Методика изучения индивидуального стиля
педагогической деятельности(А.К. Маркова, А.Я. Никонова)
В кн.: Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 182-185.
Вопросник предлагается для анализа учителем индивидуального стиля
своей педагогической деятельности. Инструкция.Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек). При обозначении стилей педагогической деятельности приняты обозначения: ЭИС – эмоционально-импровизационный стиль, ЭМС – эмоционально-методичный стиль, РИС – рассуждающе-импровизационный стиль, РМС - рассуждающе-методичный стиль.
Таблица 5. Карта для характеристики индивидуального стиля педагогической деятельности
Вопросы | Варианты ответов | ||||
ЭИС | ЭМС | РИС | РМС | ||
1. Вы составляете подробный план урока? | нет | да | нет | да | |
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах? | да | нет | да | нет | |
3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? | да | да | да | нет | |
4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? | нет | да | да | да | |
5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | да | да | нет | нет | |
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? | нет | да | да | да | |
7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | нет | да | да | да | |
8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? | нет | нет | да | да | |
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? | нет | да | да | да | |
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? | нет | нет | да | да | |
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | да | да | да | нет | |
12. Вы часто меняете виды работы на уроке? | да | да | нет | нет | |
13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? | да | да | нет | нет | |
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | да | нет | нет | нет | |
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? | нет | да | нет | нет | |
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? | да | да | нет | нет | |
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | да | да | нет | нет | |
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | нет | нет | да | да | |
19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? | нет | да | нет | да | |
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | нет | да | да | да | |
21. Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам? | да | нет | нет | нет | |
22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? | да | да | да | нет | |
23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? | нет | да | нет | да | |
24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся? | нет | да | нет | да | |
25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал? | нет | да | да | да | |
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | да | нет | нет | нет | |
27. Как Вы думаете, учащихся обычно интересно у Вас на уроках? | да | да | да | нет | |
28. Как Вы думаете, учащихся обычно приятно у Вас на уроках? | да | да | да | нет | |
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | да | да | нет | нет | |
30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? | нет | да | нет | нет | |
31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? | нет | да | нет | да | |
32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? | нет | да | нет | да | |
33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? | нет | да | нет | да |
Примечание: Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.
Методика диагностики социально-психологических особенностей эмоциональной сферы личности будущих педагогов(А.Я. Чебыкин)
В кн.: Эмоциональная регуляция учебной деятельности: Сб. материалов Всесоюзной конференции (Москва – 1987 – Одесса) /Под общ. ред. А.Я. Чебыкина. М., 1988. С. 240-244.
Методика валидизирована на выборке абитуриентов, поступающих на педагогические факультеты, и студентов первых курсов педагогического института; позволяет выявить предрасположенность обследуемых к усвоению психолого-педагогических приемов регуляции состояний учащихся.
Инструкция.Перед Вами вопросник и бланк для ответа. В предлагаемой Вам анкете 42 вопроса. Цель настоящего обследования – выяснить понятность вопросов для отвечающих. В дальнейшем после их проверки этим вопросником будет изучаться эмоциональная сфера человека. Ваша задача: отвечать на каждый из вопросов. Если Вы согласны с утверждением, напишите в бланк ответов рядом с номером вопроса «Да», если не согласны – «Нет». Не тратьте времени на обдумывание, отвечайте быстро, давайте первый естественный ответ, который возникает у Вас. Не стремитесь произвести заведомо благоприятное или неблагоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Плохих и хороших ответов не существует.
1. Можно ли сказать, что о Ваших чувствах красноречиво говорит Ваше лицо?
2. Ваша озабоченность сказывается на знакомых?
3. Переключаетесь ли Вы в общении с одного настроения на другое (например, с веселого на серьезное и наоборот)?
4. Можно ли сказать, что в процессе общения с детьми Вы научились управлять их эмоциями?
5. Часто ли Вы наблюдаете интерес окружающих к Вашим действиям?
6. Всегда ли помогают Вам перемещения, движения рук, когда Вы ведете рассказ?
7. Способны ли Вы удачно копировать (пародировать) лица и движения?
8. Всегда ли Вы понимаете юмор детей?
9. Вам нравится, когда Вас критикуют?
10. Легко ли Вы заражаетесь настроением других?
11. Часто ли Вы испытываете жалость к отдельным людям?
