Методические указания к проведению коррекционно-развивающей работы и психологического просвещения.

Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

В соответствии с содержанием практики вам необходимо осуществить коррекционно-развивающую работу путем организации групповых коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками.

Схема оформления конспекта коррекционно-развивающего занятия

1. Тема занятия, его номер в программе

2. Цель занятия.

3. Задачи занятия.

4. Ход и содержание занятия (описывается подробно).

Примерная структура коррекционно-развивающего занятия:

1. Оргмомент: цель встречи, план и время работы, стимулирование активности.

2. Ритуал приветствия: стишок, игра, девиз, движения (на первом занятии его обосновать, придумать и выучить).

3. Рефлексия предыдущего занятия: припоминание цели, содержания, настроения прошлой встречи (на первом занятии этот этап опускается).

4. Разминка: дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, моторики, речи; рабочий этап: коррекционные или развивающие игры и упражнения.

5. Рефлексия завершающего занятия: анализ хода и содержания занятия, познавательной и личностной активности, самочувствия отдельных учащихся и в целом.

6. Ритуал прощания: стишок, игра, девиз, движения (на первом занятии его обосновать, придумать и выучить).

Психологическое просвещение – это работа по формированию психологической культуры всех участников педагогического процесса: учащихся, родителей, педагогов, воспитателей, администрации. Можно смело утверждать, что эффективность работы образовательного учреждения во многом определяется уровнем психологической культуры всех названных категорий.

Комплект методических материалов «Психолог учителю» по тематике Направление должен со-ответствовать запросу педагога или администрации образовательной организации.

В состав комплекта входят:

1. Брошюра (основная информация по теме).

2. Презентация (для мини-доклада по теме).

3. Буклет (для раздачи родителям).

4. Материалы для оформления стенда (например, к родительскому собранию).

9. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на педагогической практике (рассредоточенной)

Коллективный способ обучения, уровневая дифференциация, проведение презентаций, компьютерные, самостоятельная работа.

10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся на педагогической практике (рассредоточенной)

Дневник практики.

В ходе организации практики используются программные средства автоматизации учебного процесса (все блоки).

По всем вопросам организационного и содержательного характера магистрант имеет возможность получить консультацию у ответственного за проведение практики и у руководителя практики от образовательной организации (все блоки).

Направлению магистрантов на практику предшествует проведение установочной конференции, в ходе которой разъясняется порядок проведения практики и ее программа (все блоки).

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-педагогической практики:

а) основная литература

1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые техники и приемы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317с.

2. Азарова Л.Н. Снова в школу. Учебно-методическое пособие по организации и проведению педагогической практики по дополнительной специальности «Педагогика и психология». – М.: Экон-информ, 2011. – 93с.

3. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М. Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2013. – 415с.

4. Булгакова Н.Ф., Гузикова Н.А. Этапы и содержание психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях периода на новые стандарты образования. – М.: 2012. – 220с.

5. Долгонюк Е.В. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детсво-Пресс, 2013. – 144 с.

6. Дубровина И.В. практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография. – М.:НОУ ВПО «МПСУ», 2014. -464с.

7. Иванова А. Е., Кравец О. Ю.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина и др. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.

8. Кыласова Л.Е. , Докутович В.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа. Планирование. – Волгоград.: Учитель, 2014. – 68 с.

9. Лаврова Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида. – М.: Владос, 2014. – 224 с.

10. Преподавание психологии в современной общеобразовательной школе. По материалам работы экспериментальной площадки РАО в г.Омске / Под ред. И.В. Дубровиной, О.В. Кисловой. – СПб.: Нестор-История, 2011. – 390с.

11. Шаграева О.А. Основы консультативной психологии. – М.: Академия, 2011. – 272 с.

б) дополнительная литература

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М.: МГОПИ; Альфа, 1995.

2. Аржакаева Т.А. Вачков И.В. Попова А.Х. Психологическая азбука: Начальная школа (3-й год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2004.- 168с.

