Тема 1.Общие представления о памяти

Ø Метафоры памяти

Ø Детская амнезия и ранние воспоминания

Ø Память и свидетельские показания

Ø Память и гипноз. Восстановленные воспоминания

Ø Феномен ярких воспоминаний

Ø Феномен множественной личности

Ø Явление ложного узнавания

Тема 2. Организация памяти

Ø Оперантное научение

Ø Социальное научение

Ø Коннекционизм

Тема 3. Исследование памяти в когнитивной психологии

Ø Рабочая память

Ø Автобиографическая память

Развитие памяти

Ø Эйдетическая память

Ø Память примитивного человека

Ø Феноменальная память

Общие представления о внимании

Ø Опыт "потока"

Ø Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Ø Патология внимания

Ø Внимание психотерапевта

Ø Типы внимания

Ø Ошибки рассеянности

Исследование внимания в когнитивной психологии

Ø Теория интеграции признаков

Ø Теории гибкой и множественной селекции

Ø Теории составных ресурсов

Внимание и деятельность. Развитие внимания

Ø Формирование внимания

Ø Развитие сценического внимания

Ø Развитие внимания в практиках религиозного самосовершенствования

Ø Внимание в измененных состояниях сознания

III. Вопросы к монографиям

Предлагаемые вопросы могут быть использованы студентами при изучении монографий, а также преподавателями с целью контроля и оценки знаний студентов во время приёма зачётов и экзамена. Вопросы общего характера (список А) относятся к любой монографии и требуют полного и внимательного её прочтения. Ответы на конкретные вопросы (списки Б,В и Г) можно найти в соответствующих фрагментах указанных монографий. Выберите к разделу «Психология памяти» одну из двух монографий – Нормана или Бернштейна. Монографию Найссера читают все во второй половине курса (раздел «Психология внимания»). При первом прочтении монографий сделайте к книге свой указатель с номерами вопросов или расставьте номера вопросов в файле электронного текста. При вторичном прочтении запишите ответ на каждый вопрос: своими словами, а если необходимо дать определение, то буквально. При сдаче монографии вы можете пользоватьсясвоими конспектами.

А. Общие

1. Область и предмет исследований автора.

2. Философские и методологические положения, принимаемые автором (взгляд на человека и условия человеческого существования, на предмет и задачи психологии, методы психологического исследования и др.).

3. Авторская характеристика познавательной ситуации (оценка достижений, основные проблемы и пробелы в знаниях, перспективы развития).

4. Обзоры исследований, содержащиеся в данной работе. Выводы автора.

5. Основные цели, поставленные автором.

6. Положения, разделяемые с другими авторами или заимствованные у других авторов и, напротив, положения, с которыми данный автор не согласен, и от которых он отталкивается.

7. Оригинальные положения автора: их теоретическое и эмпирическое обоснование.

8. Место автора и/или его отношение к известным течениям и школам психологической мысли.

9. Как можно охарактеризовать исследовательский подход автора?

10. Какие (и почему) положения, выводы и данные, содержащиеся в монографии, являются, на Ваш взгляд, недостаточно обоснованными, спорными, принципиально ошибочными или просто непонятными?

11. Что в данной монографии Вас особенно заинтересовало и почему?

12. Какие параллели Вы находите между идеями данной монографии и тем, что Вам уже известно из прочитанных или читаемых в настоящее время курсов общей психологии и других психологических дисциплин?

Б. К монографии Д. Нормана Память и научение. М., 1985. 160 с.

1. Общие представления об этапах и уровнях обработки и использования информации.

2. Основные структуры (виды) памяти. Критерии их различения и общая характеристика.

3. Два класса процессов обработки информации. Характеристика нисходящей и восходящей обработки.

4. Основные подходы и проблемы изучения первичной и вторичной памяти.

5. Формы забывания в системе вторичной памяти. Забывание намерений и оценка психоанализа Фрейда.

6. Процессы извлечения (поиска) в системе вторичной памяти. Основные виды запросов к системе вторичной памяти.

7. Общая и сравнительная характеристика основных форм репрезентации знаний в системе вторичной памяти: семантические сети, схемы, мысленные образы.

8. Понятие семантической сети. Основные функции и компоненты семантических сетей.

9. Понятие схемы. Виды и функции схем. Сценарии и прототипы как разновидности схем.

10. Проблемы исследования мысленных образов. Функции образной памяти.

11. Основные характеристики умелого выполнения действий. Этапы научения при решении задачи "миссионеры и каннибалы".

