Надежность, валидность и стандартизация теста.
В основе психологического тестирования лежит классическая теория погрешности измерений. Считается, что тест – такой же измерительный прибор, как любой физический прибор, и результаты, которые он показывает, зависят от величины свойства у испытуемого, а также от самой процедуры измерения. Любое свойство психики имеет «истинный» показатель, а показания по тесту отклоняются от истинного на величину случайной погрешности. На показания теста влияет и «систематическая» погрешность, но она сводится к прибавлению (вычитанию) константы к «истинной» величине параметра, что для интервальной шкалы значения не имеет.
Надежность теста. Если тест проводить много раз, то среднее значение будет характеристикой «истинной» величины параметра. Под надежностьютеста принято понимать устойчивость результатов к воздействию случайных факторов, внешних и внутренних.
Наиболее часто проводится оценка ретестовой надежности. Чем теснее коррелируют результаты начального и повторного (обычно отсроченного на несколько месяцев) проведения теста, тем он надежнее.
Определение надежности теста можно провести путем корреляции параллельных форм или эквивалентных равных частей, полученных путем расщепления тестового задания на две части. Поскольку в реальном тесте число заданий ограничено (не более 100), то оценка надежности теста всегда приблизительна. Тест считается надежным, если коэффициент корреляции результатов составляет не менее 0,75.
Валидность теста. Проблеме валидности в классической теории теста уделяется много внимания, однако теоретически она никак не решается. Валидностьозначает пригодность теста измерять то свойство, для измерения которого он предназначен. Следовательно, чем больше на результат выполнения теста или отдельного задания влияет измеряемое свойство и чем меньше другие переменные (в том числе внешние), тем тест валиднее.
Существуют различные виды валидности теста.
Очевидная валидность. Тест считается валидным, если складывается впечатление, что он измеряет то, что должен измерять.
Конкретная валидность (конвергентная – дивергентная валидность). Тест должен хорошо коррелировать с тестами, измеряющими конкретное свойство либо близкое ему по содержанию, и иметь низкие корреляции с тестами, измеряющими заведомо иные свойства.
Содержательная валидность. Тест должен охватывать всю область изучаемого поведения.
С теоретической точки зрения единственным способом установления «внутренней» валидности теста и отдельных заданий является метод факторного анализа (и аналогичные), который позволяет: а) выявлять латентные (скрытые) свойства и вычислять значение «факторных нагрузок» – коэффициенты детерминации свойств тех или иных поведенческих признаков; б) определять меру влияния каждого латентного свойства на результаты тестирования.
Стандартизация теста заключается в приведении процедуры оценок к общепринятым нормативам. Стандартизация предполагает преобразование нормальной или искусственно нормализованной шкалы первичных оценок в шкальные оценки. Тестовые нормы, полученные в ходе стандартизации, представляют собой систему шкал с характеристиками распределения тестового балла для различных выборок. Они не являются «внутренними» свойствами теста, а лишь облегчают его практическое применение.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое измерение с математической точки зрения и в процедуре эксперимента?
2. Охарактеризуйте типы измерительных шкал.
3. Дайте общую характеристику психологического тестирования.
4. Раскройте особенности субъективных психодиагностических методик. Как классифицируют опросники?
5. Что такое объективные тесты? Как классифицируют объективные тесты?
6. На чём основаны и какие особенности имеют проективные тесты?
7. Охарактеризуйте виды проективных тестов.
8. Что такое надёжность и валидность теста?
9. В чём суть стандартизации теста?
Список рекомендуемой литературы
а) основная учебная литература
1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии. -2-е изд.. -СПб.: Питер [и др.], 2012. -320 с.
б) дополнительная учебная литература
1. Современная экспериментальная психология: в 2т. /Под ред. В.А. Барабанщикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – Т.1. – 555с. – ЭБС «IPRbooks».
2. Современная экспериментальная психология: в 2т. /Под ред. В.А. Барабанщикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – Т.2. – 483с. – ЭБС «IPRbooks».
