Особенности педагогического общения

Особенности педагогического общения

Понятие педагогического общения

  1. Две основные модели общения

Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе

Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе

Барьеры педагогического общения

Вербальное взаимодействие учителя с учениками

Конфликты в условиях учебной деятельности

Как разрешить педагогический конфликт?

9. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕНИКОМ

Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать учащихся. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у педагога задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания учащегося.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми учащиеся заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности учащегося до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые педагоги, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз встретились с ним или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности учащегося - логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект "ореола" - первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности учащегося распространяется на весь его образ, а затем общее впечатление о нем переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление об учащемся благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление об ученике отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или превратно истолковываются как своекорыстные.

6. Эффект "проецирования" - другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: "все люди подобны мне" или "другие противоположны мне". Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через "розовые очки" и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7. Эффект "первичности" проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация об ученике или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. Даже потом, если человек получит другую информацию, которая будет опровергать первичную, он все равно будетет больше помнить и учитывать первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно "настроиться на него".

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках учащихся, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение об ученике не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

10. Эффект "последней информации" - если последняя информация, полученная о человеке, будет негативной, она может изменить прежнее мнение о нем.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕНИКОМ

Проблема Р.учителям Р.родителям Р.ученику
Заниженная самооценка Сверхчувствительное отношение к неудачам Повышенная тревожность · Создавать ситуацию успеха на уроке посредством выполнения учеником посильных для него заданий · Публично выделять достижения ученика, чтобы ребенок старался раскрываться · Поощрять за старание, даже если результат выполнения работы на невысоком уровне путем высказываний «Молодец», «Умница», «Старание налицо» · Избегать публичной критики · Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один.При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы · Подсказывать стратегию общения с другими учителями, одноклассниками · Относиться мягко, не обсуждать и не осуждать способности ученика · Не требовать немедленного включения в деятельность   · Обратить внимание на психологический климат семьи · Уделять больше времени совместной деятельности с ребенком, поддерживать в его начинаниях · Создавать ситуацию успеха во внеучебных видах деятельности (бытовой, творческой, спортивной и т.п.), ориентируясь на способности и возможности ребенка · Давать посильные ответственные поручения, подкрепляя похвалой и не рассчитывая на идеальное выполнение. Оценивать не результат, а активность, старание · Включать в процесс обсуждения и принятия семейно-бытовых решений, повышая значимость мнения ребенка · Снизить уровень требовательности, ценность школьных отметок, уделяя внимание знанию и пониманию · Не пугать грядущими проблемами, не рисовать картинки с негативным разрешением ситуации, подбадривать и убеждать в позитивном исходе любой проблемной ситуации · Снижать значимость травмирующих событий (критика учителя, невнимание одноклассниц) · Научиться справляться со своим раздражением на ребенка или окружающих, общаться более спокойно · Хвалить и одобрять за конкретные поступки, действия · Предоставлять свободный режим, поощрять для активизации инициативы · Находить позитивные моменты в негативных ситуациях · Учить воспринимать промахи как руководство к самоизменению, а не как неудачи. · Разрешать ребенку ошибаться · Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей   · Хвалить себя за малейшие достижения. Можно завести «Дневник достижений» · Престать критиковать себя по пустяковым поводам · Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся · Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней · Записаться в театральный кружок, творческую студию, в которой можно будет перевоплощаться · Посещать подростковые клубы · Оказывать помощь слабоуспевающим · Стремиться проявлять инициативу, выступать с предложениями · Воспринимать неудачу как очередной урок, стимул к развитию  
Низкий групповой статус, замкнутость · Включать в общественные внутриклассовые мероприятия · Включать ученика в подгруппы для выполнения самостоятельных групповых домашних проектов · Развивать постепенно лидерские качества, поощряя активность, веря в ученика · Показывать публично свое доверие ученику · Развивать постепенно лидерские качества · Предоставлять самостоятельность · Включать в обсуждение множества вопросов дома, принимая в расчет мнение ребенка, повышая его статус · Приглашать в гости семьи с детьми · Согласно интересам заниматься в социально-актуальных секциях, кружках, активно проявляя себя во внешкольном коллективе · Интересоваться деятельностью классного коллектива, его интересами · Самому доброжелательно относиться к классу  
