I. Игровые сюжеты для девочек.

Социально - бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Парикмахер», «Доктор», «Магазин», «Кафе», «Кондитерская», «Фирма AVON», «Салон красоты», «Дом моды», «Дачный огород», «Фирма Чистюля», «Кулинария», «Ателье», «Гости», «Путешествие в страну Сладкоежек», «Посылка из Цветочного города», «Заказы на дом», «Пироговый дворик» и т.д.

Игровые сюжеты из мультфильмов и книг:«Бал Золушек», «Певицы Винкс », «Белоснежка и ее друзья», «Феи Винкс», «Страна принцесс», «Русалки», «Барби», «Цветочная аллея», «В гостях у Мальвины», «Царство Снежной королевы», «Мисс красавицы», «Жители леса», «Звери в заколдованном лесе» и др.

II. Игровые сюжеты для мальчиков

Технические и общественные сюжеты:«Путешествие на корабле», «Автобус», «Гаражи», «Такси», «Солдаты», «Летчики», «Полицейские», «Ремонт машин», «Автостоянка», «Подводная лодка», «Строители», «Спасатели», «Войнушка», «Гонки», «Следователи», «Защитники леса», «Бандиты», «Мастерская», «Охранная компания» и т.д.

Игровые сюжеты, заимствованные из телевидения (мультфильмы, реклама, кинофильмы):

«Летучий корабль», «Пираты», «Замок пиратов», «Пиратские истории», «Машина времени», «Поиск сокровищ», «Роботы», «Человек-Паук и его друзья», «Супергерои», «Путешествия со Змеем-Горынычем и Кощеем Бессмертным», «Драконы», «Буратино и Черепашки Ниндзя», «Спайдермены».

III. Игровые сюжеты для девочек и мальчиков, отражающие их интересы и предпочтения

«Супермаркет», «Подводное путешествие», «Семья», «Зоопарк», «Экскурсия на автобусе», «Лесные истории», «Аллея сказок», «Путешествие в страну Кривляния», «Фантазеры», «Путешествие в страну сказочных героев», «Режиссеры», «Фотограф», «Чудеса света», «Волшебники» и др.

Игровая среда в средней группе

1. Должна включать автономные небольшие, но богатые игровыми атрибутами уголки для статичных игр девочек, чтобы они могли осуществлять свои ролевые действия;

2. Должна обеспечивать возможность движения, большее пространство для игр мальчиков, так как они более подвижны и именно оно необходимо им для выполнения ролевых действий.

3. Должна постепенно становиться более насыщенной и оснащенной, учитывать современную детскую субкультуру, в том числе полоролевые интересы, потребности детей.

4. Должна включать бросовый материал, из которого дети самостоятельно могли бы создать атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

5. Желательно иметь игровую комнату, комнату для переодеваний; если их нет, тогда оформляются игровые уголки в группах. В игровую среду важно включать игровые атрибуты, которые также как игрушки необходимы для разных игр.

Пошаговая стратегия педагогического сопровождения игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста на основе полоролевой дифференциации

Второй этап педагогического сопровождения – совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

Цель: развитие игровых умений детей четырех-пяти лет с учетом полоролевой дифференциации (распределение ролей, осуществление ролевого взаимодействия, сюжетосложение) и сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Шаг 1 –педагогическое сопровождение, включавшее в себя игровые ситуации для развития ролевых связей у мальчиков и девочек. Результат реализации данного педагогического сопровождения:

у девочек: активизация ролевого диалога, раскрытие роли через взаимосвязи с другими ролями, умение изменять ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой;

у мальчиков: овладение способами мужского поведения, типами отношений между людьми, умением договариваться, вести ролевой диалог, мирно решать конфликтные ситуации.

Игровая позиция воспитателя

1. Воспитатель как партнер по игре предлагает детям основные роли, а сам берет второстепенную и по ходу игры вводит новые сюжетные события, требующие логичной и необходимой смены его роли, включения новых ролевых связей.

2. В игровых ситуациях для девочек педагог через смену женских ролей, которые он исполняет и вводит дополнительно в игру, активизирует у них ролевой диалог, раскрывает роль во множестве возможных ролевых связок, развивает умение изменять ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой.

3. В игровых ситуациях для мальчиков воспитатель через смену мужских ролей, которые он исполняет и вводит дополнительно в игру, развивает у детей способы мужского поведения, умения договариваться, вести ролевой диалог, решать конфликты. Для раскрытия разных типов отношений между людьми педагог использует как мужские, так и женские роли.

Игровая ситуация для девочек«Белоснежка и ее друзья»

Воспитатель предлагает ребенку поиграть в «Белоснежку и ее друзей»:«Давай ты будешь Белоснежкой, а я белочкой - твоим другом ». Начав игру, воспитатель предлагает такую же роль, как у него самого (роль друга Белоснежки) еще нескольким девочкам: «Давайте вы тоже будете друзьями Белоснежки! Я вот лесная белочка Алиса. А вы кто? » Дети сами выбирают, каких друзей они будут изображать (кошку, мышку, обезьянку, Русалку, фею, принцессу и др.).

Воспитатель:

- Как много друзей у Белоснежки! Может быть, мы отправимся в путешествие по Лесной стране? Посмотрим, кто там живет, чем славится Лесная страна.

- На чем мы туда отправимся? Белоснежка, как ты думаешь?

- Наша Белоснежка владеет волшебством! Давай ты с помощью своей волшебной палочки сделаешь из тыквы летающую карету (карета в игре воображаемая).

- Какие волшебные слова нужно говорить, чтобы из тыквы получилась карета?

- Белоснежка, мы же в Лесную страну должны отправиться красивыми, нарядными. Давай ты нас оденешь, причешешь.

- Садимся в летающую карету! Закрываем глаза и повторяем за Белоснежкой волшебные слова, которые отправят нас в Лесную страну.

- Ура! Мы в Лесной стране. Белоснежка, а почему здесь так темно? Здесь нет цветов, зеленой травки. Люди, животные, деревья превращены в каменные статуи!

- Неужели Лесная страна заколдована?

- Кто же этот злодей?

Воспитатель предлагает детям ввести новое сюжетное событие, чтобы оправдать появление нового персонажа– «Белочка Алиса потерялась в Лесной стране. Я теперь злая фея, которая встретила Белоснежку и ее друзей у реки»:

- Кто вы такие? Откуда вы?

- Зачем вы прилетели в Лесную страну?

- Я фея Глум, которая заколдовала Лесную страну от всего живого. Теперь в моей стране живут только каменные статуи. Они меня слышат и понимают.

- Вы не сможете оживить Лесную страну. Ты, Белоснежка, должна очень постараться, чтобы расколдовать все и снять мою черную магию.

- Как же ты это собираешься сделать? Неужели будешь искать мой клубок зла? Ты его не найдешь.

- Далее дети сами расколдовывают Лесную страну, находят белочку Алису (игрушку). Воспитатель в роли феи Глум просит Белоснежку помочь ей стать доброй феей. Затем на роль феи привлекается кто-нибудь из детей. Воспитатель начинает исполнять роль врача:

- Здравствуй, Белоснежка. Я врач Лесной страны – Рыжая Лиса. Спасибо тебе за то, что спасла нашу Лесную страну от черной магии. Теперь мне нужно осмотреть вас всех, как врач: есть ли ранки, ушибы, головные боли, кашель, простуда, аллергия.

- Врач осматривает Белоснежку и ее друзей, выписывает рецепты. Далее дети сами могут меняться ролями и продолжать игру.

Наши рекомендации