в) литература для углубленного изучения
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Научный редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. – М.: 2005. – 352с.
2. Коновалова М. Экспериментальная психология: конспект лекций [электронный ресурс] URL: http//royallib.com/
3. Никандров В. В. Экспериментальная психология: научное издание. -2-е изд., доп.- СПб.: Речь, 2007. -512 с.
4. Экспериментальная психология: практикум: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко [и др.]; под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. -М.: Аспект-Пресс, 2002. -383 с.
5. Худяков А. И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях: учебное пособие. -СПб. [и др.]: Питер, 2008. -320 с.
Словарь терминов
Артефакт -(лат. arte factum – сделанный искусственно) – результат исследования, являющийся следствием изменения зависимой переменной под влиянием дополнительных переменных. Артефакт есть следствие ошибок или недостаточного контроля условий проведения исследования.
Беседа – это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.
Валидностьэкспериментавнутренняя - достоверность вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами идеального эксперимента.
Валидностьэкспериментавнешняя - достоверность вывода, которую обеспечивает приближение реального эксперимента к эксперименту полного соответствия.
Валидностьтеста - пригодность теста измерять то свойство, для измерения которого он предназначен.
Верификация - (от латинского verus- «истинный» и facere - «делать») - проверяемость, подтверждение соответствия конечного продукта эталонным требованиям.
Вопросы контрольные - дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентом сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.
Выборка - испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. Выборку разделяют на экспериментальную и контрольную группы.
Гипотеза - это вытекающее из теории научное предположение о существовании явления, причине его возникновения или о наличии и характере связи между двумя и более явлениями, которое должно быть подтверждено или опровергнуто в результате исследования.
Диагностика психологическая - это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.
Идиографический подход в науке - утверждает в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, применяет метод отдельных случаев.
Измерение - процедура установления взаимно однозначного соответствия между множеством объектов (состояний) и множеством символов (чисел). Помогает в выявлении качественных и количественных характеристик объекта с помощью внешних средств (приборов, тестов и пр.).
Интервью– это вербально-коммуникативный метод, основанный на непосредственных ответах респондента на вопросы исследователя.
Интерпретация - толкование, раскрытие смысла чего-либо, разъяснение того или иного текста.
Исследование корреляционное - проводится с целью подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя или более) переменными.
Контент-анализ - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле - и радиоинформации, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации, затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или другой информации.
Метод исследования - способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования.
Методика исследования - отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе одного исследовательского метода может быть создано множество методик.
Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата.
Наблюдение - это целенаправленное, организованное восприятие и фиксация проявлений поведения испытуемого, на основании чего получают суждения о психических явлениях субъекта.
Надёжностьтеста - устойчивость результатов теста к воздействию случайных факторов, внешних и внутренних.
Надёжностьэксперимента - устойчивость результатов эксперимента при его многократном проведении.
Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.
Номотетический подход в науке ‑ стремление к отражению общих (типологических) свойств явлений и обозначению их в терминах.
Переменная зависимая - фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной.
Переменная независимая - фактор, изменяемый самим экспериментатором.
Переменная дополнительная - это сопутствующая стимуляция испытуемого, оказывающая влияние на его ответ.
Парадигма - это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод. Это правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.
Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема понимается как нечто неизвестное в науке (знание о незнании) или как практическая задача.
Рандомизация - стратегия случайного отбора или распределения испытуемых, при которой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу. Применяется при отборе членов популяции в экспериментальную выборку, а также при распределении испытуемых по экспериментальным и контрольным группам. Обеспечивает внутреннюю валидность, контролирует эффект смещения.
Репрезентативность выборки испытуемых - степень адекватности отражения свойств и характеристик изучаемой популяции в выборке испытуемых, привлеченных для эксперимента.
Репрезентативность эксперимента - степень приближения реального экспериментак одному из видов безупречного эксперимента.
Стандартизация теста - преобразование нормальной или искусственно нормализованной шкалы первичных оценок в шкальные оценки.