12. Общая характеристика процесса научения. Кривая научения в свете трех основных форм научения.

13. Научение путем наращивания схем. Характеристика и примеры.

14. Научение путем создания новых структур. Примеры.

15. Научение путем настройки схем. Виды настроек.

16. Предвосхищающая функция схем. Изменения схем в процессе чтения.

17. Принципиальные положения и задачи когнитивной инженерии.

18. Как Вы понимаете следующие высказывания автора:

— «Структуры памяти — это не просто связи. Это активные пути, с холмами и зарослями ежевики, с магнитными полями и большими дорогами» (с.40);

— «Окружающая среда составляет важную часть нашей памяти и именно для таких проблем, которые я назвал ошибками образа действий» (с.145).

В. К монографии Н. А. Бернштейна О ловкости и ее развитии. М., 1991. 288 с.

1. Определение и сравнительная характеристика психофизических качеств организма.

2. Отличия ловкости от других психофизических качеств организма.

3. Почему ловкость невозможно количественно оценить или измерить.

4. Виды ловкости.

5. Научное определение ловкости.

6. Ситуации (двигательные задачи), требующие ловкости.

7. Наказ читателю.

8. Почему так сложно управлять движениями?

9. Определение координации.

10. Принцип сенсорных кольцевых коррекций.

11. Определение проприорецепции в широком и узком смысле.

12. Основные события по линиям развития (а) рецепторики, (б) центральной нервной системы, (в) эффекторного аппарата.

13. Значение появления животных продолговатой формы.

14. Чем ловкость отличается от проворства.

15. Недостатки и преимущества поперечно-полосатой мышцы.

16. Зачем нужны сенсорные коррекции?

17. Почему погибли рептилии?

18. Двигательная задача как ведущее начало развития мозга.

19. Что включается в понятие физиологического уровня построения движений?

20. Критика теории "проторения"

21. Принцип "повторение без повторения"

22. Понятие ведущего и фоновых уровней коррекции движений

23. Объяснение феномена автоматизации.

24. Феномен снятия зрительного контроля.

25. Понятие смысловой структуры двигательного акта.

26. Понятие двигательного состава

27. Почему прямое управление движением оказывается невозможным?

28. Принцип (необходимость) сенсорных коррекций.

29. Почему двигательный навык не может быть двигательной формулой или штампом?

30. Маневренность чувствительных систем: что такое перешифровка?

31. Определение двигательного навыка.

32. Зачем нужно проделывать упражняемое движение множество раз?

33. Две капитальных ошибки традиционных представлений о формировании двигательного навыка

34. Х-ка, феномены (примеры) фазы установления ведущего уровня.

35. Х-ка, феномены (примеры) фазы определения двигательного состава.

36. Х-ка, феномены (примеры) фазы выявления и росписи коррекций.

37. Х-ка, феномены (примеры) фазы разверстки фонов, автоматизация движений.

Ø Что происходит на этой фазе?

Ø Что при управлении движениями и формировании навыков осознается?

Ø Характеристика и определение автоматизмов

Ø Определение переносов по органу и переносов по навыку. Примеры.

Ø Определение и три особенности автоматизации

Ø Теневая сторона переносов по навыку. Примеры

38. Х-ка, феномены (примеры) фазы срабатывания фонов между собой.

· Содержание "творческой паузы"

· Что такое забалтывание?

39. Характеристика, феномены (примеры) фазы стандартизации.

40. Характеристика, феномены (примеры) фазы стабилизации.

41. Что же сохраняется в памяти?

Г. к монографии У. Найссера Познание и реальность. М., 1981. 230 с.

1. Характеристика психологии сознания, психоанализа и бихевиоризма: различия во взглядах на сущность человека, в понимании задач психологии, в методах и экологической валидности проводимых исследований.

2. Основные положения и направления когнитивной психологии: различное понимание познавательной активности в линейной модели обработки информации, в теории Гибсона и теориях когнитивного развития.

3. Теория восприятия Найссера: её истоки и центральные положения. Модель перцептивного цикла.

4. Понятие схемы. Виды схем: схемы объектов, ориентированные схемы, когнитивные карты, категориальные схемы. Функции схем: примеры. Развитие схем, их структура, взаимосвязи и взаимодействие.

5. Проблема избирательного внимания. Понятие отбора и механизмов отбора информации. Теории раннего и позднего отбора. Представление о едином центральном пределе способности обработки информации. Аргументы за и против существования ограниченной емкости обработки информации.

6. Природа и характер ограничений, накладываемых на обработку информации.

