История психологических исследований конфликтов.
По количеству публикаций психология в ХХ веке занимала выраженное лидирующее положение среди всех отраслей конфликтологии. Более четверти публикаций по проблеме конфликта от их общего числа в советско-российской науке было подготовлено психологами. Социологи в прошлом столетии опубликовали примерно 16,9% от общего количества работ по проблеме конфликта. Политологи выполнили примерно 14,7% публикаций, имевшихся в прошлом веке по данной проблеме.
В ХХI веке психология утратила доминирующее положение среди отраслей конфликтологии, если в качестве критерия оценки взять количество защищенных диссертаций. Психологи уступили первое место политологам. У политологов на 1.01.2017 г. защищено 220 кандидатских и 33 докторских диссертации по проблеме конфликта. У психологов эти показатели составили 218 и 12 диссертаций соответственно. Динамика и эволюция защиты диссертаций психологами (1969-2017 гг.) по проблеме конфликтов представлена на рис. 5.2.1.
Рис. 5.2.1. Динамика защиты диссертаций психологами по проблеме конфликта (1969 -2017 гг.)
Впервые понятие «конфликт» было использовано психологами в печати в 1930 г. Статья А.Р. Лурия «Экспериментальные конфликты у человека» объемом 40 страниц была опубликована в книге «Проблемы современной психологии». Первая книга, в названии которой есть понятие «конфликт», вышла в свет в 1968 г. Это работа В.Г. Иванова «Внутриколлективный конфликт (источник, развитие, разрешение)». Первые две кандидатские диссертации по проблеме конфликта были защищены в 1969 г. А.И. Ушатиковым и М.М. Хвилем. Первая докторская диссертация по теме: «Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности» защищена Н.В. Крогиусом в 1979 г.
Основным фактором развития конфликтологии является все же не публикация умозрительных книг и статей, а научные исследования реальных конфликтов. Наиболее глубоко и системно психологи изучали конфликты, проводя докторские диссертационные исследования. Н.В. Крогиус изучал конфликтное взаимодействие на примере шахматистов (1979 г.). Он исследовал пути познания соперниками друг друга, рассмотрел проблему самопознания и самоуправления в конфликте шахматистов, раскрыл принципы, правила и приемы межличностного взаимодействия в конфликтной деятельности. А.Я. Анцупов защитил диссертацию по теме: «Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров» (1993 г.). В работе методом ситуационного анализа изучено 1000 реальных конфликтов между офицерами, в том числе 107 конфликтов, произошедших в ходе боевых действий в Афганистане. Каждый конфликт анализировался примерно по 80 характеристикам. В работе обоснован принцип междисциплинарности изучения конфликтов, предложена общая понятийная схема их описания. Она включает 12 понятийно-категориальных групп: сущность конфликта, их классификация, структура, функции, динамика, эволюция, генезис, информация в конфликте, профилактика, завершение, критерии оценки, методы диагностики. Н.В. Гришина провела исследование проблемы: «Психология межличностного конфликта» (1995 г.). В ее диссертации разработана проблема межличностного конфликта как вида социальной ситуации. В работе доказано, что конфликт как социальная ситуация наделен ее главными атрибутивными свойствами – ценностно-нормативными характеристиками. Нормативный аспект конфликта проявляется в: стремлении участников конфликта к нормативному обоснованию своих действий; существовании правил конфликтного взаимодействия; существовании культурных и этических норм конфликтного взаимодействия. Среди российских психологов-конфликтологов Н.В. Гришина посвятила исследованию конфликтов наиболее значительную часть жизни. Кандидатская диссертация по этой проблеме была защищена ею в 1978 г. Она является первым из всего двух психологов, защитивших по проблеме конфликта не только докторскую, но и кандидатскую диссертацию. Н.В. Гришина – на сегодняшний день самый опытный отечественный психолог-конфликтолог.
Б.И. Хасан защитил докторскую диссертацию (в виде научн. доклада) по проблеме: «Продуктивный конфликт как механизм развития личности» (1996 г.). В работе основное внимание он уделяет конструктивным функциям конфликта. Им доказано, что продуктивный конфликт может быть весьма позитивным фактором, способствующим развитию личности. А.Г. Караяни исследовал проблему: «Психологическое обеспечение действий личного состава Сухопутных войск в локальных военных конфликтах» (1998 г.). В его исследовании конфликт не является главным объектом научного интереса. Однако психологическое обеспечение достижения успеха в вооруженном конфликтном противодействии с противником является важной проблемой военной конфликтологии. А.И. Сорокина решила следующую научную проблему: «Конфликтные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте» (2001 г.). В работе изучена роль конфликтов как фактора формирования и развития личности ребенка.
Н.И. Леонов защитил докторскую диссертацию на тему: «Психология конфликтного поведения» (2002 г.). В ней он всесторонне исследовал психологические особенности поведения оппонентов в конфликте, разработал содержание такого важного понятия как «конфликтологическая компетентность», предложил способы и приемы оптимизации конфликтного взаимодействия. Н.И. Леонов является вторым психологом, защитившим по проблеме конфликта не только докторскую, но и кандидатскую диссертацию (1996 г.). А.П. Егидес исследовал проблему: «Психология конфликта в деловом общении: концепции и технологии» (2004 г.). В работе исследованы особенности общения оппонентов, как инструмент их воздействия друг на друга в процессе конфликта. М.М. Берулава защитил докторскую диссертацию на тему: «Психологические основы развития рационального поведения управленцев в конфликтных ситуациях» (2005 г.). Он изучил крайне важное психологическое условие конструктивного разрешения любого конфликта: рационализацию поведения оппонентов в нем.