Тест психологический - стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.
Тестирование психологическое - это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник.
Фактор - любая реальность, влияющая на поведение испытуемого в эксперименте.
Шкала номинативная - это шкала, классифицирующая по названию; название не измеряется количественно, а лишь позволяет отличить один объект от другого или один субъект от другого.
Шкала порядковая (ранговая) - это шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше».
Шкала интервальная - это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц»; каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии.
Шкала равных отношений (абсолютная шкала) - это шкала, классифицирующая объекты или субъекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства.
Эксперимент –спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение его состояния. Проводится с целью проверки гипотезы о причинно – следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной).
Эксперимент естественный - эксперимент, проводимый в условиях обычной жизни испытуемых (ввёл А.Ф. Лазурский). Характеризуется высоким уровнем внешней валидности и низким уровнем внутренней валидности.
Эксперимент идеальный -это эксперимент, организованный таким образом, что экспериментатор изменяет лишь независимую переменную, зависимая переменная контролируется, а все остальные условия эксперимента остаются неизменными. Соответствие реального эксперимента идеальному эксперименту выражается во внутренней валидности.
Эксперимент полного соответствия - это экспериментальное исследование, в котором все условия и их изменения отвечают реальности. Приближение реального эксперимента к эксперименту полного соответствия выражается во внешней валидности.
Эксперимент бесконечный - предполагает неограниченное количество опытов, проб для получения всё более точных результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Научный редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. – М.: 2005. – 352с.
2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению и специальностям психологии. -2-е изд.. -СПб.: Питер [и др.], 2012. -320 с.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208с.
4. Коновалова М. Экспериментальная психология: конспект лекций [электронный ресурс] URL: http//royallib.com/
5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 381с.
6. Никандров В. В. Экспериментальная психология : научное издание. -2-е изд., доп.- СПб.: Речь, 2007. -512 с.
7. Солсо Р., Маклин К. Экспериментальная психология : планирование, проведение, анализ 75 уникальных экспериментов. -8-е изд., доп. и перераб.. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.
8. Экспериментальная психология : практикум: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко [и др.]; под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. -М.: Аспект-Пресс, 2002. -383 с.
9. Худяков А. И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях : учебное пособие. -СПб. [и др.]: Питер, 2008. -320 с.
Приложение 1
Тесты для самопроверки знаний студентов по темам 1-4
1. НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ ТЕРМИН «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ПОНИМАЮТ
1. как всю научную психологию;
2. как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях;
3. как научную дисциплину, занимающуюся проблемой методов психологического исследования в целом;
4. как теорию психологического эксперимента.
2. ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ХАРАКТЕРНО
1. относительная несамостоятельность этой дисциплины и отсутствие указания на её предмет;
2. размывание её границ как самостоятельной дисциплины;
3. интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию;
4. верно 1 и 2.
3. ОРГАНИЗАТОР ПЕРВОЙ В МИРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
1. Г. Мюнстерберг;
2. В. Вундт;
3. Э.Г. Вебер;
4. Г.Т. Фехнер.
4. ЗАКОН, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ВЕЛИЧИНА ОЩУЩЕНИЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНА ЛОГАРИФМУ ВЕЛИЧИНЫ СТИМУЛА, СФОРМУЛИРОВАН
1. И.Ф. Гербартом;
2. Г.Т. Фехнером;
3. Г. Гельмгольцем;
4. В. Вундтом.
5. НЕМЕЦКИЙ УЧЕНЫЙ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ИЗУЧАВШИЙ ДИНАМИКУ ПРОЦЕССА ЗАБЫВАНИЯ
1. Э. Титченер;
2. М. Вертгеймер;
3. Г. Эббингауз;
4. В. Вундт.