12. Можете ли Вы заставить себя быстро успокоиться, если сильно взволнованы?
13. Влияет ли изменение Вашего голоса на окружающих?
14. Можете ли сказать, что Вы пользуетесь хорошим авторитетом у товарищей по работе (учебе)?
15. Вам приятно, когда Вас хвалят?
16. Всегда ли Вы сопереживаете литературным героям?
17. Испытываете ли Вы перед началом Вашей работы (учебы) вялость, апатию?
18. Знающие Вас люди сопереживают с Вами, когда Вы этого хотите?
19. Попросите Вы снизить отметку на вступительных экзаменах, если посчитаете, что она завышена?
20. Всегда ли Ваша улыбка и смех увлекают окружающих?
21. Проводите ли Вы подготовку своего состояния словами приказа к самому себе или другими приемами, когда приступаете к ответственной работе?
22. Возникают ли у Вас изменение сердцебиения, дыхания, слезы и т.п., когда наблюдаете остро драматические или положительно разрешающиеся ситуации?
23. Можете ли Вы сохранить свое лицо бесстрастным, когда сильно взволнованны?
24. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
25. Повышаете ли Вы голос, когда говорите с разозлившим Вас человеком?
26. Можно ли сказать, что Вы всегда пользуетесь доверием на работе (учебе)?
27. Можете ли Вы своим взглядом привлечь внимание окружающих?
28. Могут ли окружающие по Вашему лицу определить Ваше настроение?
29. Часто ли Ваши рассказы вызывают удивление у окружающих?
30. Скрываете ли Вы свое волнение на работе (учебе)?
31. Суеверны ли Вы в чем-нибудь (хотя бы мысленно)?
32. Могли бы Вы объясниться жестами с человеком, не знающим русский язык?
33. Всегда ли Вы говорите правду, не считаясь с тем, что Вам это не выгодно?
34. Можете ли Вы сказать, что чувствуете и понимаете хорошо настроение окружающих Вас людей при общении?
35. Ваши указания выполняются быстро?
36. Часто ли окружающие проявляют любезность к тому, что Вы делаете?
37. Бывают ли у Вас затруднения при необходимости привлечь к себе внимание?
38. Влияет ли Ваш внешний вид на присутствующих?
39. Если какое-либо событие выведет Вас из равновесия, заметно ли это?
40. Можете ли Вы помочь успокоиться человеку, если у него неприятности?
41. Когда в общении Вы перевоплощаетесь, заметно ли это окружающим?
42. Часто ли сказывается Ваше настроение на других?
Обработка результатов.Совпадение каждого ответа с ключом оценивается одним баллом.По шкалам экспрессии, саморегуляции, внушения в отдельности подсчитывается общее количество баллов и делится на 2. Максимальное значение каждого показателя не превышает 6. Показатель искренности совпадает со шкалой; если имеются расхождения, то это свидетельствует о необъективности ответов и несостоятельности самооценки.
Ключ:
1. Экспрессивность: 1+, 2+, 6+, 7+, 18+, 20+, 28+, 30+, 32+, 39+, 41+, 42+.
2. Саморегуляция: 3+, 4+, 5+, 12+, 17–, 21+, 23+, 25–, 29+, 36+. 37–, 40+.
3. Внушение: 8+, 10+, 11+, 13+, 14+, 16+, 22+, 26+, 27+, 34+, 35+, 38+.
4. Искренность: 9–, 15+, 19–, 24+, 31+, 33–.
Характеристика проявления основных социально-психологических особенностей эмоциональной саморегуляции
· экспрессивность: высокие значения по данному показателю свидетельствуют о ярком выражении эмоций у человека на лице, в действиях, об их большой эмоциональной заразительности, то есть любое поведение быстро передается окружающим, трансформируется в их поведении;
· саморегуляция: высокие значения по данному показателю свидетельствуют, что данный человек в общении способен хорошо регулировать свои эмоции и увлекать этим окружающих;
· внушение: высокие значения по данному показателю свидетельствуют о способности человека глубоко понимать различные жизненные обстоятельства других людей, внушать им доверие своими действиями.
Нормы для оценки: от 1 до 3,9 балла – низкие значения;
от 4 до 5,1 балла – средние значения;
от 5,2 до 6 баллов – высокие значения.