детей и формированием их общения с другими людьми.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ С «АУТИЧНЫМ» ПОВЕДЕНИЕМ
В начале работы с «аутичными» детьми особое внимание необходимо обратить на создание предметной среды, способствующей их предметной деятельности, при которой ребенок, действуя в мире реальных предметов, практически познает их смысл и смысл действий с ними. Этому очень помогают домашние животные, требующие ухода и вызывающие эмоциональный отклик ребенка.
Необходимо предвидеть и создавать ситуации, помогающие малышу начать действовать с предметами: вымыть игрушки, стол, поддоны для растений, поилки, сложить бумагу, полотенца, застелить постель. Ребенок должен научиться причесывать себя, куклу и малыша, нуждающегося в помощи.
Предметы, с которыми действует ребенок, являются основой для формирования предметной среды как компонента воображения. Поэтому необходимо, чтобы круг этих предметов постепенно расширялся и чтобы ребенок самостоятельно или с помощью взрослого мог их использовать. Таким образом, помимо предметной среды появляется и расширяется собственный опыт ребенка, также необходимый для коррекции особенностей его поведения.
После того как малыш понемногу научится действовать с реальными объектами, начинается новый этап в коррекционной работе — действия с воображаемым объектом. Детям нужно предложить игровые упражнения типа «повтори без предмета». Например, поиграть с мячом, а затем сделать то же самое, но без него. Такие игры будут способствовать возникновению «живого образа» в мнимой ситуации, в ситуации «как будто», «понарошку».
Постепенно задания усложняются, в них вводится временный перерыв, например: сделай прическу кукле, подойди к окну, посчитай, сколько там деревьев, а теперь «как будто» причеши куклу и т.п. Здесь очень помогут зрители, которые видят, насколько точно малыш передал действия с воображаемым объектом. Во время выполнения задания они могут задавать ребенку уточняющие вопросы: «Как ты ее причесал? Ты сделал пробор или нет? С какой стороны пробор?» и т.п.
Когда малыш овладеет подобными навыками, можно поиграть и без предварительного реального действия с реальным предметом. Тут свое законное место занимают уже описанные нами игры «Угадай, кто это» или «Дедушка Ма-зай» и др. Дети очень любят, когда отдельные действия с предметами соединяются в единый сюжет: например, надо показать, как утром собирались в детский сад, как в воскресенье с папой ездили в зоопарк. Малышу одинаково полезно в таких заданиях быть и зрителем, чтобы понять, что изображает взрослый или другой ребенок (это привлечет его к реальному миру), и актером, самостоятельно выполняющим все действия. Это прочная основа для полноценного общения ребенка (которой обычно малыши овладевают в период младенчества и раннего детства).
Интересно проходит такая игра: участники становятся в круг и начинают передавать друг другу воображаемый предмет. Это может быть мячик, колючий еж, горячий блин и т.п. Важно, чтобы малыш предварительно научился «готовить» руки и правильно брал и передавал этот предмет, в зависимости от его особенностей.
Можно играть в эту игру и по-другому: один из играющих выходит и не слышит, что дети договариваются передавать в круге. Он должен догадаться об этом по движениям ребят. Таким образом, малыш будет направлен на реальный мир с реальными предметами, на способы действия с ними, на точность воспроизведения этих способов.
Все, о чем мы говорили до сих пор, — это предварительная работа по введению детей в продуктивную деятельность. Поэтому описанные приемы и методы работы с детьми с «аутичным» поведением могут служить не только как коррекция, но и как подготовительный этап для развития их индивидуальной деятельности, в частности деятельности продуктивной.
Как уже отмечалось, продуктивная деятельность имеет очень важное значение и для развития воображения, и для возникновения творчества детей. Однако надо отметить, что продуктивная деятельность современных детей, как и игра, во многом не удовлетворяет нас. Дети стали меньше рисовать и лепить, поделки их похожи друг на друга, малыши часто лишь повторяют то, чему их научили дома или на занятиях в детском саду. Такая продуктивная деятельность не способствует воспитанию воображения и поэтому является малоэффективной для психического развития детей.