6. РОССИЙСКИЙ УЧЁНЫЙ, РАЗРАБОТАВШИЙ РЕФЛЕКТОРНУЮ ТЕОРИЮ, КОТОРАЯ ДАВАЛА ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ЯВЛЕНИЯМ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
1. И.М. Сеченов;
2. И.П. Павлов;
3. Г.И. Челпанов;
4. Л.С. Выготский.
7. РОДОНАЧАЛЬНИК ТЕСТОВЫХ МЕТОДИК, ПРИМЕНИВШИХ ИХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШИРОКОГО КРУГА ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1. Э. Титченер;
2. Ф. Гальтон;
3. Дж. Кеттелл;
4. К. Пирсон.
8. В. ВУНД, НАМЕЧАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ, ВЫДЕЛИЛ В НЕЙ ДВА НАПРАВЛЕНИЯ
1. функциональное и структурное;
2. интроспективное и поведенческое;
3. естественнонаучное и гуманитарное;
4. естественнонаучное и культурно-историческое.
9. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ И СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИСТИННОГО РЕЗУЛЬТАТА
1. методология;
2. метод;
3. методика;
4. парадигма.
10. ОБЩУЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ КАК ИНТЕРПРЕТАЦИОННУЮ ОСНОВУ НАУКИ ХАРАКТЕРИЗУЕТ
1. философская методология;
2. общенаучная методология;
3. конкретно-научная методология;
4. методика и техника исследования.
11. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ
1. философская методология;
2. общенаучная методология;
3. конкретно-научная методология;
4. методика и техника исследования.
12. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКРЕТНОЙ НАУКИ ОПРЕДЕЛЯЕТ
1. философская методология;
2. общенаучная методология;
3. конкретно-научная методология;
4. методика и техника исследования.
13. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА В ПСИХОЛОГИИ ОРИЕНТИРОВАНА
1. на выявление общих закономерностей, типов;
2. на ценность объективного и предметного знания;
3. на познание индивидуальности, единичных фактов как таковых;
4. верно 1 и 2.
14. ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА В ПСИХОЛОГИИ
1. ориентирована на познание индивидуальности, единичных фактов как таковых;
2. предполагает ценностное отношение к изучаемой действительности;
3. ориентирована на выявление общих закономерностей, типов;
4. верно 1 и 2.
15. ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЙ АКТИВНОЕ, ПРИСТРАСТНОЕ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ
1. восприятие;
2. мышление;
3. понимание;
4. принятие авторитетного мнения.
16. ПО ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА НЕСКОЛЬКО ТИПОВ
1. эмпирические и теоретические;
2. эмпирические, методические, экспериментальные;
3. фундаментальные и прикладные, аналитические и комплексные;
4. поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие.
17. ПЕРВЫМ ЭТАПОМ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ
1. формулирование гипотезы исследования;
2. постановка научной проблемы;
3. теоретический анализ проблемы;
4. планирование исследования.
18. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКРЕТИЗИРУЕТСЯ В СИСТЕМУ ЗАДАЧ
1. на этапе постановки научной проблемы;
2. на этапе теоретического анализа проблемы;
3. на этапе формулирования гипотезы исследовании;
4. на этапе планирования исследования.
19. ОБЪЕКТИВНО ВОЗНИКАЮЩИЙ В ХОДЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ ВОПРОС ИЛИ КОМПЛЕКС ВОПРОСОВ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СУЩЕСТВЕННЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС
1. принцип;
2. проблема;
3. цель;
4. гипотеза.
20. К ОБЩЕНАУЧНЫМ ЭМПИРИЧЕСКИМ МЕТОДАМ ОТНОСИТСЯ
1. наблюдение;
2. эксперимент;
3. моделирование;
4. верно 1 и 2.
21. ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД - ЭТО
1. метод, основанный на анализе графических продуктов респондента;
2. метод, реализующий гуманитарную парадигму изучения человека как уникальности;
3. метод, реализующий естественнонаучную парадигму изучения человека;
4 метод, опирающийся на компьютерные графики.
