Обучение и творчество в дошкольном возрасте
Несколько лет назад телевидение пригласило в одну из своих студий дошкольников, чтобы поговорить о детском творчестве. Детей попросили нарисовать рисунки на определенную тему. Когда же они выполнили задание, ведущие изумились. Практически у всех были одинаковые рисунки, лишь немного отличающиеся техникой исполнения. И цветовая гамма, и композиция, и предметы, изображенные на листе бумаги, совпадали, несмотря на то, что эти дети до передачи никогда не видели друг друга, жили в самых разных семьях и ходили в разные детские сады. Ведущий передачи восклицал: «А где же творчество? Где та неповторимая уникальность видения, которой обладают все люди и уж в особенности дети?» А вот этому детей не научили. Научили, как полагается подбирать цвета, как строить композицию и т.п., а вот творчеству не научили. У вас может возникнуть недоуменный вопрос: разве можно учить творчеству? Да, творчеству учат. И основной путь обучения творчеству лежит в развитии воображения детей.
Если рассмотреть описанные в психологии и педагогике подходы к решению этой проблемы, можно отчетливо увидеть две различные точки зрения. Согласно одной, ребенку надо предоставить абсолютную свободу, исключить всякое обучение и дать возможность максимально проявиться его воображению и творчеству. Наиболее полно эта позиция представлена в теории свободного воспитания. У нас, к сожалению, часто эта позиция проявляется в семьях, где на ребенка не обращают никакого внимания, лишь бы он не мешал. Ему покупают много дорогих игрушек, довольно рано начинают давать деньги, в общем, просто откупаются от него, как могут, утверждая к тому же, что это путь к становлению творческой личности. Но результатом развития ребенка при таком подходе бывает низкий уровень знаний и умений и как следствие этого низкий уровень развития воображения и неумение творчески выполнить самые простые задания. Ребенок как бы не имеет материала для воображения, и это ведет к неинтересной, часто очень шаблонной деятельности.
Вторая точка зрения на решение проблемы обучения и творчества, наоборот, все психическое развитие ребенка, в том числе и его воображение, сводит к обучению, не оставляя места его самостоятельной деятельности. Самым ярким примером такого подхода является обучение и воспитание наших детей в детском саду. За ребенка все решают: что и когда он должен нарисовать. Ему выдают лист бумаги определенного цвета и размера и даже те инструменты, с помощью которых он сможет выполнить задание взрослого. Ребенок в этом случае лишь пассивный исполнитель, которому не принадлежат ни выбор цели, ни оценка результатов. Это ведет к заорганизованности детей, к отсутствию нешаблонных решений, что также неприемлемо для развития воображения.
Единственный выход — обучение, при котором доминирующее значение имела бы самостоятельная деятельность ребенка, всяческое поощрение его инициативы^ творчества. При таком пути обучения особого внимания требует логика смен форм общения ребенка со взрослым и сверстником, о которых мы уже говорили.
Итак, любое знание, любой навык, если вы хотите, чтобы он использовался вашим малышом творчески, должен пройти определенные стадии. Вначале взрослый, предлагая малышу какое-то задание, выступает в роли «взрослого как взрослого». Он ставит перед ребенком цели, демонстрирует способ их достижения, т.е. является носителем нормативов деятельности, образцов для подражания. Конечно, в зависимости от возраста детей этот этап может проходить по-разному. Так, для малыша, играющего кубиком, взрослый проявится тогда, когда возьмет кубик, начнет его возить по столу и гудеть, приговаривая: «Какая у тебя машина!» Для ребенка среднего дошкольного возраста взрослый может уже сочинить рассказ, в котором даст новые знания для игры, или неожиданно предложить ему, например: «Давай нарисуем красное небо» и т.п. Такой рассказ или предложение взрослого заставит малыша задуматься, отказаться от уже знакомого, привычного, вообразить, почему, например, небо может быть красным и т.п. Все это делает ребенка «на голову выше» самого себя и выводит за пределы наглядной ситуации, обращая к смыслу и контексту.