Как же следует организовать продуктивную деятельность детей, чтобы она одновременно и создавала прочную основу для их индивидуальной деятельности, и была бы мощным средством развития их воображения?
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ
ТВОРЧЕСКИ РИСОВАТЬ
Многим детям, особенно с трудностями в поведении, свойственно полностью копировать то, чему их обучили. Это часто ведет к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. Поэтому основная задача взрослого состоит в том, чтобы нацелить малыша на деятельность творческую, оригинальную, связанную прежде всего с воображением.
Прежде всего это рисование. Почему оно? Во-первых, это любимая большинством детей деятельность, не требующая никаких особенных специальных условий для организации; во-вторых, рисование имеет почти все характерные черты, присущие любой детской деятельности, как продуктивной, так и игре. И, наконец, в третьих, в рисовании достаточно полно представлены все компоненты воображения — и предметная среда, и прошлый опыт, и особая внутренняя позиция.
Основной метод, разработанный психологом В. В. Степановой и предлагаемый для обучения детей рисованию — дорисовывание, — дает возможность соблюдать основное условие воображения: видеть целое раньше частей. Дети должны в штрихах, линиях, точках увидеть образ и дорисовать его. Причем штрихи эти, точки и линии взяты не с потолка, а были отобраны в результате глубокого анадиза детских рисунков и характеризуют определенные этапы развития изобразительной деятельности. Особое внимание при таком обучении отводится позиции взрослого — он такой же участник совместной деятельности, как и дети, и тоже может предложить свой вариант, но только тогда, когда малыши исчерпали свои. Очень хорошо, если вариант взрослого даст новый толчок детскому воображению. Например, если ребята видят, скажем, птиц, то взрослый предлагает рыбу или машину и т.п.
Первые «каракули» состоят из длинных, коротких линий в направлении от себя, затем появляются движения к себе и дуги (рис. 6). Малыш не боится произвести такие простые движения на бумаге или на доске, он вполне доверяет в этом деле своей руке. Дети с легкостью подражают действиям взрослого и наносят на доску множество подобных линий, но, естественно, эти линии будут отличаться ритмом штрихов, плотностью, характером изломов и изгибов, т.е. они будут индивидуальны. После того как дети увидят результат их совместной деятельности,
взрослый предлагает узнать, на что похож каждый штрих. Ребята находят сходство с предметами окружающей действительности. Как только за серией штрихов малыш угадал образ предмета, взрослый предлагает ему дорисовать, чтобы все тоже увидели его предмет. Так перед глазами из массы неоформленных штрихов появляются серии образов, иногда связанные, иногда не связанные одним сюжетом.
Другие штрихи получают из жеста от себя, к себе в определенных конфигурациях (рис. 7). Детям предлагают их дорисовать. Взрослый постоянно ведет малышей за собой, знакомя их с новыми способами действия. Как только они усвоят этот новый способ, взрослый в позиции равного предлагает им принципиально другое решение. Дети вначале легко осваивают образы кустика, деревца, карандаша в стакане, ежика, солнышка и т.д. Взрослый предлагает свои варианты (рис. 8).
Следующие типы штрихов, которые предлагаются для дорисовывания, — это замкнутые, петлеобразные клубки (рис. 9), спиралеобразные линии (рис. 10), группы точек (рис. 11), овалы, круги (рис. 12).
Следует иметь в виду, что если у ребенка не получаются какие-либо штрихи, то восстанавливать необходимо сам жест. Если малышу не даются прямые штрихи, то нужно, к примеру, учить его отщипывать кусочки хлеба и кормить ими голубей, или подобрать другую, близкую по характеру деятельность.