22. СОГЛАСНО КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Б.Г. АНАНЬЕВА, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ОТНОСИТСЯ
1. к группе организационных методов;
2. к группе эмпирических методов;
3. к группе методов обработки данных;
4. к группе интерпретационных методов.
23. СОГЛАСНО КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Б.Г. АНАНЬЕВА, АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОСИТСЯ
1. к группе организационных методов;
2. к группе эмпирических методов;
3. к группе методов обработки данных;
4. к группе интерпретационных методов.
24. СОГЛАСНО КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Б.Г. АНАНЬЕВА, СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД ОТНОСИТСЯ
1. к группе организационных методов;
2. к группе эмпирических методов;
3. к группе методов обработки данных;
4. к группе интерпретационных методов.
25. В ОСНОВЕ КЛАССИФИКАЦИИ ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В.Н. ДРУЖИНИНА ДВА ПРИЗНАКА ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И 2) …
1. цель исследования;
2. характер исследования;
3. интенсивность взаимодействия;
4. время взаимодействия.
26. ПРЕДМЕТОМ НАБЛЮДЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ
1. речевые акты;
2. мимика и пантомимика;
3. люди;
4. верно 1 и 2.
27. ПО СПОСОБУ ХРОНОЛИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ
1. периодическое и лонгитюдное;
2. единичное, периодическое и лонгитюдное;
3. сравнительное и лонгитюдное;
4. выборочное, сравнительное и лонгитюдное.
28. МЕТОД УСТНОГО ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ОТ ИНТЕРЕСУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЧЕЛОВЕКА ПУТЁМ ВЕДЕНИЯ С НИМ ТЕМАТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОГО РАЗГОВОРА
1. беседа;
2. интервью;
3. анкетирование;
4. метод фокус-групп.
29. ПОДЫТОЖИВАНИЕ СЛУШАЮЩИМ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ ГОВОРЯЩЕГО
1. отражение чувств;
2. перефразирование;
3. резюмирование;
4. выяснение.
30. ВОПРОСЫ АНКЕТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОВЕРКУ ИСКРЕНОСТИ ОТВЕРОВ РЕСПОНДЕНТА
1. косвенные вопросы;
2. контрольные вопросы;
3. вопросы-фильтры;
4. закрытые вопросы.
Приложение 2
Тесты для самопроверки знаний студентов по темам 5- 7
1. МЕТОД, ПРИ КОТОРОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ САМ ВЫЗЫВАЕТ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ЕГО ЯВЛЕНИЯ И ИЗМЕНЯЕТ УСЛОВИЯ ИХ ПРОТЕКАНИЯ С ЦЕЛЬЮ УСТАНОВИТЬ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТИХ ЯВЛЕНИЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ
1. наблюдение;
2. эксперимент;
3. анализ продуктов деятельности;
4. лонгитюдный метод.
2. МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ЗАДАЧА КОТОРОГО СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ВНУТРЕННЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ СДЕЛАТЬ ДОСТУПНЫМ ОБЪЕКТИВНОМУ НАБЛЮДЕНИЮ
1. эксперимент;
2. анализ продуктов деятельности;
3. беседа;
4. верно 1 и 2.
3. С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА ПРОВЕРЯЮТСЯ ГИПОТЕЗЫ О НАЛИЧИИ
1. явления;
2. связи между явлениями;
3. причинной связи между явлениями;
4. корреляции между явлениями.
4. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧАЮТ
1. лабораторный, естественный и полевой эксперименты;
2. поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты;
3. констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
4. спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.
5. ДОСТОИНСТВОМ ЭТОГО ВИДА ЭКСПЕРИМЕНТА ЯВЛЯЕТСЯ СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВСЕМИ УСЛОВИЯМИ, А ТАКЖЕ ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ АППАРАТУРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ
1. лабораторный эксперимент;
2. естественный эксперимент;
3. полевой эксперимент;
4. камерный эксперимент.
