Лекция 6. основные формы поведения животных
П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
Очень интересны и американские опыты с латентным обучением. На предварительной стадии опыта группа накормленных и напоенных крыс запускается в лабиринт, в одном конце которого находится пища, а в другом — вода. Крысы бегают по нему, казалось бы, ничему специально не научаясь, т. е. не научаясь определенному пути в этой обстановке. На основной же стадии опыта одна часть крыс не кормится, а другая — не поится. Они снова запускаются в этот же лабиринт, и тогда испытывающее голод или жажду животное без всяких колебаний направляется туда, где находится пища или вода, явно показывая, что оно изучило обстановку и действует теперь уже без проб.
Эти опыты говорят о том, что животное научается вовсе не так, как это себе рисовали прежние исследователи, как рисовал себе Торндайк, а что на самом деле оно составляет себе картину проблемной ситуации и возможность действовать в ней.
Это одна группа исследований. Очень важны также исследования школы Павлова. Они более тонко обрисовывают положения вещей, механизмы, которые здесь имеют место. Как вы знаете, в последние годы своей жизни Павлов особенно подчеркивал роль ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе образования условных рефлексов. Последняя работа, которая была опубликована при его жизни и под его редакцией, касалась как раз доказательства того, что на одном ориентировочно-исследовательском рефлексе, без всякого другого, по его выражению, делового подкрепления, т. е. без какой-нибудь пищи, можно воспитать очень прочные нервные условные связи. Дальнейшие исследования всё более и более подчеркивали роль этой ориентировочно-исследовательской деятельности в образовании самой условной связи.
Это одна сторона дела, теоретическая. А вторая сторона дела заключается в том, что возможность образования условных связей (а ведь условные связи есть физиологическая основа обучения) зависит от возможности установить связь между интересующими вас объектами. А это уже особые условия. Для животного возможность установить связь между двумя объектами зависит от простоты самих объектов и от их соответствия условиям жизни. Поэтому, скажем, пчела с большим трудом тренируется на кружке, но очень легко тренируется на изображении цветка, который кажется гораздо более сложным, чем кружок. Но цветок соответствует природе, жизненным
ЕСТ
ИЗ
условиям деятельности пчелы, и она это легко схватывает. А если вы ей предъявите абстрактный кружок, чего ревльно в жизни пчел не встречается (а если и встречается, то не имеет для них никакого значения), то они этот кружок не выявляют. Значит, очень важное обстоятельство заключается в том, — и это происходит от физиологии, от физиологической основы обучения, — что условием образования новой нервной связи являемся выделение этой связи между объектами самим животным с помощью ориентировочно-исследовательской деятельности. Таким образом устанавливается тот факт, что в основе образования навыков всегда тгёжит выделение каких-то объективных условий, связей, отдельных моментов опыта самим животным с помощью ориентировочно-исследовательской деятельности. Без выделения этих связей никакое образование условных связей невозможно.
Значит, нельзя в принципе представлять себе формирование индивидуальных форм поведения без понимания объективных условий этого поведения. Представление о том, что навыки формируются в результате слепых проб и ошибок, в целом неправильное. Не могут сформироваться действия, которые действительно слепы во всех отношениях. Они не удерживаются, даже если и оказываются успешными.
Но остается очень важная задача — уточнить, что, собственно, понимается животным и что может оставаться непонятным. Этот наиболее важный момент до сих пор не очень хорошо выделен в экспериментальной психологии. Здесь нужно сослаться на некоторые факты, увязать их вместе, чтобы ближе подойти к ответу на этот вопрос Факты эти заключаются в следующем.
Если дрессировать животных так, как это делали Торндайк и большинство дрессировщиков, т. е. ставить животное в ситуацию, в которой оно само должно найти нужное движение, выделить его из прочих, зафиксировать и в дальнейшем использовать по определенному сигналу, — если задача ставится так, то решается она путем очень многих тяжелых, действительно слепых проб и ошибок. Сначала правильные движения должны подкрепляться, а неправильные — не подкрепляться или даже наказываться. Весь этот мучительный процесс обучения животного таким способом хотя и приводит к выделению желаемого движения, но это очень тяжелый и длительный процесс.