Тема 1.3. Психометрические основы психодиагностики. Тесты
Диагностические методики обычно называют измерительными инструментами, а психологическую диагностику — психометрией.
Психометрия – область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.
Это понятие было введено немецким исследователем X, Вольфом, который ставил перед собой задачу измерить величину внимания посредством продолжительности аргументации, за которой человек в состоянии проследить.
К общей психометрии относятся измерения общепсихологического (свойственного всем людям) характера, т. е. функциональные зависимости между свойствами стимула и свойствами субъективных реакций. Так, в психофизике определяется зависимость между физическими характеристиками стимулов и субъективными характеристиками ощущений (например, объективная прибавка веса и порог субъективного ощущения увеличения тяжести).
К дифференциальной психометрии относятся измерения, касающиеся индивидуальных различий между людьми по способностям, когнитивным функциям (внимание, память, мышление и т. д.), мотивам, эмоциональным особенностям и пр. Здесь числовые значения (баллы, ранги, шкальные значения) приписываются не стимулам, а индивидам. Дифференциальная психометрика имеет дело с индивидуальными различиями между, людьми в качественном и количественном составе психических свойств, каковыми являются способности, отдельные когнитивные функции (память, внимание), мотивы, поведенческие черты, установки, оценки и самооценки, способы психического самосохранения (психической защиты) и т. п.
По отношению к психодиагностике и дифференциальной психологии психометрика выступает в статусе технолого-методической дисциплины: она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, обосновывает процедуры их разработки и применения.
Основываясь на введенном выше основании классификации, современные методы психодиагностики условно можно разделить на две категории (Бодалев А.А., Столин В.В., 2002):
1) стандартизованные, измерительные методы (будем называть их «тесты»);
2) экспертные методы, или методы понимания (по традиции, они часто фигурируют под названием «клинические методы»).
Формализованные методики – это такие группы методик, в основе которых лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил (процедуры стандартизации). К данной группе относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики (по М.К. Акимовой, К.М. Гуревича).
Малоформализованные методики – методики, не имеющие строго определенных правил использования. Являются источником ценных сведений об обследуемом, в тех сферах, где невозможно или по каким-либо причинам затруднено обследование с использованием первой группы методик. К данной группе можно отнести наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности.
Наблюдение – метод психологического исследования, при котором необходимая информация об изучаемом объекте получается в результате его прямого зрительного восприятия (по Т.С. Посоховой, 2005).
Опрос – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим).
Анализ продуктов деятельности (по содержанию) – количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.
L – данные (Life record data) – диагностические данные, получаемые о личности путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни.
Q – данные (questionnaire data) – диагностические данные, получаемые о личности с помощью опросников и др. методов самооценок.
T – данные (Tests data) – диагностические данные, получаемые о личности с помощью объективных тестов.
Требования операционализации и верификации, предъявляемые к современным методам психодиагностики:
Операционализация - требование, которому должны удовлетворять научные понятия. Применяется при введении новых понятий и предполагает четкое указание на конкретные процедуры, приемы, методы или действия, с помощью которых можно практически убедиться в том, что данное понятие не является «пустым», - то есть означаемое им явление реально существует. Также предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться, что определенное понятием явление обладает именно свойствами, ему приписываемыми.
Верификация (при проверке научных понятий) - доказательство или иная убедительная демонстрация того, что явления, включенные в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие методики опытной проверки явления, описываемого понятием. Проверка выполняется посредством соответственной психодиагностической процедуры.