6. ДОСТОИНСТВО ЭТОГО ВИДА ЭКСПЕРИМЕНТА В ТОМ, ЧТО ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, ПОЭТОМУ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ ЛЕГКО ПЕРЕНОСЯТСЯ В РЕАЛЬНОСТЬ
1. лабораторный эксперимент;
2. естественный эксперимент;
3. полевой эксперимент;
4. камерный эксперимент.
7. ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ДИАГНОСТИКУ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТА ДО АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕГО, УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ
1. лабораторный эксперимент;
2. естественный эксперимент;
3. констатирующий эксперимент;
4. формирующий эксперимент.
8. В ДАННОМ ВИДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА АКТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ИСПЫТУЕМОГО ДОЛЖНО СПОСОБСТВОВАТЬ ЕГО ПСИХИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ
1. лабораторный;
2. естественный;
3. констатирующий;
4. формирующий.
9. ВИД ЭКСПЕРИМЕНТА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОИСК ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ; ПРОВОДИТСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОЗВОЛЯЕТ ВЫДЕЛИТЬ НЕЗАВИСИМУЮ, ЗАВИСИМУЮ И ПОБОЧНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
1. поисковый;
2. пилотажный;
3. подтверждающий;
4. констатирующий.
10. АКТИВНО ИЗМЕНЯЕМАЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЗЫВАЕТСЯ
1. независимой переменной;
2. зависимой переменной;
3. дополнительной переменной;
4. внешней переменной.
11. ФАКТОР, ИЗМЕНЕНИЕ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ ИЗМЕНЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ПЕРЕМЕННОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ
1. инструктивной переменной;
2. ситуационной переменной;
3. персональной переменной;
4. зависимой переменной.
12. ВЫДЕЛЯЮТ ДВЕ ГРУППЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ
1. ситуационные и инструктивные;
2. внешние и внутренние;
3. наблюдаемые непосредственно и требующие психологического измерения;
4. независимые и зависимые.
13. СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВЛИЯНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ, КОТОРЫЙ СОСТОИТ В ПОЛНОМ ИСКЛЮЧЕНИИ ВНЕШНИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ
1. создание константных условий;
2. элиминация внешних воздействий;
3. балансировка;
4. контрбалансировка.
14. ЭКСПЕРИМЕНТ, ОРГАНИЗОВАННЫЙ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ЭКСПЕРИМЕНТАТОР ИЗМЕНЯЕТ ЛИШЬ НЕЗАВИСИМУЮ ПЕРЕМЕННУЮ, ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ КОНТРОЛИРУЕТСЯ, А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ОСТАЮТСЯ НЕИЗМЕННЫМИ
1. идеальный эксперимент;
2. эксперимент полного соответствия;
3. бесконечный эксперимент;
4. констатирующий эксперимент.
15. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, В КОТОРОМ ВСЕ УСЛОВИЯ И ИХ ИЗМЕНЕНИЯ ОТВЕЧАЮТ РЕАЛЬНОСТИ
1. идеальный эксперимент;
2. эксперимент полного соответствия;
3. бесконечный эксперимент;
4. констатирующий эксперимент.
16. УСТОЙЧИВОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ВО ВРЕМЕНИ
1. валидность;
2. репрезентативность;
3. надёжность;
4. константность.
17. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРКИ И СООТВЕТСТВИЕ ЕЁ СТРУКТУРЫ ТОЙ ПОПУЛЯЦИИ, НА КОТРУЮ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ВЫВОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
1. валидность;
2. репрезентативность;
3. надёжность;
4. верно 1 и 2.
18. МЕРА СООТВЕТСТВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИЗУЕТ
1. внутреннюю валидность эксперимента;
2. внешнюю валидность эксперимента;
3. надёжность эксперимента;
4. вариант 1 и 2.
19. ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ИСПЫТУЕМОГО В ЭКСПЕРИМЕНТЕ В СВЯЗИ С ПРИСУТСТВИЕМ ЛЮБОГО ВНЕШНЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ
1. эффект конформизма;
2. эффект Хоторна;
3. эффект аудитории;
4. эффект ореола.