3. Аржакаева Т.А. Вачков И.В. Попова А.Х. Психологическая азбука: Начальная школа (1-й год обучения): Осознание внутреннего мира) / Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2003.- 168с.

4. Аржакаева Т.А. Вачков И.В. Попова А.Х. Психологическая азбука: Начальная школа (2-й год обучения): Осознание внутреннего мира; Мотивы; Память; Мышление; Воображение / Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2003. – 168 с.

5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.

6. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов / Пер. с нем. Р.С. Эйвадиса. – СПб.: «Светлячок»: «Речь», 2001. – 128 с.

7. Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девочек и мальчиков. – М.: Ось-89, 2001. – 176 с.

8. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. – М.: Педагогика-пресс, 1996. – 216 с.

9. Вергелис Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; «Союз», 2000.

10.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

11.Горелова Е.Р., Пирожкова М.Г. Практикум по психологии младших школьников. Выпуск 1. Познавательные процессы: Учебно-методическое пособие. – М.: МПГУ, 2003.

12.Горелова Е.Р., Пирожкова М.Г. Практикум по психологии младших школьников. Выпуск 2. Деятельность: Учебно-методическое пособие. – М.: МПГУ, 2004.

13.Диагностика познавательный способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 533с.

14.Диагностика познавательный способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. – М.: Академический Проект: Альма Матер, 2009.

15.Ермолаева М.В. психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 1998. – 176 с.

16.Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе / Под ред. С.В.Кривцовой – М.: Генезис, 2002 . – 208 с.

17.Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / Под ред. С.В.Кривцовой – М.: Генезис, 2004 . – 176 с.

18.Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе / Под ред. С.В.Кривцовой – М.: Генезис, 2005 . – 182 с.

19.Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / Под ред. С.В.Кривцовой – М.: Генезис, 2002 . – 248 с.

2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 443 с.

20.Колмагорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А. Человекознание: курс психологии с элементами этики и валеологии: 1 класс:Учебно-методическое пособие для педагогов, школьных психологов и валеологов.- М.: Генезис, 1998. – 159 с.

21.Колмагорова Л.С., Грязнова Н.С. Альбом моих успехов: Рабочая тетрадь по курсу «Человекознание» для учащихся 1-х классов. .- М.: Генезис, 1998. – 60 с.

22.Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: «Речь», 2001. – 160 с.

3. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Москва-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1995.

23.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008. – 272с.

24.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008. – 160с.

25.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

26.Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений. – СПб.: Наука и Техника, 2008. – 304 с.

27.Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. – СПб.: Речь, 2004. – 190 с.

28.Новый сборник психологических тестов для детей. – Горболово: Издательский Дом А. Громова, М.: Вахмурка, 2007. – 224с.

29.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –М., 199.

30.Осипова А.А. Диагшностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 104 с.

31.Осипова А.А. Общая психокорреция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

32.Пашнев Б.К. Психодиагностика: практикум школьного психолога /Б.К. Пашнев. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 317с.

33.Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг: учебно-методическое пособие для учителей и родителей. – СПб.: Речь, 2002. – 221 с.

34.Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений /Авт.сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-160с.

35.Практическая психология образования/ под ред. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М: Просвещение, 2009.

36.Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие: 3-11 классы / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: МОДЭК МПСИ, 2003. – 624 с.

37.Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты/под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008. – 224с.

38.Психология: Учебное пособие для начальной школы: III-IV классы / Под ред. И.В. Дубровиной – М.: МПСИ. 2007. – 224 с.

39.Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997. – 64 с.

40.Рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России, итоги и перспективы» (газета «Школьный психолог» № 31 за 2002 г.)

41.Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» № 6 за 2000 г.)

42.Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-176с.

43.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000. – 263 с.

44.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

45.Слободняк Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256 с.

46.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.

47.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе. – М.: Генезис, 2008 – 304 с.

48.Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры/ Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 339 с.

49.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002.- 208 с.

50.Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методическое руководство. – СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2001.- 192с.

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

общеинститутская кафедра психологии образования

ДНЕВНИК

Наши рекомендации