На следующем этапе дорисовывания предлагаются разнообразные геометрические фигуры, при этом поощряется оригинальный способ решения задачи. Эта деятельность должна помочь детям поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке, что необходимо для перехода к следующему этапу коррекционной работы или обучению рисованию. Затем малышам задают такие линии: волна, плавно округленная линия, напряженная линия, просят рассказать о характере каждой из них. Эта работа будет успешной лишь в том случае, если жест сформирован (рис. 13).
Ребенку рассказывают, что волна (рис. 13,а) — всегда угроза: шторм на море, буря, атака животного. Покой тоже свойствен всему живому: «лес спит под снежным одеялом», «лиса спит, свернувшись калачиком». Это передается плавной, округлой, спокойной линией (рис. 13,6). Линия «сторожит» (рис. 13,в) — это напряженная, прямая линия, обозначающая «тишину перед бурей». Детям предлагается дорисовать эти линии, начиная с позиции округлой линии «спит». Затем вводится линия «волна» и в последнюю очередь линия «сторожит».
Рисунок оценивается с точки зрения характера получившегося изображения: волк — добрый, злой, гордый, смелый и т.д. Приведем типичные изображения, сделанные детьми (рис. 14).
Для того чтобы ребята могли экспериментировать, играть с образами и менять позу изображаемого персонажа, его характер, можно предложить им подвижные плоскостные модели, выполненные в характерном цвете, без излишней детализации. Шарнирные крепления помогут добиться наибольшей выразительности. Кроме этого, дошкольники очень любят играть с такими фигурами (рис. 15).
Дети придают модели необходимую по замыслу позу, а затем зарисовывают ее. Сам способ действия помогает уточнить им свои представления. Многие обращаются к взрослому за помощью — посадить зайца на задние лапы, положить волка, как будто он крадется, и т.д. Взрослый предлагает ребенку сделать это самостоятельно: «Покажи, как тебе нужно, как ты хочешь». В крайнем случае взрослый начинает делать это совместно с ребенком, пока тот не поймет, что от него требуется.
Для рисования важно предлагать малышу различные способы и материалы. Например, рисование мелом на доске из линолеума позволяет ребенку при необходимости с легкостью исправить неудачный штрих и заменить его новым. Затем понравившийся рисунок переносят с доски на бумагу. Лишь после этого переходят к сюжетному рисованию.
Сюжетное рисование можно ввести как игру «Рисуночное письмо». Несколько детей (ребенок и взрослый) приду мывают (выбирают) какой-нибудь рассказ и иллюстрируют его рисунками так, чтобы «письмо» поняли те, кому оно адресовано. Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания (или ограничен круг партнеров), он первый получает от вас такое «письмо» и отгадывает, какую сказку или историю вы задумали. При этом не надо бояться, что вы не умеете рисовать. Рисунки могут быть схематичными и обобщенными.
Таким образом, мы в изобразительной деятельности делаем то, что раньше происходило в реальных играх и упражнениях. Поэтому ребенок здесь лишь «опредмечивает» свой замысел. Важно иметь в виду, что хотя сюжетное рисование вводится лишь на одном из заключительных этапов, сам сюжет должен присутствовать у ребенка изначально. Если этого нет, мы имеем одну из форм уже описанного нами «аффективного» поведения. Поэтому, когда ребенок зарисовывает кустик или дерево, попросите его уточнить, где они растут, кто к ним подходил или подойдет и т.п. Очевидно, что способность ребенка к сюжетному рисованию свидетельствует о грамотной коррекционной работе (в случае необходимости) и успешном обучении творческому рисованию. Так, ребенок, способный создать «рисуночное письмо», не просто обладает высоким уровнем развития воображения, но имеет все три его компонента. Он уже обращен к реальному миру и использует развернутую внутреннюю позицию как средство овладения им. Он легко вступает в совместную деятельность, способен не просто обучаться какому-либо навыку и умению, но и перенести их в другие области действительности. Другими словами, он не вызывает больше беспокойства своим психическим развитием — у него исчезли специфические формы «аутичного» поведения.
Выявление логики продуктивной деятельности на основе воображения пр