Контрольная работа по темам 2, 3 и 4
Вопросы и литература к контрольной работе{73}
Часть 1
1. Понятия объема сознания и объема внимания: эксперименты Вундта
· Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 137–151, 176–181 (Вундт); 200–203 (Титченер)
2. Проблемы, условия и процедуры оценки объема внимания. Факторы, от которых он зависит: эксперименты Оберли, Гленвилля и Далленбаха
· Там же. С. 103–115 (Вудвортс); или Вудвортс Р. Внимание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 422–427.
3. Понятие и исследование сдвигов внимания: обычных (Биллингс, Пилсберри), при восприятии двузначных фигур (Биллс) и борьбы полей зрения (Гельмгольц)
· Там же. С. 242–244 (Джеймс); 115–118 (Вудвортс) или Вудвортс Р. Внимание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 427–434;
4. Понятие и исследование колебаний внимания при восприятии минимальных раздражений (Урбанчич, Ланге) и непрерывной работе (Биллс, Стерзингер)
· Там же. С. 118–120, 123–124 (Вудвортс); 400–405 (Ланге)
5. Исследование отвлечений внимания (Гови, Морган, Вебер), аккомодации и инерции внимания (компликационный эксперимент)
· Там же. 208–211 (Титченер); С. 126–130 (Вудвортс) или Вудвортс Р. Внимание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 435–438.
6. Исследование внимания в гештальтпсихологии: опыты Гельба и эксперименты с измерением порога расчленения и маскировкой
· Там же. С. 432–433 (Коффка), 436–444 (Кёлер, Адамс)
Часть 2
7. Эксперименты Черри
· Дормашев, Романов Психология внимания. М., 1995. С. 51–55 или то же М., 1999. С. 49-53 или то же М. 2002. С. 52–56.
8. Эксперименты Бродбента на расщепленный объем памяти
· Там же. С. 58–62 или то же М., 1999. С. 56–60 или то же М. 2002. С. 60–64.
9. Данные исследований Морея; эксперименты Грея и Уэддерберн
· Там же. С. 62–63 или то же М., 1999. С. 60–61 или то же М. 2002. С. 65–66.
10. Эксперименты Трейсман
· Там же. С. 64–65, 67–68 или то же М., 1999. С. 62–63, 65–66 или то же М. 2002. С. 70–71.
11. Эксперимент Форстера и Гоувера. Эффект Струпа: эксперименты Данбара и Маклауда
· Андерсон Д.Р. Эффект Струпа // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 534–538.
· Дормашев, Романов. Психология внимания. М., 1995. С. 91–92 или то же М. 1999. С. 89–90 или то же М. 2002. С. 96–97; (2)
12. Проблема и методы измерения интенсивности (степени) внимания. Метод вторичной зондирующей задачи: эксперимент Канемана
· Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 206–208 (Титченер)
· Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 117–122 или то же М. 1999. С. 115–120 или то же М. 2002 С. 124–130.
13. Эксперименты Найссера на селективное чтение и смотрение.
· Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 168, 171–176 или то же М., 1999. С. 166, 169–174 или то же М., 2002. С. 178, 183–187.
14. Проблема и результаты исследований распределения внимания (Бине, Стерзингер). Эксперимент Спелке и Херста с выполнением двойного задания.
· Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 131–136 (Вудвортс); или Вудвортс Р. Внимание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 439–442.
· Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 177–180 или то же М., 1999. С. 175–178 или то же М., 2002. С. 188–191.
Тема 5. Внимание и деятельность. Развитие внимания
(5 часов)
Формулировка представлений об активности человека в терминах психологии внимания. Основные направления и стадии развития внимания. Метавнимание. Внимание как форма активности личности: воспитание внимания. Социальная природа внимания человека: внимание как высшая психическая функция. Внимание как функция умственного контроля: формирование внимания. Внимание как проявление и как процесс организации механизмов деятельности
Вопросы к семинарским занятиям {58}
1. Внимание как высшая психическая функция. Эксперименты Выготского {17}
· Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 467–485 (Выготский)
2. Воспитание внимания. Определение и виды внимания по Добрынину. Специфика послепроизвольного внимания {7}
· Там же. С. 527–533 (Добрынин)
3. Формирование внимания. Внимание как функция умственного контроля по Гальперину {8}
· Там же. С. 534–542 (Гальперин)
4. Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности {26}
· Там же. С. 546–558 (Гиппенрейтер), 559–572 (Романов, Дормашев)
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Отчетности
Обязательные:
Ø Коллоквиум по памяти (две части)
Ø Контрольная работа по вниманию (две части)
Ø Монография Нормана или Бернштейна (на выбор)
Ø Монография Найссера
Факультативные:
Ø Реферат по выбранной теме (см. ниже)
II. Темы докладов и рефератов
Выберите тему реферата и сообщите о своем выборе преподавателю, ведущему семинарские занятия и лектору ([email protected]). В течение семестра делается один реферат по любой теме курса. По согласованию с преподавателем Вы можете предложить свою тему для реферата и можете использовать соответствующую литературу и материалы Интернет не только на русском, но и на иностранных языках. Объем реферата не более двадцати страниц (полтора интервала, шрифт 10). Рефераты высылаются по электронной почте лектору и отдаются в отпечатанном виде на проверку преподавателю, ведущему семинарские занятия.