Э.Г. Исаева-И. решила важную научную проблему: «Внутриличностная конфликтность школьников и ее коррекция в педагогическом процессе» 2007 г.). Это первая и единственная докторская диссертация по проблеме внутриличностного конфликта. О.И. Щербакова защитила докторскую диссертацию по следующей проблеме: «Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде» (2011 г.). В работе получило дальнейшее развитие крайне перспективное направление профилактики конфликтов – формирование конфликтологической культуры специалиста. Н.Е. Серебровская исследовала проблему: «Становление и развитие конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период» (2012 г.). В ее диссертации, как и в работе О.И. Щербаковой, рассматривается важная проблема формирования конфликтологической культуры специалиста, но применительно к конкретной группе профессий с учетом их специфики.
В психологической литературе по проблеме конфликта выделяются несколько направлений. Первая попытка их систематизации изложена в работе Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской (1991). Исходя из схемы анализа межличностного конфликта «организационный контекст — совместная реализуемая деятельность—целеполагание—когнитивные процессы» выделяются четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное.
Мотивационное направление представлено работами только западных психологов. Удачным является выделение таких направлений, как организационное и деятельностное. Мотивационное и когнитивное, несмотря на различия, в отечественной психологии являются подходами одного направления, которое можно назвать личностным. Личность в нем рассматривается как центральное звено конфликтного взаимодействия. (А.И. Шипилов, 1996).
В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83% работ приходится на изучение межличностных конфликтов. Внутриличностным конфликтам посвящено около 8% публикаций. Психологическая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами, международных конфликтов представлена в 3–4% работ. Около 5% работ носят методологический и общетеоретический характер. (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Н.И. Леонов, А.И. Шипилов и др.). (А.И. Шипилов, 1996).
Кроме того, психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений:
- конфликты в трудовых коллективах (Н.В. Гришина, Т.М. Данькова, С.И. Ерина, А.А.Ершов, А.Г. Ковалев и др);
- конфликты в научно-исследовательских коллективах (А.Г. Аллахвердян, В.И. Антонюк, В.В. Бойко, М.А. Иванов, Г.А. Моченов и др);
- конфликты в деятельности правоохранительных органов Е.Ф. Водолазский, В.В. Волков, М.Л. Гутерман, Л.Я. Драпкин, Е.В. Евменова и др.);
- конфликты в воинских коллективах (А.Я. Анцупов, Е.Г. Баранов, В.П. Галицкий, М.П. Крапивин, Ю.А. Канатаев, Ю.И. Мягков, В.В. Синеок, Н.Ф. Феденко, А.И. Шипилов и др.);
- конфликты в боевой деятельности (А.Г. Караяни, А.И. Омелькин и др.);
- конфликты в спортивной деятельности (Г.Д. Бабушкин, А.С. Горбатенко, Н.В. Крогиус, В.Н. Петровский, Е.И. Рогов и др.);
- конфликты в среде осужденных (А.Д. Глоточкин, А.В. Дулов, В.Ф. Пирожков, А.Н. Сухов и др.);
- конфликты в педагогической деятельности (Б.С. Алишев, И.М. Вереникина, Э И. Киршбаум, М.М. Рыбакова, Л.В. Симонова и др.);
- конфликты в семейно-брачных отношениях (В. Владин, Д. Капустин, Г.А. Навайтис, А.И. Тащева, А.И. Ушатиков, С.Г. Шуман и др.).
Авторы не могут перечислить фамилии всех психологов, изучавших конфликты. Только диссертации по этой проблеме защитили 227 ученых. Мы имеем возможность указать лишь тех, кто первым начал изучать конфликты в разных сферах деятельности, отношений, возрастном диапазоне.
Изучаются межличностные и внутриличностные конфликты на разных этапах социализации личности:
- в дошкольном возрасте (Б.П. Жизневский, Я.Л. Коломинский, А.А. Рояк, Т.И. Юферова и др.);
- в школьном возрасте (В.М. Афонькова, Н.В. Жутикова, Л.С. Э.Г. Исаева-И., Л.С. Славина, А.И. Сорокина, М.М. Хвиль, Б.А. Шульгина, С.Г. Якобсон и др.);
- в подростковый период (Т.В. Драгунова, И.А. Ламанов, Е.В. Первышева, С.Н. Хорунжий и др.);
- в молодежных, студенческих группах (В.М. Басова, В.В. Новикова, А.И. Н.Е. Серебровская, А.И. Шкиль, О.И. Щербакова и др.).
В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х гг. ХХ в. психологические исследования конфликта носили локальный характер. Изучались отдельные элементы конфликты, частные сферы их проявления. Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения психологии конфликтов. Во второй половине 70-х гг. появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. Первоначально она включала четыре труппы понятий, затем – девять групп. В настоящее время психологи разработали двенадцать групп понятий, описывающих конфликты. Эта общая понятийно-категориальная схема описания конфликтов может быть использована во всех отраслях конфликтологии. К середине 80-х гг. сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный. На рубеже 80–90-х гг. стала осознаваться необходимость междисциплинарного изучения конфликтов. (А.И. Шипилов, 2015).