Диагностика интеллектуальной готовности к школе
МЕТОДИКА «ЛАБИРИНТ» (Л.А. ВЕНГЕР)
Цель: диагностика обучаемости, наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).
Материал: комплект листов, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», условно указывающие путь к одному из домиков (приложение 3). Первые два лабиринта соответствуют вводным задачам.
Ход работы: ребенку даются две вводные задачи, затем по порядку задачи 3-12. После того как ребенок увидел первую задачу, читается первая инструкция ребенку.
Инструкция ребенку (1): «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. (Психолог указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). ТЗписьме нарисовано, где надо идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик».
Взрослый смотрит, как ребенок решает задачу и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй вводной задаче, психолог читает инструкцию 2
Инструкция ребенку (2): «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». (Взрослый проводит рукой по чертежу в письме).
Взрослый опять смотрит, как ребенок решает задачу и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.
Инструкция ребенку (к задачам 3.4): «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Найди нужный домик и зачеркни. Начинай двигаться от травки».
Инструкция ребенку (к задаче 5): «Смотри на письмо. Надо идти от травки мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найди нужный домик и зачеркни его».
Инструкция ребенку (к задаче 6): «Смотри на письмо. Надо идти от травки мимо березки, потом мимо грибка, елочки, потом стульчика. Зачеркни нужный домик».
Инструкция ребенку (к задачам 7. 8): «Будь очень внимателен. Смотри на письмо. Найди нужный домик и зачеркни его».
Инструкция ребенку (к задачам 9-12): «Смотри на письмо. В письме нарисовано, как надо идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь очень внимателен. Найди нужный домик и зачеркни его».
Обработка результатов: по каждой из задач 3 - 8 за каждый правильный поворот начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов за каждую из этих задач - 4, поскольку нужно сделать 4 поворота. В задачах 9-12 за каждый правильный поворот начисляется по 2 балла. В задачах 9 и 10 (два поворота) максимальное количество баллов - 4. В задачах 11 и 12 (три поворота) - 6 баллов. Все оценки суммируются. Максимальное количество баллов - 44. На основании этого делается вывод об уровне развития наглядно-схематического мышления, умении пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации у детей 6 -7 лет. Низкий уровень: от 0 до 13 баллов; средний уровень: от 14 до 28 баллов; высокий уровень: от 29 до 44 баллов.
МЕТОДИКА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ» (А.Н. БЕРНШТЕЙН)
Цель: диагностика логического мышления и речи.
Материал: 4 картинки «Пожар» (приложение 4). Номера картинок проставлены на оборотной стороне.
Ход работы: перед испытуемым кладут рисунки в следующем порядке (слева направо): 2-3-4-1.
Инструкция испытуемому: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Обработка результатов: Правильно найденная последовательность картинок (1-2-3-4) свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета, а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме.
Бывают случаи, когда при неправильно выложенной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логическую версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее.
Если испытуемый правильно выложил последовательность, но не смог составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить, каковы его познания об изображенном явлении. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне для семилетних детей и как вполне хорошее для шестилетних.
Испытуемый не справился с заданием, если:
1) не смог восстановить последовательность картинок и отказался от
рассказа;
2) по выложенной им самим последовательности картинок составил
нелогичный рассказ;
3) выложенная испытуемым последовательность не соответствует
рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопро
са взрослого меняет последовательность не соответствующую рассказу);
4) каждая картинка раскрывается отдельно, сама по себе, не связанно
с остальными - в результате рассказ не получается;
5) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
О развитии речи ребенка судят по тому, как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.
Особо следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обусловливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т.д.
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (АДАПТАЦИЯ А.Г. ЛИДЕРСА)
Цель: диагностика интеллектуального развития ребенка.
Материал: тестовая тетрадь, состоящая из 4 листов (приложение 5).
Инструкция по проведению. Тест включает 4 субтеста, позволяющих оценить уровень развития интеллектуальной деятельности ребенка в целом и отдельных способностей. Во всех субтестах ряды А и Б - тренировочные задания, при их выполнении ребенку оказывается помощь, задания 1, 2, 3, 4, 5 - тес-товые{ Инструкции к заданиям читаются медленно. Ключевые слова выделяются, -при необходимости повторяются. При выполнении тестовых заданий время не ограничивается.
СУБТЕСТ 1.Цель: диагностика общей осведомленности и словарного запаса.
Ребенку предлагается открыть 1 лист тестовой тетради.