На следующей стадии взрослый уже действует с позиции равного. Это очень важный этап для психического развития ребенка, так как без него малыш не научится общаться со сверстниками и его стремление к самостоятельной жизни так и останется неудовлетворенным, нереализованным. Как и на первом этапе, помощь может выражаться по-разному. Малышу 3 лет вполне достаточно, чтобы взрослый вместе с ним совершал какие-либо действия, например малыш «возит» один кубик, а взрослый — другой. Ребенку 4—5 лет уже необходим взрослый в какой-нибудь роли. Так, если ребенок парикмахер, то пришедший к нему стричься взрослый помогает строить отношения, прося, например, состричь длинную бороду, в которой он запутался. На пороге школы ребенку нужен взрослый в позиции равного, партнера в совместной коллективной деятельности. Это может быть стирка или приготовление обеда, общая игра в мяч или шашки.
Только после этого на сцене появляется сверстник, с которым ребенок должен строить отношения на равных. Просто-напросто сверстник постепенно вытесняет взрослого из коллективных дел и становится основным партнером ребенка. Надо только иметь в виду, что появление сверстника в качестве равного партнера связано с двумя моментами. Во-первых, ваш малыш должен иметь опыт общения на равных со взрослым, во-вторых, он должен уже овладеть тем знанием или навыком, который мы предложили ему на первой стадии. Иначе сверстник может только мешать малышу, и их действия не приведут к творчеству.
Чтобы дети могли полноценно овладеть соответствующими знаниями и умениями, важна еще одна стадия, на которой ребенок выступает в позиции взрослого. Это позволяет ему использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию в нем позиции субъекта деятельности, поворачивает его на смысл предметов и явлений. Кроме этого, обучая других, передавая им усвоенные знания, малыш учится контролировать и оценивать себя и других, что полезно для его психологической подготовки к школе.
Выявленная логика изменения общения пригодна для детей всех возрастов на всем протяжении дошкольного периода развития. Использование этих приемов и методов, их строгая последовательность и взаимосвязь помогут решить проблему обучения и творчества и, кроме того, помогут вам так обучить малыша, чтобы из него вырос настоящий волшебник.
До сих пор мы говорили о детях, не испытывающих в основном никаких трудностей и проблем. Вместе с тем в последнее десятилетие появилось достаточно много так называемых «трудных» детей, воспитание и обучение которых представляют для нас, взрослых, определенные проблемы. Как воображение может помочь им? Об этом и пойдет речь в следующей главе.
КТО ТАКИЕ «ТРУДНЫЕ» ДЕТИ?
Как вы помните, воображение имеет три компонента — предметная среда, прошлый опыт и особая внутренняя позиция. Все эти компоненты в совокупности определяют уровень развития воображения на том или ином возрастном этапе. И несмотря на то, что их значение для разных этапов развития не одинаково, они входят в состав воображения и характеризуют его лишь в комплексе. Вместе с тем встречается значительное количество детей, у которых воображение имеет специфическое развитие — в нем представлен лишь один или два его компонента.
Однажды к нам в гости пришел мальчик лет пяти. Он испуганно отпрянул от встретившейся ему в коридоре кошки. «Он очень боится кошек», — пояснил его папа. Мы заперли кошку на кухне и отправились в комнату пить чай. Однако мальчик никак не мог сесть за стол, даже конфета не произвела на него никакого впечатления. Он испуганно жался к отцу, повторяя все время: «Кошка». «Кошка на кухне, — объясняла я многократно. — Мы ее закрыли, заперли». Но мальчик косился в угол и снова повторял: «Кошка». Оказалось, что в углу в ящике с игрушками лежал игрушечный котенок. Его-то теперь и боялся мальчик. Меня очень заинтересовал подобный страх, и я стала спрашивать отца, чего еще боится его сын. Выяснилось, что ребенок боялся всего, что похоже на кошку, всех меховых вещей и вообще малознакомых предметов. На вопросы родителей мальчик отвечал, что все это может причинить ему зло. Он напрочь отказывался взять их в руки, даже тогда, когда речь шла о неодушевленном предмете. «Он дышит и кусается», — утверждал малыш. Родители уже почти смирились с этим и объясняли все слишком бурным воображением ребенка. Что же это на самом деле — воображение? Тогда почему оно не только не делает малыша всемогущим волшебником, а, наоборот, превращает в совсем беспомощного?
