Задачи развития психологической службы в системе здравоохранения
1. Создание детской и подростковой медико-психологической службы. Задачи их деятельности – раннее выявление и коррекция аномалий психического развития, консультативная помощь по воспитанию детей и подростков с отклонением в развитии; выявление и психологическая коррекция психосоматической и соматопсихической патологии.
2. Развитие внебольничной медико-психологической помощи. Задачи деятельности психологов – выявление и психологическая коррекция психосоматической и соматопсихической патологии пограничных нервно-психических расстройств, других заболеваний и предболезненных состояний, требующих медико-психологической помощи.
3. Создание службы медико-психологической реабилитации больных с соматической, неврологической и нервно- психической патологией.
4. Создание службы экстренной медико-психологической помощи. Задачи работы психологов – экспресс-диагностика реактивных состояний, психогенных расстройств у пострадавших. Выезд и места природных, технологических катастроф и социальных конфликтов для проведения экстренных мероприятий по предотвращению паники.
_____________________________________________________________________________________
10. Задачи практического психолога в учреждении образования
Задачи деятельности психолога в русле психопрофилактики наиболее чётко определены в рамках службы практической психологии в системе образования.
Они заключаются в следующем:
ü работа по адаптации детей, подростков и молодёжи к условиям образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи детям в адаптационный период;
ü создание программ индивидуальной работы с участниками образовательного процесса, предназначенные для адаптации учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;
ü создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования (из начальной школы в неполную среднюю, из неполной средней в среднюю образовательную и пр.);
ü проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении образования;
ü осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузке педагогического коллектива и др.
Определив главным объектом своего внимания ребенка, психолог осуществляет общий контроль за ходом их психического развития на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса ребенка: особенностей развития психических функций, склад его личности, характера, темперамента.
На основе скрининга выделяется «группа риска», которая нуждается в особом внимании психолога. В отношении этих детей он использует как общие, так и специальные формы работы (стимулирующая психодиагностика, возрастно-индивидуальное консультирование, телефон доверия, тренинг мотивации достижения, тренинг причинных схем, тренинг общения и ролевого поведения, игровая коррекция поведения, сеансы психологической гимнастики и психотерапии, психопрофилактические беседы и консультации).
Практический психолог ответственен прежде всего за соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах. Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенности детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
_____________________________________________________________________________________
11. Виды деятельности практических психологов в сфере образования.
Существует пять направлений деятельности практического психолога:
1. психопрофилактика,подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.
2. психодиагностика,важнейшей целью, которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории»
3. психологическая коррекция,понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики ребёнка, ориентированное на приведение её показателей в соответствие с возрастной или иной формой;
4. психологическое консультирование,целью которого является обеспечение ребёнка необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;
5. психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи учащемуся в продуктивном изменении личности в случаях серьёзных психологических проблем, не являющихся проявлениями психологических заболеваний.
Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.
_____________________________________________________________________________________