Д.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
имеете в качестве подлежащего числительное. Есть такая поговорка: «Семеро одного не ждут». Тут «семеро» — подлежащее. Ну а если вам будут говорить: «Пятеро одного не ждут»? Это — тоже вариант. Семь — не пять. Но это тот же самый тип. Значит, вы можете составить очень большое количество вариантов. Надо помнить, что дифференцирующее значение имеет только различие по типам. Итак, первое — это различие предметных типов материала.
Теперь второе — это различие по логическим характеристикам. Каждое понятие, в том числе понятие о действии, характеризуется набором известных необходимых признаков. Так вот, у вас может быть материал, в котором указаны только необходимые признаки. У вас может быть материалов .котором имеются все необходимые и, кроме того, избыточные признаки. Это важно, потому что нужно научиться различить не просто все признаки, которые указываются, а тоЛько те признаки, которые существенны для данного действия. Дальнейший вариант логической характеристики может заключаться в том, что даются не все необходимые признаки. В строгом смысле слова это означает, что данное понятие не может быть установлено при наличии неполного состава признаков, потому что если какие-нибудь признаки необходимы, а их нет, то, значит, данный предмет не отвечает всему понятию. И, наконец, четвертый вариант этого типа материала (логический вариант) заключается в том, что будут представлены не все необходимые, но зато много лишних, избыточных признаков. Это тоже важно. Значит, вам дают не все то, что нужно, но зато дают очень много ненужного. И надо суметь разобраться во всем этом материале
Итак, вы имеете четыре логических типа:
— все необходимые и только необходимые признаки;
— все необходимые и избыточные признаки;
— не все необходимые признаки;
— не все необходимые и плюс еще избыточные признаки. Под каждый из этих логических типов опять-таки можно и нужно подобрать множество конкретного материала.
Теперь последняя, третья группа типов материала — это собственно психологические типы. Психологические типы различаются по соотношению наглядно представленных и понятийных характеристик материалов. И вот здесь может быть такая комбинация, что, скажем, наглядные характеристики и понятийные характерис-
Ш
тики совпадают (самый простой, самый приятный случай). А дальше мы имеем типы, в которых наглядные и понятийные характеристики расходятся. Причем в одном случае вы можете иметь такое положение, когда в предъявляемом материале наглядно как будто бы присутствует признак, а понятийно «его нет* Вот, например, когда мы учили детей понятию о перпендикуляре, то им давали рисунок
и говорили, что этот угол равен 90 градусам. Разцица всего лишь на один градус, на глаз этот один градус не уловишь,,и кажемся, что угол прямой, а на самом деле он не прямой, а острый. Значит, вы имеете такое расхождение между наглядной и понятийной характеристиками.
А может быть и обратное положение. Скажем, мы берем и рисуем кое-как вот такую фигуру
и говорим, что это круг. На глаз видно, что это далеко не круг, однако в объяснении говорится, что это круг. А в круге все радиусы одинаковые. В дальнейшем обращении с этой фигурой вы должны сами понять, что раз вам сказали, будто это круг, то и все радиусы в нем одинаковые.
Значит, вы должны наметить себе три группы психологических
УСЛОВИЙ:
— в одних случаях наглядные и понятийные характеристики совпадают;