Инструкция: «Посмотри на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушай меня внимательно. Возьми карандаш и зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением ботинка. (Пауза. Повторить). Вот так. Сделай это точно так, как я показываю. (Показывается образец действия).
Посмотри на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушай меня внимательно. Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением яблока». Повторить. Проследить, что ребенок правильно понял инструкцию. Если требуется помощь даются дополнительные разъяснения. Далее следуют тестовые задания.
Инструкция к заданию 1: «Посмотри на задание 1. Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением мальчика (повторить)».
Инструкция к заданию 2: «Посмотри на задание 2. Зачеркни овал под картинкой с изображением общественного транспорта (повторить)».
Инструкция к заданию 3: «В задании 3 зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением машины на гусеницах (повторить)».
Инструкция к заданию 4: «В задании 4 зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением того, кто активен (повторить)».
Инструкция к заданию 5: «Посмотри на задание 5. Зачеркни крестиком овал под картинкой, где нарисована статуя (повторить)».
СУБТЕСТ2 Цель: диагностика понимания количественных и качественных соотношений.
Ребенку предлагается открыть 2 лист тестовой тетради.
Инструкция: «Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотри на самый верхних ряд. (Пауза). В этом ряду ты видишь картинки с изображением деревьев. Слушай меня внимательно. Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением самого маленького дерева. (Пауза. Повторить. Проследить, что ребенок зачеркнул соответствующий овал. Если требуется помощь даются дополнительные разъяснения).
Посмотри на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушай меня внимательно. Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением самой большой кучи песка. (Пауза. Повторить. Проследить, что ребенок зачеркнул нужный овал».
Инструкция к заданию 1: «А теперь посмотри на задание 1, где изображены девочка, мальчик и дерево. Зачеркни крестиком овал под картинкой, где девочка больше, чем мальчик, но меньше, чем дерево (пауза, повторить)».
Инструкция к заданию 2: «Посмотри на задание 2. Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением самой спелой кукурузы (повторить)».
Инструкция к заданию 3: «Посмотри на задание 3. (Пауза). На картинках изображены мальчики. Потом посмотри на картинку, где изображены забор и ящики. (Пауза). Все мальчики хотят встать на ящики так, чтобы иметь возможность заглянуть за забор одновременно. Найди ящик, на который должен встать самый высокий мальчик. (Повторить). Зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением этого ящика (повторить)».
Инструкция к заданию 4: «В задании 4 зачеркни овал под картинкой с изображением мяча средней величины (повторить)».
Инструкция к заданию 5: «В задании 5 зачеркни овал под картинкой с изображением электропровода, который провисает меньше, чем самый провисший, но больше, чем все остальные (повторить)».
СУБТЕСТ 3.Цель: диагностика логического мышления.
Ребенку предлагается открыть 3 лист тестовой тетради.
Инструкция: «Посмотри на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду изображены коньки, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы лопаты. Одна из этих картинок не подходит всем остальным. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки -это другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркни крестиком овал под картинкой с изображением коньков. (Пауза. Повторить. Проследить, что ребенок зачеркнул соответствующий овал).
Посмотрите на следующий ряд. Какая картинка не подходит ко всем остальным? (Пауза). Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как остальные картинки в этом ряду - круги. Зачеркни крестиком овал под четырехуголь-
ником, чтобы показать, что он не подходит к остальным картинкам (Проследить, что ребенок зачеркнул соответствующий овал)».
Инструкция к заданию 1: «А теперь посмотри на задание 1. Какая картинка не подходит к остальным? Зачеркни крестиком овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным».
Инструкция к заданиям 2. 3. 4. 5: «Посмотри на задания 2, 3, 4, 5 В каждом задании зачеркни крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным».
СУБТЕСТ 4.Цель: диагностика математических способностей.
Ребенку предлагается открыть 4 лист тестовой тетради.
Инструкция: «Посмотри на самый верхний ряд рисунков. Там изображены различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек. (Пауза). Найдите в каком четырехугольнике только одна палочка?. (Пауза). Покажи этот четырехугольник. А теперь зачеркни крестиком овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка. (Проследить, что ребенок зачеркнул соответствующий овал).
А теперь посмотри на картинки в следующем ряду. (Пауза). Вы видите картинки с изображением разных пластинок домино. В каждой пластинке две части: нижняя и верхняя. (Пауза). На первой пластинке домино точек нет, а на других есть, и их разное количество. Видишь? А теперь слушай меня внимательно. Найди пластину домино, на которой только две точки. (Пауза). Зачеркни крестиком овал под той пластинкой домино, на которой только две точки. (Пауза. Повторить. Проследить, что ребенок правильно понял инструкцию».