При психологическом исследовании мальчика выяснилось, что его воображение очень не похоже на воображение сверстников. Дело в том, что в нем напрочь отсутствовали и особая внутренняя позиция, и прошлый опыт, зато предметная среда, предметы сами по себе имели огромное значение.
C очень похожим случаем я столкнулась при обследовании другого малыша. Только на этот раз доминировали не предметы и предметная среда, а прошлый опыт. Мальчик, которого однажды покусала собака, не просто боялся собак и всех, кто на них похож, он даже искаженно воспринимал их на картинке. Например, мы читаем книжку, в ней такая картинка: маленькая собачка убегает с палкой в зубах, а за ней бежит ватага ребят. Ребенок смотрит на картинку, и у него начинают дрожать губы. «Что с тобой?» — пугаюсь я. «Вот собака большая и злая, она бежит за детьми и скоро их покусает!» Ни мои уверения, что на рисунке изображено совсем другое, ни долгое, подробное рассматривание картинки не убедили мальчика.
Что же это за «трудные» дети? В чем причина их трудностей? Мы уже говорили, что главная особенность заключается в своеобразии развития их воображения и в отсутствии главного компонента воображения — особой внутренней позиции. Таких детей часто называют «аффективными», потому что они часто капризничают и плачут, проявляют бурные вспышки эмоций, которые получили в психологии наименование аффекта. Как выявить таких детей и помочь им, мы расскажем в следующей главе.
КАК УЗНАТЬ «АФФЕКТИВНЫХ» ДЕТЕЙ
На первый взгляд сам вопрос «как узнать аффективных детей?» кажется чуть ли не бессмысленным. Конечно, эффективные — это прежде всего дети с бурными эмоциональными реакциями, капризами, истериками, неврозами и беспричинными страхами. Но дело в том, что если мы ограничимся этими симптомами, у нас в категорию трудных детей может попасть значительная часть дошкольников: и эмоциональные реакции у детей, как правило, достаточно бурные, и капризничают они время от времени, и их страхами уже никого не удивишь. Кроме того, очень часто по-настоящему «аффективные» дети проявляют свои реакции потихоньку, и многие окружающие их взрослые об этом даже не подозревают.
Однажды ко мне обратилась за помощью мама пятилетней девочки. Она сказала, что ее дочка очень раздражительная, часто просто ищет повода, чтобы расплакаться, может вырвать руку и побежать через дорогу, хотя очень боится машин, и т.п. Я не смогла посмотреть девочку сразу, так как она заболела, и решила поговорить сначала с ее воспитательницей. Та была очень удивлена и спросила меня, не перепутала ли я фамилию и имя девочки. Оказалось, что в группе она была одной из самых примерных, одной из тех, кого обычно называют «правой рукой воспитателя»: она старательно выполняла все задания и часто по просьбе взрослых следила за порядком в группе. Единственно, что немного выделяло ее из круга сверстников, это то, что она никогда не играла — ни одна, ни с детьми. Когда появлялось свободное время для игры, девочка спокойно и тихо сидела где-нибудь в уголке. Если же игры проводились воспитателем, то девочка всегда старательно выполняла то, что ей «велели».
