Тема № 6 «Переговоры в конфликтных ситуациях.
Медиация, как технология регулирования конфликтов
Эта тема даст ответ на вопросы - что такое переговорный процесс в конфликтной ситуации , какую роль в нём играет медиатор? Она позволить магистранту овладеть методикой переговорного процесса, а возможно и стать медиатором.
Материал для самостоятельного изучения
1. Переговорный процесс как форма регулирования конфликта. Типы переговоров с точки зрения вмешательства третьих лиц. Прямые переговоры (Дж. Портёр): понятие, содержание, процедура. Управление переговорами. Факторы, определяющие возможность переговоров. Основные этапы переговорного процесса (В. Мастенбрук). Ошибки переговорного процесса: организационные, поведенческие, коммуникативные. Основные принципы ведения эффективной дискуссии: правило выслушивания, правило равенства, процедурное правило, правило безоценочных суждений, правило технологической оснащенности, правило преодоления тупиков (А.К. Зайцев). Стили ведения переговоров. Метод принципиальных переговоров Гарвардской школы. 4-шаговый метод достижения согласия Д. Дена: требования, направленность.
2. Специфика. Техники переговорного процесса. Вмешательство вконфликт со стороны третьих лиц.Консультация, фасилитация. арбитраж, третейский суд, наблюдение как способы вмешательства в конфликт: границы использования, специфика. Медиаторство в условиях современной России. Понятие медиации. Факторы выбора формы посредничества в конфликте. Контрактные (официальные) и спонтанные (неофициальные) медиаторы. Принципы медиации. Функции медиатора. Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами и этапы медиативной процедуры. Эффективность медиаторства. Руководитель как посредник в конфликте
.
Вопросы для самоконтроля
Тесты для самоконтроля
1. Технологии эффективного общения в конфликте сводится к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:
а) добиться убеждения соперника в своей правоте;
б) добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;
в) добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником;
г) добиться превосходства в переговорном процессе над соперником;
д) овладеть инициативой в споре.
2. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
а) обмену информацией;
б) налаживанию добрых взаимоотношений;
в) достижению взаимопонимания;
г) расширению темы общения;
д)усилению информационного воздействия на партнера.
3. Интерактивный аспект общения проявляется в:
а) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и проявления своей презентабельности;
б) стремление к превосходству над партнером по общению;
в) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;
г) стремлении установить теплые и дружеские отношения;
д)стремлении активизировать информационное воздействие на партнера по общению.
4. Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в:
а) установлении теплых дружеских взаимоотношений,
б) сопереживании, во взаимной эмпатии;
в) преодолении стереотипов восприятия в процессе общения;
г) сохранении высокого статуса в общении;
д)выявлении истинных мотивов общения у своего партнера.
5. Какие из приведенных ниже рекомендаций противоречат эффективному общению:
а) поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;
б) используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие;
в) стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию;
г) в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте;
д)добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли.
6. Технологии рационального поведения в конфликте это:
а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия кон-фликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;
б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;
д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника
.
7. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:
а) визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры;
б) визуализация, сублимация, проецирование, «заземление»; вХрегрессия, сублимация, визуализация;
г) визуализация, выдержка, сублимация, очищение ауры;
д) сублимация, рационализация, регрессия, визуализация.
8. Первое правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) спокойной реакции на эмоциональные действия партнера;
б) переводе темы разговора;
в) отвлечении от ненужной информации;
г) установка на рациональное восприятие соперника;
д) попытке понять мотивы соперника.
9. Второе правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) установке на рациональное восприятие соперника;
б) обмене содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения;
в) в переводе темы разговора;
г) отвлечении от ненужной информации;
д) спокойной реакции на эмоциональные действия соперника.
10. Третье правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) поддержании высокой самооценки в процессе общения у себя и у партнера;
б) поддержание высокой самооценки только у себя;
в) поддержание высокой самооценки только у партнера;
г) поддержание высокой самооценки в глазах соперника;
д) поддержание высокой самооценки у себя и всяческое унижение, критика соперника.
Литература для углубленного изучения темы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М, Внимание: конфликт! Новосибирск, 1984.
3. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.
4. Козырев Г.И. Социология: учеб, пособие для вузов. М., 2005.
5. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992.
6. В. Шейнов «Управление конфликтами». М, СПб, Питер, 2014г.
7.Р.М.Грановская, Е.А. Дуленкова «Врожденные истоки конфликтов». СПб, Речь, 2014г.
8.НВ.Гришина «Психология конфликта», 3-е издание, учебное пособие для ВУЗов. Питер, 2015г.
9.Р. Грин «48 законов власти». М., Рипол классик, 2002.
10.Пиз А. «Язык телодвижений» Н.Новгород,1994.
11.Конфликты и переговоры Ростов на Дону,1997.