Инструкция к заданию 1: «Посмотри на задание 1. Два четырехугольника изображены отдельно от других. Найди четырехугольник, который показывает, на сколько палочек в первом четырехугольнике больше, чем во втором. (Повторить). Зачеркни крестиком овал под этим четырехугольником.
Инструкция к заданию 2: «Посмотри на задание 2. Посмотрите на кусок торта, изображенный отдельно от других. Найди другой кусок торта, который при соединении с первым дает целый торт. (Повторить). Зачеркни крестиком овал под картинкой, которую ты выбрал».
Инструкция к заданию 3: «Посмотри на задание 3. Первые три пластины домино изображены отдельно от других. (Пауза). Они стоят в определенной последовательности друг за другом. (Пауза). Найди пластину домино, которая должна продолжить этот ряд. (Повторить). Зачеркни крестиком овал под этой пластинкой домино».
Инструкция к заданию 4: «Посмотри на задание 4. Одна конфета стоит две палочки. Найди четырехугольник, который показывает сколько нужно палочек, чтобы купить три конфеты. (Повторить). Зачеркни крестиком овал под этим четырехугольником».
Инструкция к заданию 5: «Посмотри на задание 5. У меня было 9 палочек. Я отдала 4 палочки. (Пауза). Найди четырехугольник в этом ряду, который показывает сколько палочек у меня осталось. (Повторить). Зачеркни крестиком овал под этим четырехугольником».
При групповом обследовании детям раздаются тестовые тетради, на которых подписаны их фамилии и имена и читается инструкция: «Каждый из вас получил тетрадь. В этой тетради вы найдете множество картинок. Слушайте меня внимательно и делайте в ваших тетрадях то, что я вам буду говорить. Откройте первую страницу». Далее следует показ способа зачеркивания, и внимание детей обращается на то, что в каждом ряду крестик можно ставить только один раз. Если кто-то ошибся, то нужно этот крестик четко перечеркнуть и затем поставить крестик в нужном месте. В ходе диагностики необходимо следить, чтобы все дети правильно выполняли тренировочные задания и переходить к следующим заданиям лишь тогда, когда все дети закончили предыдущее.
Анализ результатов.
В целом 11-13 правильно решенных задач соответствуют нормальному уровню развития интеллектуальных способностей для 6-7 лет. Если ребенок правильно выполняет более 13 можно говорить об уровне развития выше среднего. Неумение выполнять инструкцию и / или затруднения в выполнении более половины заданий могут свидетельствовать о недостаточном уровне интеллектуального развития ребенка и о недостаточной подготовке к школьному обучению. Уровни развития разных сторон интеллектуальной деятельности оцениваются по следующим показателям.
Методика может использоваться с целью выявления одаренных детей, которые могут обучаться по специальным программам.
МЕТОДИКА «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ» (А.Р. ЛУРИЯ)
Цель: диагностика непосредственной кратковременной и долговременной вербальной памяти, утомляемости.
Материал: 10 слов - лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Ход работы: ребенку 5 раз медленно читаются одни и те же слова. После каждого прочтения ребенок воспроизводит слова, которые запомнил. Экспериментатор фиксирует названные ребенком слова в протоколе.
Инструкция ребенку: «Я буду говорить тебе слова. Слушай внимательно, постарайся запомнить. Когда я закончу читать, повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке».
Перед вторым прочтением: «Сейчас я снова прочитаю слова. Когда я закончу, повтори и те, которые уже называл, и те, которые в первый раз пропустил». Перед следующими прочтениями экспериментатор говорит «Еще раз». Час спустя ребенка просят вспомнить слова, которые он учил (без прочтения).
Обработка результатов: подсчитывается количество слов воспроизведенных ребенком в каждой серии. На основании этого строится «Кривая запоминания»
В норме с каждым воспроизведением растет количество правильно названных слов. О снижении можно говорить, если при 5-м прочтении, ребенок воспроизводит менее 8 слов. Включение лишних слов может свидетельствовать о дефекте памяти или фонематического слуха. Спад после 3 прочтения - о повышенной утомляемости. Отсутствие какой бы то ни было динамики - об отсутствии мотивации. Возникшее предположение необходимо проверить специальными методиками.