Такие две прямо противоположные характеристики, которые я получила от воспитателя и от мамы, немного обескуражили меня, и прежде чем подобрать для девочки какие-то психологические методики, я решила за ней понаблюдать. Поведение Тани в группе вполне соответствовало той характеристике, которую дала ей воспитательница. Но вот что однажды мне довелось увидеть. Таня старательно убирала баночки и краски после занятия рисованием, и в это время за ней пришла мама. Все дети с воспитателем еще в группе, и Таня выходит в раздевалку одна. Но что с ней происходит? «Почему ты так рано пришла?» — капризным голосом говорит она. «Но ты ведь так просила», — чуть ли не оправдывается мама. «Нет, не так», — у Тани дрожат губы, и она начинает плакать, правда, очень тихо. Но вот она оделась и вышла за порог детского сада — плач набирает силу. Таня топает ногами и не желает давать матери руку. На очередную просьбу матери девочка вдруг бросается на землю, и начинается настоящая истерика.
Мы любим объяснять такое поведение плохим воспитанием. Действительно, такие «концерты» могут усугубляться недостатками воспитания, но в их основе все-таки лежит неправильное психическое развитие и, прежде всего, искаженное развитие воображения. Другой мотив, которым пытаются объяснить подобное поведение детей, связан с развитием нервной системы. Часто приходится слышать, что у всех современных детей слабая нервная система. Я не врач и потому не берусь ни утверждать это, ни опровергать, но совершенно уверена в том, что в основе плохой нервной системы многих детей лежит опять же неверное развитие воображения.
В овощной палатке продают помидоры. Как всегда очередь. Где-то в конце ее стоят бабушка с внучкой. Как только они подошли, началось: «Бабушка, пойдем отсюда, мне здесь скучно» и т.п. Бабушка вынула из сумки игрушки, отошла с внучкой в сторону, начала прутиком что-то чертить на песке, но девочка все равно капризничала. И вот уже это нытье переросло в хныканье и плач. «Очень сложный ребенок, — пожаловалась бабушка очереди, которая с интересом наблюдала за этой сценой. — В комнате не может одна оставаться, разговаривать за столом не дает. Все время нуждается во внимании. Очень плохая нервная система».
Мне вспомнилась другая очередь: девочка примерно такого же возраста не только не ныла, а все время занималась «очень интересными делами». Потом, видно, посчитав, что нехорошо заниматься тем, что интересно только ей одной, она встала на ящик и начала развлекать всю очередь, загадывая нам загадки. В чем же разница? Может, действительно в нервной системе? Нет, я думаю, что разница в умении играть и в способности быть волшебником.
Мы уже говорили о том, что современные дети часто испытывают трудности именно в овладении этим важнейшим для дошкольников качеством. Мне кажется, что как раз это и объясняет капризы и истерики, аффекты и страхи, свойственные многим детям. Что же лежит за всем этим? В первую очередь неумение осмыслить и переосмыслить ситуацию, однозначное восприятие предметов и вещей, неумение управлять своими эмоциями и воображением. Каковы же основные характеристики таких детей? Если абстрагироваться от мелочей, пожалуй, можно назвать следующие:
в новой ситуации теряются, замыкаются, плачут;
боятся засыпать, перед сном обязательно ждут страшного;
не могут переключить свое внимание, находятся под влиянием наглядной ситуации;
не могут включиться в коллективную игру или занятие;
боятся животных, всех или каких-либо определенных;
скучают по дому, тревожатся, плачут каждый раз при расставании с близкими; излишне скрытны, замкнуты;
не могут выбрать одно, главное, наиболее понравившееся;
не осознают своих действий, высказывают самые несуразные предположения, неправильно оценивают свое поведение, свои поступки;
- излишне послушны, малоактивны, безынициативны,
любят действовать «по инструкции»;
- часто плачут, устраивают истерики, могут падать на
пол, биться головой, ногами и т.п.;
- очень боятся чего-либо, но требуют повторения
«страшного», проявляя «вязкость» в том, что вызывает их
страх, неприятные ощущения.
Все перечисленные симптомы очень характерны для детей дошкольного возраста именно с «аффективным» поведением. Дело в том, что все названные черты не характерны для дошкольников и поэтому выделяют интересующих нас детей среди их правильно развивающихся сверстников. Чтобы быть уверенным, что мы не приписали малышу «чужих болезней», давайте попробуем продиагностировать их психическое развитие.