Адлерианское консультирование. Понимание человеческой природы

Адлер считал, что люди прежде всего руководствуются социальным интересом, то есть «ощущением собственной причастности к социальному целому, заинтересованностью со стороны других людей, равно как и потребностью и желанием внести свой вклад во всеобщее благоденствие» (Corsini & Wedding,.1995, р. 441). Согласно его теории, сознательные аспекты поведения в большей степени, чем бессознательные, определяют развитие личности. Главный адлерианский принцип состоит в том, что люди стремятся стать успешными (то есть быть как можно лучше), следовательно, их поведение является целеустремленным и сознательным. Б подчеркивании этого принципа проявляется убеждение Адлера, что каждый человек добивается личностного роста и имеет потребность в целостности. «Адлер назвал свое учение индивидуальной психологией, чтобы подчеркнуть холистическую направленность теории, а термин индивидуальная рассматривался как производный от латинского слова индивидуум, означающего "нечто неделимое, неразложимое”» (Mosak & Maniacci, 1998, p. 19).

Людям свойственна тенденция реализовывать свой собственный уникальный потенциал - тенденция, которую Адлер называл стремлением к совершенствуили завершенности (Adler, 1964). Кроме того, каждому человеку изначально присуща тенденция чувствовать себя подчиненным другим. Если это чувство не преодолевается, то у человека развивается комплекс неполноценности. Этот комплекс, если не произойдут изменения, может стать базисом, определяющим личность. Напротив, в случае гиперкомпенсации чувства неполноценности может развиться комплекс превосходства, являющийся по определению Адлера,невропатической фантазией, которая сама по себе непродуктивна.

Адлер полагал, что на людей влияют как прошедшие причины, так и будущие, (телеологические) цели. Его теория придает большое значение порядку рождения детей в семье: те, кто имеют одинаковые порядковые номера (например, первенцы), могут иметь больше общего друг с другом, чем дети, рожденные в одной семье (Dreikurs, 1950). В работах Адлера, посвященных составу семьи, описываются пять порядковых положений: первенцы, рожденные вторыми, средние дети, младшие дети и единственный ребенок (Dreikurs, 1967; Dreikurs & Soltz, 1964; Sweeney, 1998).

Первенцы. Первенцы изначально являются «баловнями» семьи, потому что они безраздельно пользуются вниманием родителей. Они приспособлены к тому, чтобы согласовывать свои действия, стремиться к достижению общественно признанных целей, вести себя в соответствии с общественными нормами. В отсутствие родителей они склонны брать ответственность на себя и в больших семействах часто замещают родителей. Все первенцы переживают потерю их уникального положения в семье, когда рождается второй ребенок. Переживание «смещенности» может вызвать у них обидчивость или помочь им лучше усвоить значение силы и власти.

Рожденные вторыми. Положение вторых детей в семье, согласно Адлеру, является завидным, однако имеет и недостатки, Рожденным вторыми, в отличие о первенцев, никогда не приходится решать проблем, связанных с распределением силы и власти, потому что они с рождения находятся в таком положении, из которого они не могут быть «смещены». Обычно эти люди менее домашние, более беззаботные и творческие и меньше связаны правилами, чем первенцы. Они часто принимают роли, не присущие первенцам, и, очень вероятно, представляют собой противоположность своим старшим братьям или сестрам.

Средние дети. Дети, находящиеся в середине последовательности рождений, часто ощущают себя «ненужными» и незаслуженно наказываемыми. Они не склонны устанавливать тесные личностные отношения, которые свойственны более старшим или более младшим детям. Однако благодаря своему положению средние дети хорошо усваивают тонкости семейной политики и искусство переговоров. Эти качества могут оказаться полезными для манипулирования обстоятельствами, чтобы добиться желаемого и выбирать области, в которых им больше сопутствует успех.

Самые младшие дети. Как трудности, так и возможности самых младших детей в семье отличаются от таковых у их старших братьев и сестер. Самые младшие дети получают много внимания от других, которые, как правило, стараются угодить их желаниям. Эти дети обычно научаются быть очаровательными, но у них могут возникнуть трудности при попытке вырваться из роли «маленького» и «любимца семьи». Для них существует риск стать избалованными. В то же самое время самые младшие дети могут добиваться больших успехов благодаря возможности подражания старшим братьям и сестрам.

Единственные дети. Любой ребенок, рожденный спустя семь или более лет после рождения старших детей, психологически является единственным ребенком. Эти дети в целом никогда не теряют своей позиции, и, как и самым старшим детям, им уделяется преимущественное внимание. Они могут рано созреть и добиться высоких результатов. У них зачастую сильно развитое воображение из-за количества времени, которое они проводят в одиночестве. Главным их недостатком является то, что единственные дети могут стать избалованными, эгоистичными и недостаточно социализованными.

Кроме порядка рождения, на развитие человека, особенно на протяжении первых пяти лет жизни, влияет семейное окружение. Теория Адлера подчеркивает, что каждый человек к 5 годам формирует стиль жизни, осуществляя это прежде всего через взаимодействие с другими членами семьи. Негативная семейная атмосфера может относиться к одному из следующих типов: авторитарная, подавляющая, меркантильная; возможна также ситуация отверженности или, напротив, гиперопеки или жалости (Dreikurs & Soltz, 1964). Позитивная семейная атмосфера - демократическая, принимающая, открытая, социально направленная. В любом случае семейная атмосфера является критическим фактором для развития стиля жизни и влияет на него больше, чем любые события сами по себе (Adler, 1964). Люди ведут себя так, как будто бы мир представляет собой определенный путь, по которому они идут, руководствуясь своимифантазиями - то есть своими субъективными оценками себя и своего окружения. Пять основных ошибок вызываются фантазиями (Mosak, 1995, р. 87).

Наши рекомендации