Неадекватно завышенная самооценка · Объективно оценивать возможности и способности ученика, приводить в пример других учеников · Ставить заслуженные оценки · Включить в группу для выполнения проекта, хвалить всех участников · Включить в группу более способных учеников · Не допускать вседозволенности · Не выделять часто в классе · Строго относиться · Конструктивная критика · Не следует перехваливать ребенка. · Перестать восторгаться по малейшему поводу. · Заменить воспитательную установку «Ты-лучше других» на «нет людей лучше или хуже, все мы разные и все достойны уважения». Объяснять, что подобная точка зрения характерна для настоящих лидеров, уверенных в себе людей · Указывать на ошибки, недостатки поведения, пробелы в способностях · Создавать ситуации, в которых приходилось бы отказываться от своих поверхностных потребностей, отказываться от желаемого в пользу других · Давать задания сделать приятное кому-то из близких, но инкогнито. · Учиться ставить себя на место других · Начать заботиться о ком-либо · Критично подходить к своим поступкам · Находить общие интересы с одноклассниками, самому идти им навстречу · Реалистично оценивать свои силы · Меньше хвастаться · Помогать в выполнении малоприятных работ (уборка территории, мусора)  
Внимание Слабая концентрация Отвлечения Легкость выполнения заданий + отвлекаемость · Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания класса посредством грамотно построенного урока · Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект · Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также «Обратите внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п. · Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения · Учитывать тип темперамента и модальность восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический)   · Индивидуальные усложненные задания для проявления своей сообразительности. Задания должны быть в меру сложными и выполнимыми · Предложить составить опорную схему урока, параграфа   · При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка · Устанавливать сроки для работы · Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки     Обратить внимание на развитые способности ребенка, приобщать к достижению серьезных целей в учебе, спорте   · На уроке задавать вопросы учителю по теме занятия, принимать активное участие на уроке · Выполнять интересные упражнения для развития внимательности · Выделять в окружающих явлениях, предметах детали · Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания · При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв)  
Неграмо-тность Небогатый словарный запас · Давать возможность высказаться, выражать свои мысли, помогать подбирать слова · Помогать довыразить мысль, чтобы не терялась нить ответа · Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников · Приобщать к чтению познавательной, художественной литературы. При отсутствии мотивации «рекламировать» произведения, книги, ориентируясь на интересы ребенка · Показывать на примерах плюсы развитой, грамотной речи · Приводить комичные примеры неграмотности из литературы, анекдотов · Стимулировать речевую активность · Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение · Играть в развивающие речь игры · Помогать в работе с текстами, учить выделять главное · Возможно обращение к репетитору по русскому языку и культуре речи   · Описывать в дневнике свой день, подробно, как будто пишешь увлекательный рассказ · Учить стихотворения и поэмы · Читать познавательную и художественную литературу · Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их · Обращаться к энциклопедиям и словарям за помощью
Податливость чужому мнению · Практиковать диалогический стиль взаимодействия с классом · Относиться с уважением к мнению ученика · Создавать ситуации для собственного выбора и выражения мнения   · Проводить больше времени с ребенком, интересоваться его потребностями, отношениями с друзьями · Давать проявлять свое мнение, не диктуя своего · Воспитывать лидерские качества · Подталкивать и поощрять за проявление инициативы, самостоятельности · Создавать ситуации для самостоятельного решения и выбора · Говорить об опасности следования чужому мнению, желанию угождать и отказу от своей позиции · Выявить способности ребенка и помочь обнаружить хобби · Увлечь глобальной идеей, распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки · Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет · Не поддаваться на провокации, позволяя манипулировать собой · Чаще спрашивать себя «Действительно ли я с этим согласен?», «Чего Я хочу на самом деле», «Почему я позволяю другим людям руководить моими мыслями и действиями?» · Следовать собственным интересам, не боясь быть отвергнутым друзьями, т.к. появятся, которые будут уважать твое мнение, если ты сам уважаешь свои потребности
Недисципли-нирован- ность · Разработать правила поведения в классе · Приобщить хулигана следить за их выполнением, фиксировать нарушения · Предлагать дополнительные задания, н-р, составить опорную схему урока, параграфа · Направлять эмоциональность, демонстративность в творческом направлении · Поискать причину в методе преподавания, возможно ученику скучно на этих уроках     · Поощрение хорошего поведения на уроке   · Наказания за систематические нарушения дисциплины   · Стремиться находить для себя познавательную выгоду в занятии
Неорганизо-ванность · Управлять вниманием на уроке · Предлагать план занятия · При поручении составлять совместный поэтапный план, со средствами его реализации · Ставить сроки для и выполнения заданиям · Контролировать выполнение, давая конструктивную оценку результата · Приучать к планированию времени · Следить за распорядком дня ребенка Периодически вести хронометраж распределения времени, помогать упорядочивать его · Следить за объемом и посильностью нагрузки ребенка в школе, секциях, студиях · Обсуждать минусы и последствия неорганизованности на доступных примерах · Предлагать художественные произведения, в которых описываются организованные люди, например, великие полководцы Суворов, Кутузов, Наполеон · Ставить перед собой достижимые цели и намечать средства их реализации · Составлять список посильных дел на день, разбивать дела на этапы · Обдумывать последствия своих действий
