Эмоционально-психологический климат семьи.
В. Сатир полагает, что в настоящее время в современном мире существует как бы два типа семей: зрелая семья и проблемная.
Каждая зрелая семья живет своей особой и неповторимой жизнью, хотя можно найти много общего в том, как строятся отношения в таких семьях.
Проблемные семьи, независимо от характера проблем, также имеют много общего в своей жизни. Она предлагает некоторое обобщенное описание каждого из этих двух типов семей.
Характеристика атмосферы проблемной семьи
· неудобство;
· дискомфорт;
· холодность(члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо);
· ощущение неустойчивости, тяжести, напряжения и грусти;
· скрытности;
лица и тела людей говорят об их страданиях (тела скованны и напряженны или неуклюже сутулятся; лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражать, словно маски; глаза смотрят в пол, они не видят других людей) и т.д.
Характеристика атмосферы в зрелых семьях
· ощущение естественности, честности и любви;
· готовность поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого, члены семьи умеют считаться друг с другом;
· открытое проявление своей радости и боли;
· чувство полноценности личности членов семьи;
· проявление особой жизненной силы и т.д.
Зрелая семья способна к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, однако, если что-то в плане нарушается, она может спокойно принять и оценить эти изменения. Члены зрелой семьи способны без паники реагировать на раз личные жизненные ситуации. В зрелой семье хорошо видно, что человеческая жизнь и чувства людей - это самое важное, гораздо важнее, чем что-либо еще.
Родителиощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться... Их поведение не расходится со словами.
В проблемных семьях все происходит наоборот: родители призывают детей не обижать и не огорчать друг друга, а сами беспрестанно шлепают или бьют.
Родители усваивают важную истину, что хороший воспи татель умеет выбрать соответствующую ситуацию и время, что бы поговорить с ребенком тогда, когда тот действительно готов выслушать родителя. Когда ребенок ведет себя неправильно, отец
Другой американский психотерапевт К. Роджерс выделял такие положительные характеристики благополучных семейных отношений, как:
· преданность и сотрудничество;
· общение, предполагающее открытое самовыражение;
· гибкость отношений;
· самостоятельность.
Он исходил из того, что семейные отношения представляют собой процесс развития всех членов семьи. Особую роль в укреплении семейных отношений от отводил совместному переживанию радостив семье, аутентичности отношений и толерантности членов семьи друг к другу
Основные критерии психологического здоровья семьи
(по В.С. Торохтию)
Сходство семейных ценностей
Совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.
2. Функционально-ролевая согласованность
Представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи.
3. Социально-ролевая адекватность в семье
Обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности, складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий.
4. Эмоциональная удовлетворенность
Показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости «пристрастное отношение» друг к другу составляет особое качество здоровой семьи.
5. Адаптивность в микросоциальных отношениях
Характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.
6. Устремленность на семейное долголетие.
Представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели.
1. 7. Идентичность и стабильность семьи.Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия - «идентичность» и «стабильность семьи».
Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.
Другими словами, семейная идентичность - это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи.
Стабильность семьи, которую точнее было бы обо значить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ: основные признаки и характеристики.
Нормально функционирующие семьи – это те семьи, которые используют правила, способствующие росту и изменениям каждого члена семьи и всей семейной группы в целом. Эти семьи обладают изменчивостью, способностью развиваться при сохранении стабильности и стабильностью при сохранении изменений.
Дисфункциональные семьи – это закрытые семейные системы, в которых присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь такой системы. Это семьи, в которых функционирование в одной или нескольких областях нарушено, вследствие чего заблокированы потребности членов семей в росте, изменениях и самоактуализации.
В таких семьях часто блокируются актуальные потребности членов семьи, имеющих самый низкий социальный статус (чаще всего это дети, подростки, пожилые люди), и у них возникают какие-либо заболевания (соматические, психосоматические или психические расстройства).
Разумеется, имеют большое значение отягощенная наследственность, органическое заболевание головного мозга, конституционная слабость внутренних органов и систем.
Человек становится «носителем симптома», который позволяет удерживать старые сложившиеся отношения между членами семьи. Например, если родители близки к разводу и последующему расставания, в дисфункциональной семье, непременно заболеет ребенок, болезнь которого будет с новой силой объединять супругов. У них появится новый, внешний, стимул быть вместе. Душевности в отношениях может не появиться, но физически и номинально семья будет сохранена.
ПОСЛЕДСТВИЯ И РИСКИ:
Воспитание в дисфункциональной семье формирует у детей психологические особенности, которые способствуют появлению сложностей в межличностном взаимодействии. В последствие, во взрослой жизни, могут проявиться сложности в социальной адаптации, установлении близких, подлинных отношений с другими, сложности с доверием, неуверенность в себе и своих возможностях, высокий риск формирования невротических расстройств, разного рода зависимостей и т.д.
ПРИЗНАКИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (негармоничной) СЕМЬИ:
• Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
• Вакуум интимности («изоляция» семьи, никто не ходит в гости, чрезмерная фиксированность на взаимоотношениях друг с другом)
• Замороженность правил и ролей (жесткая система «долженстований» и требований)
• Конфликтность во взаимоотношениях (повторяющиеся, неконструктивные ссоры и скандалы, позволяющие сбросить эмоциональное напряжение, но не решающие проблему в корне)
• Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")
• Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной
• Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия
• Склонность к полярности чувств и суждений
• Закрытость системы
• Абсолютизирование воли, контроля.
• Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.
• Саморазрушающее поведение одного, или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания, суицидальные тенденции и т.д.)
• Запрещается (косвенно или явно) открыто выражать свои чувства (чаще всего негативные: злость недовольство, «нельзя проявлять злость к родителям», «мужчина не имеет права злиться на жену»)
• Невозможны прямые, честные коммуникации (личные проблемы замалчиваются)
• Члены семьи редко проводят свободное время вместе
• Запрещается менять свою роль в семейной системе: нельзя из ребенка стать взрослым, из больного стать здоровым, из неудачника стать успешным и т.д.
Членам неблагополучных семей бывает трудно воспринимать информацию, выражаемую вербально. Поэтому диалог с ними зачастую превращается в псевдо-диалог, когда психолог и члены семьи говорят в параллельных монологах, в то время как подразумевается, что они обмениваются информацией. Некоторые психологи склонны расценивать это как сопротивление, хотя имеет место непонимание. Для того, чтобы его преодолеть, рекомендуется репрезентация информации через соответствующую моторную активность, а не через описание образов (иконическая репрезентация) или оперирование абстрактными понятиями (символическая репрезентация).
Например, испытывая массивную атаку со стороны членов семьи, психолог меняет свое место и садится среди членов семьи. Он говорит: «Очень трудно находиться здесь, будучи атакуемым вами. Я чувствовал, что выпадаю из вашей среды». Язык движения привлекает каждого, а слово может остаться незамеченным. Другой способ инактивного формулирования -помещение одного из членов семьи за зеркало одностороннего видения. Например, немолодая женщина, которая жаловалась на неспособность своей взрослой дочери управляться с маленькими детьми, была помещена за зеркало одностороннего видения, откуда должна была наблюдать за тем, как ее дочь управляется с детьми. Выяснилось, что при отсутствии материнской гиперопеки дочь довольно скоро научилась с ними управляться. Женщина поняла, что она сама своей неуемной активностью мешает формированию адекватной родительской позиции у дочери.
Важно побуждение членов семьи к инактивному формулированию. Члены неблагополучных семей часто проявляют ненаправленную активность, целью которой зачастую является грубое облегчение напряжения. Психолог начинает стимулировать моторную активность, направленную на достижение других целей, чтобы показать одним членам семьи, как их поведение может влиять на других. Например, вместо того чтобы спросить у детей: «Как получилось, что ваша мама не говорит с вами?», психолог ставит перед детьми задачу: «Могли бы вы сделать так, чтобы ваша мама говорила с вами?» Вот другие примеры побуждения к инактивному формулированию: «Могли бы вы сделать так, чтобы ваши отношения с дочерью не ухудшались?», «Что вы можете сделать, чтобы улучшились ваши отношения с дочерью?»
Большое значение имеет редуцирование шума, фиксирование на правилах разговора, высвобождение содержания из посланий, касающихся взаимоотношений.
Каждому члену семьи предлагается отбирать себе человека, которому он говорит, ориентировать его на себя и требовать, чтобы этот человек отвечал.
Психолог берет на себя роль переводчика в этих разговорах, становится «расшифровывающим центром» для коммуникации, при этом он центрирован на коммуникации, а не на личностном содержании послания (просто помогает понять одному человеку то, что говорил другой, не критикует, не комментирует, не внушает).
Психолог следит, чтобы содержательные послания и послания, касающиеся отношений, были более отличимы друг от друга, акцентуирует внимание на содержании. Примером того, как акцент на отношениях может уводить в сторону от содержания послания, может служить следующая фраза, прозвучавшая на одной из сессий работы с семьей: « Я не могу слышать тебя, потому что ты всегда кричишь на меня, и в результате я перестаю слушать».
Психолог останавливает прерывания, которые разрезают коммуникацию между членами семьи. Указывает на необходимость ждать, пока другой член семьи закончит свои мысли и получит на них ответ.
Он фокусируется на диалоге вокруг одной темы и помогает довести ее до некоторого уровня законченности.
Психолог побуждает к вербальной коммуникации тех, кто привык выражать свою коммуникацию через разрушительную активность.
Из содержания послания психолог выделяет то, что полезно для говорящего и слушающего, и делает акцент на этом. Например, из монолога матери, касающегося плохой учебы ребенка, психолог для ребенка делает акцент на заботе матери о нем, а для матери подчеркивает ее интерес к учебным делам сына. Это позволяет участникам ситуации расширить понимание реальности и искать более эффективные приспособления для овладения трудными ситуациями.
Смена доминирующих, интерпретирующих тем в семье на более близкие к эффективному функционированию. Например, тема воровства сменяется темой заботы.
Психолог помогает делать узкие наборы категорий более дифференцированными. Например, термин «восстающие на родителей дети» можно конкретизировать как «не умеющие себя контролировать дети». Ярлык «контролирующая мама» можно сменить на «сверхобремененная и беспомощная мама». Это может направить мысль членов семьи на то, что мама по сути не хочет контролировать своих детей, она хочет получить от них помощь в принятии ими контроля над своим поведением.