7. Критика представлений о внимании как процессе фильтрации. Навыки и умения избирательного и распределенного внимания.

8. Экспериментальное исследование избирательного смотрения: замысел, цель, методика, результаты и выводы.

9. Экспериментальное исследование одновременного выполнения двух заданий: замысел, цели, методика, результаты и выводы.

10. Найссер об автоматической обработке информации (процессы предвнимания, эффекты интерференции и ожидания) и о взглядах на познание в классической и современной когнитивной психологии.

11. Объяснение и представление воображения и памяти в терминах линейной перцептивной модели и модели перцептивного цикла. Обзор исследований воображения. Роль схем в процессах запоминания.

12. Критика моторных теорий восприятия.

13. Функционирование схемы при восприятии речи.

14. Почему и при каких условиях невозможно психологическое манипулирование поведением человека?

15. Как Вы понимаете следующие высказывания автора:

— «Восприятие и другие познавательные процессы - это обычно не только операции, совершаемые в голове индивида, но и акты взаимодействия с миром. Такое взаимодействие не только информирует индивида, оно также трансформирует его» (с. 33);

— «Акт восприятия вообще не завершается перцептом» (с.44);

— «Существующая схема, сформировавшаяся на основе предыдущего опыта, определяет воспринимаемое мною, а не дополняет его» (с.63);

— «Каждому известно, что дети совсем не умеют лгать; способность думать одно, а говорить другое формируется гораздо позднее» (с.185);

— «Интроспекция представляет собой своего рода подготовку к экстероспекции» (с.186).

IV. Контрольные вопросы к экзамену

Приведённые списки вопросов, а также вышеперечисленные вопросы к монографиям могут быть использованы при подготовке к экзамену. Каждый билет включает в себя три вопроса разных уровней. Ответы на вопросы первого уровня (список А) предполагают обобщение изучаемого материала, выявление и установление связей между различными источниками, а также выделение соответствующих теме вопроса принципиальных положений. Вопросы второго уровня (список Б) посвящены частным направлениям, отдельным теориям и положениям психологии памяти и внимания. Ответы на вопросы третьего уровня (список В) требуют твёрдого знания конкретных фактов, рабочих гипотез, методов и специальных методик, а также экспериментально полученных данных, зависимостей и закономерностей.

Таким образом, успешный ответ на вопросы вышележащих уровней предполагает опору на знание соответствующих вопросов нижележащих уровней. С другой стороны, осмысленный ответ на специальный и конкретный вопрос возможен только при условии знания общих вопросов.

А. Общие вопросы (первого уровня)

1. Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.

2. Основные положения и понятия когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.

3. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.

4. Метафоры памяти. Подходы к изучению памяти.

5. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти. Функции и характеристики памяти.

6. Основные классы явлений памяти. Аномалии и нарушения памяти.

7. Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни, типы памяти.

8. Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований.

9. Понятие схем. Виды и функции схем.

10. Виды научения. Характеристики навыков и умений. Научение и понимание. Кривая научения.

11. Проблема развития памяти: различные аспекты постановки и подходы к решению. Метапознание и метапамять.

12. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники и летотехники: виды и примеры использования. Феноменальная память.

13. Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (ассоцианизм, психоанализ, гештальтпсихология, конструктивный и деятельностный подходы).

14. Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.

15. Характеристика контролируемой и автоматической обработки информации: примеры. Эффект Струпа.

16. Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трехкомпонентная теория памяти.

17. Подход к исследованию памяти с позиций теории уровней обработки информации: примеры исследований.

18. Метафоры сознания (зрительного поля, потока и волны) и их связь с различными представлениями о внимании.

19. Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.

20. Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.

21. Характеристика функций и свойств внимания. Типы внимания.

22. Эффекты и критерии наличия внимания.

23. Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических теориях.

24. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.

25. Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к ее решению.

Б. Специальные вопросы (второго уровня)

1. Характеристика видов памяти по Бергсону.

2. Виды амнезий. Изменения памяти при корсаковском синдроме. Закон регрессии Рибо.

3. Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований.

4. Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков.

5. Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.

6. Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.

7. Выготский о памяти и ее развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.

8. Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко).

9. Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования Истоминой и А.А. Смирнова.

10. Характеристика сенсорной памяти. Основные методы и результаты ее исследования.

11. Характеристика кратковременной памяти. Основные методы и результаты ее исследования.

12. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.

13. Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.

14. Определение и виды внимания по Титченеру.

15. Джеймс о внимании и его механизмах.

16. Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.

17. Определение, виды и механизмы внимания по Ланге.

18. Исследование внимания и представления о его развитии с позиций культурно-исторической концепции Выготского.

19. Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.

20. Гальперин о природе внимания и путях его формирования.

21. Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.

22. Модель Бродбента. Экспериментальные факты и комментарии.

23. Модель Трейсман. Экспериментальные факты и комментарии.

24. Модели Дойчей и Нормана. Экспериментальные факты и комментарии.

25. Модель Канемана. Экспериментальные факты и комментарии.

26. Критика Найссером моделей селекции и единых ресурсов. Внимание как перцептивное действие.

В. Конкретные вопросы (третьего уровня)

1. Классические методы исследования памяти (заучивания, антиципации, парных ассоциаций, узнавания, сбережения).

2. Проблема распределения упражнений. Закон Йоста.

3. Кривая забывания и ее модификации.

4. Влияние характера (сходства, различия, осмысленности) материала на запоминание. Эффект фон Ресторф.

5. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: основные методы и результаты исследований.

6. Припоминание действий: эффект Зейгарник.

7. Забывание намерений: эксперименты Биренбаум.

8. Образы памяти: характеристика, методы и результаты исследований.

9. Метод частичного отчета: эксперименты Сперлинга.

10. Исследования эхоической памяти. Эффекты модальности и приставки.

11. Экспериментальное исследование М. Питерсон и Л. Питерсона

12. Забывание в КП. Метод зонда: эксперимент Во и Нормана.

13. Метод хронометрии в исследованиях памяти: эксперимент Стернберга.

14. Метод хронометрии в исследованиях памяти: эксперимент Познера.

15. Метод свободного припоминания. Позиционные эффекты и их объяснение.

16. Феномен верчения на кончике языка: эксперимент Брауна и Мак-Нилла.

17. Объемы сознания и внимания: проблемы, методы и результаты исследований.

18. Интенсивность (степень) внимания: проблемы, методы и результаты исследований. Методика вторичной зондирующей задачи. Эксперимент Канемана.

19. Устойчивость внимания: методы и результаты исследования сдвигов, колебаний и отвлечений внимания.

20. Распределение внимания: проблемы, методы и результаты исследований. Эксперимент Спелке и Херста с выполнением двойного задания.

21. Гештальтпсихологи о внимании: опыты Гельба и эксперименты с измерением порога расчленения и маскировкой.

22. Феномен вечеринки с коктейлем. Эксперименты Черри.

23. Эксперименты Бродбента, Грея и Уэддерберн (на расщеплённый объём памяти), Трейсман (с перекрёстом и интерференцией).

24. Найссер о видах и функциях процессов предвнимания. Эксперимент с селективным чтением.

25. Эксперимент Найссера с избирательным смотрением.

V. Контрольные вопросы к государственному экзамену

1. Память: явления, функции и виды. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

2. Развитие памяти и внимания.

3. Виды и теории научения. Формирование навыков и умений

4. Внимание: явления, функции, виды и свойства. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.

5. Исследование памяти в когнитивной психологии.

6. Исследование внимания в когнитивной психологии.

VI. Основная литература

Ниже приводится список книг, которые можно заказать в абонементе библиотеки им. М. Горького и других библиотек или приобрести в книжных магазинах и киосках.

1) Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995. 352 с.; или то же (изд. 2) – М: Тривола, 1999. 336 с.; или то же (изд. 3) – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. 376 с. [или в Интернет]

2) Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991. 288 с.

3) Когнитивная психология памяти / Под ред. У. Найссера, А. Хаймен. СПб: прайм-еврознак, 2005. 639 с.

4) Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. 230 с.

5) Норман Д. Память и научение. М.: Мир, 1985. 160 с.

6) Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3 / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Пихология»; Московский психолого-социальный институт. М., 2007.

7) Нуркова В.В. Общая психология. В 7 томах. Том 3. Память / Под ред. Б.С. Братуся. Т. 4 М.: Издательский центр "Академия", 2006. 320 с.

8) Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998/2000. 816 с.

9) Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000/2001. 858 с.

10) Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3 / Ред.-сост.: Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. 616 с.

11) Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 4 / Ред.-сост.: Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. 640 с.

12) Фаликман М.В. Внимание / Общая психология. В 7 т. Том 4 / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Издательский центр "Академия", 2006. 453 с.

***

[1] Указано общее количество часов лекционных и семинарских занятий

* Здесь и далее в фигурных скобках указано количество страниц основной литературы.

Наши рекомендации