Сложности в запоминании информации · Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации · Рекомендовать разбивать на смысловые части, пересказывать своими словами · Помогать упражнения, развивающие память · Упражнения для развития памяти · Практиковать мнемотехнические методы запоминания · Материал разбить на смысловые части, составить план, запомнить опорные слова, пересказать текст своими словами · Придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску  
Резкость и грубость в общении Вспыльчи-вость · Не отвечать агрессией на грубость · Конструктивная критика резкости по типу здесь и сейчас · Постараться вывить причину грубости, что он хочет этим показать (возможно не умеет выражать чувства конструктивно) · Конструктивно, один на один, призывать контролировать свои эмоции. Спросить, как бы он себя чувствовал, если окружающие бы «выливали» на него свое недовольство или плохое настроение · В индивидуальной беседе указать на минусы этого качества · Провести беседу или тренинговое занятие с психологом «Бесконфликтное общение» · Рассмотреть с психологом приемы саморегуляции · Рекомендовать просмотр фильма «Управление гневом» · Возможны занятия с подростковым психологом · Оценить свое поведение. Допускаете ли Вы сами грубость и резкость в общении с ребенком? Самим учиться конструктивно выражать свои эмоции · Разобраться в причинах грубости. Возможно, она кроется в протесте, обиде, желании обратить на себя внимание · Поговорить с ребенком как со взрослым, помочь ему разобраться в своих чувствах. · Говорить о чувствах других людей, по отношению к которым ребенок ведет себя грубо · Спросить, что он чувствует при подобном отношении · Красочно описать последствия грубости-окружающие отвернутся, будут негативно отзываться, перестанут воспринимать как нормального человека · Спросить у него совета, как следует себя вести с резким в общении сослуживцем · Выражать свою любовь и оказывать поддержку ребенку · Объяснить, что в порыве гнева можно сильно ранить чувства другого человека и самому потом испытывать за это чувство вины · Показать на примерах, что гораздо выгоднее быть добродушным и спокойным, что с такими людьми приятнее общаться, что их уважают окружающие · Показать личным примером, что любую конфликтную ситуацию можно решить мирным путем · Прежде чем что-либо сказать грубое, представить себя на месте этого человека · Позитивно относиться к окружающим · Учиться прощать людям недостатки поведения, характера · Учиться регулировать свое состояние · Проявлять больше терпимости и сдержанности · Обсуждать с близкими людьми жизненные ситуации, школьные проблемы · Отслеживать проявления вспыльчивости и наблюдать в этот момент за своими чувствами · Направлять негативные эмоции в другую деятельность-зарядка, уборка   · Стремиться сначала обдумать последствия проявления агрессии перед тем как что-либо обидное сказать и сделать
Несамостоятельность · Давать задания, поручения для самостоятельного выполнения, сначала легкие, постепенно повышая уровень сложности и ответственности · Стимулировать активность ребенка · Видеть в подростке взрослого человека · Снизить до разумных пределов контроль · Проявлять инициативу · Ставить интересные цели и стремиться их постепенно достигать без помощи взрослых
Пассивность · Заинтересовать в выполнении заданий, применять групповые методы обучения, включая его в группу успевающих учеников, чтобы он ощутил успех в группе и возможно перенес и индивидуальный план действий   · Наблюдать за способностями и стимулировать их   · Быть инициативным на уроках, чтобы заработать авторитет
Неформальный лидер · Не давать диктовать свои условия одноклассникам · Спрашивать не только мнение ученика, но и класс, давая другим выразить свое · · Прислушиваться к чужому мнению · Учиться слушать и уважать мнение другого  
Безответственность · Давать поручения, от которых будет зависеть деятельность класса · При систематическом невыполнении заданий, временно отказать во внимании · Показывать образец ответственности на своем примере · Подбирать мотивационные стимулы для следования обещаниям, согласно особенностям ребенка · Давать почувствовать дискомфорт от нарушения обещаний, невнимательного отношения родителей к его просьбам · Подарить домашнее животное, чтобы он заботился о нем · Показывать значимость мнения ребенка в семье для повышения его самооценки, таким образом, показывая свое доверие и уверенность в выполнении обязательств · Участвовать в общественных делах класса, школы · Добросовестно относиться к порученным делам · Выбирать для выполнения только достижимые задания
Приоритет зубрежки · Предлагать задания в форме, где «зубрежка» будет исключена из средств выполнения, например, задания для развития мышления. привлечения ранее полученных знаний, конкретного применения на практике · Научить ребят различным способам запоминания информации · Следить за способом подготовки домашних заданий · Показывать непродуктивность зубрежки, предлагая другие формы запоминания информации · Не ограничиваться только чтением учебника, не стараться дословно заучивать материал · Практиковать пересказ · Освоить и практиковать смысловые способы запоминания информации или ассоциативные
Стремление угодить учителю · Выявить мотивы такого поведения · Не поощрять подобных действий ребенка · Не выделять из классного коллектива без заслуженного повода · Сказать, что вы его цените и принимаете таким, какой есть. «Ты можешь мне помогать, если есть искренняя потребность, я ценю помощь, но на оценки это не влияет» · Одобрять и хвалить ребенка, отмечая ценность его достижений · Выражать свою поддержку и любовь · Принимать его таким, какой он есть, почаще говорить об этом, чтобы желание заслуживать любовь окружающих ослабевало · Перестать подавать подобный пример самим · Снизить ценность отметок · Беседовать о целях ребенка, его планах, школьных делах, обсуждая продуктивные стратегии достижения цели вместо стремления угождать   Разобраться в себе, ответить на вопрос «Почему я стремлюсь угождать учителю», «Есть ли другие способы достижения своих целей?»



Особенности педагогического общения

Наши рекомендации