Способы психологического воздействия на личность бывшего преступника.
Обобщение опыта деятельности исправительно-трудовых учреждений убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Значение психологической подготовки существенно возросло в связи с тем, что в последние годы в криминологии подвергся глубокому анализу психологической фактор и, в частности, его роль в рецидивной преступности. Именно в последние годы была выделена недостаточность нравственной и практической подготовки осужденного к жизни в новых условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Психологическая подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний и формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. В результате таких целенаправленных психических воздействий у осужденного формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.
Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча для осужденных часто бывает неожиданной и вызывает реакции, их адекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Нередко это усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей и, как следствие, неправильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.
Выделяют: 1) психологическую подготовку осужденных к отбыванию уголовного наказания в конкретном виде исправительно-трудового учреждения; 2) психологическую подготовку при перемещении осужденных в рамках учреждений, исполняющих уголовные наказания, в связи с изменением условий их содержания; 3) психологическую подготовку осужденных при переводе из воспитательно-трудовых в исправительно-трудовые колонии при достижении совершеннолетия; 4) психологическую подготовку освобождаемых к жизни на свободе.
Важнее всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишне напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычно вызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой к психологическим действиям.
По современным воззрениям психологическая подготовка состоит из двух основных разделов: общей и специальной психологической подготовки. Система общего воздействия на осужденных является неотъемлемой частью их исправления и перевоспитания. В ней принято различать способы индивидуального и коллективного (группового) психологического воздействия. Индивидуальное психологическое воздействие осуществляется воспитателем на отдельную личность; коллективное — направлено на группу осужденных с целью вызова таких групповых психических состояний, которые благоприятно влияли бы на всех членов данного трудового коллектива по закону психологической инерции. Психологическое воздействие при котором осужденный получает информацию непосредственно, называется прямым. Иллюстрацией этого вида воздействия могут служить психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых действий и поступков.
Психологическое воздействие называется косвенным, когда процесс психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступить в том или ином случае на основе опыта других людей. Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное воздействие могут быть прямым и косвенным.
Методы внушения (суггестии) с их основным средством воздействия — словом — могут помочь осужденным в подготовке к жизни в новых условиях. Внушение в отличие от убеждения — это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации, в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотерапевт, психиатр или психолог. Выделяют два способа проведения внушения: словесное — путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.
Механизм самовнушения заключается в реализации заданной воспитателем схемы осужденным самому себе. Поэтому самовнушением осужденных воспитатель может управлять. Механизм самовнушения схож с механизмом психологической тренировки, при которой воспитатель стремиться развивать у осужденных стремление заниматься определенной деятельностью (например, становление адаптационных механизмов к ближайшему окружению).
Если восстановление правового статуса освобождаемого до статуса обычного гражданина в основном зависит от поведения самого лица, то для бытового и трудового устройства ему необходима помощь.
Этим проблемам уделяется внимание уже в ходе исполнения наказания. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, ему разъясняются его права и обязанности.