20. РЕКОМЕНДУЕМОЕ ЧИСЛО ИСПЫТУЕМЫХ В СРАВНИВАЕМЫХ ГРУППАХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
1. 10-15 человек;
2. 15-20 человек;
3. 20-25 человек;
4. 30-35 человек.
21. В ПРОЦЕДУРЕ ЭКСПЕРИМЕНТА МЕТОД РЕГИСТРАЦИИ СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ И СООТВЕТСТВЕННО ИЗМЕНЕНИЯ ЭТОГО СОСТОЯНИЯ В ОТВЕТ НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
1. шкалирование;
2. измерение;
3. тестирование;
4. наблюдение.
22. ШКАЛА, КЛАСИФИЦИРУЮЩАЯ ПО НАЗВАНИЮ
1. номинативная;
2. порядковая;
3. интервальная;
4. шкала равных отношений.
23. ШКАЛА, В КОТОРОЙ КЛАССЫ ОБРАЗУЮТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОТ САМОГО МАЛОГО ЗНАЧЕНИЯ К САМОМУ БОЛЬШОМУ ИЛИ НАОБОРОТ
1. номинативная;
2. порядковая;
3. интервальная;
4. шкала равных отношений.
24. ШКАЛА, В КОТОРОЙ КАЖДОЕ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКА ОТСТОИТ ОТ ДРУГОГО НА РАВНОМ РАССТОЯНИИ
1. номинативная;
2. порядковая;
3. интервальная;
4. шкала равных отношений.
25. ШКАЛА, КЛАССИФИЦИРУЮЩАЯ ОБЪЕКТЫ ИЛИ СУБЪЕКТЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ИЗМЕРЯЕМОГО СВОЙСТВА
1. номинативная;
2. порядковая;
3. интервальная;
4. шкала равных отношений.
26. ВСЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ РАНЖИРОВАНИЕ, ПОСТРОЕНЫ НА ПРИМЕНЕНИИ
1. номинативной шкалы;
2. порядковой шкалы;
3. интервальной шкалы;
4. шкалы равных отношений.
27. СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ДЕЛАЕТСЯ ПОПЫТКА ОЦЕНИТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ ЛИЧНОСТЬ В ЦЕЛОМ
1. беседа;
2. интервью;
3. тестирование;
4. измерение.
28. МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, КОТОРЫЕ ОСНОВЫВАЮТСЯ НА АНАЛИЗЕ РЕАКЦИЙ ИСПЫТУЕМОГО НА КАЖУЩИЙСЯ ЛИЧНОСТНО-НЕЙТРАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛ
1. субъективные методы;
2. объективные методы;
3. проективные методы;
4. нейтральные методы.
29. УСТОЙЧИВОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА К ВОЗДЕЙСТВИЮ СЛУЧАЙНЫХ ФАКТРОВ, ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ
1. надёжность теста;
2. валидность теста;
3. стандартизация теста;
4. адаптация теста.
30. ПРИГОДНОСТЬ ТЕСТА ИЗМЕРЯТЬ ТО СВОЙСТВО, ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОТОРОГО ОН ПРЕДНАЗНАЧЕН
1. надёжность теста;
2. валидность теста;
3. стандартизация теста;
4. адаптация теста.
Приложение 3
Ответы к тестам для самопроверки знаний студентов
Тесты по темам 1-4
1) - 3 | 7) - 3 | 13) - 4 | 19) - 2 | 25) - 3 |
2) - 4 | 8) - 4 | 14) - 4 | 20) - 4 | 26) - 4 |
3) - 2 | 9) - 1 | 15) - 3 | 21) - 2 | 27) - 2 |
4) - 2 | 10) - 1 | 16) - 4 | 22) - 1 | 28) - 1 |
5) - 3 | 11) - 2 | 17) - 2 | 23) - 2 | 29) - 3 |
6) - 1 | 12) - 3 | 18) - 3 | 24) - 4 | 30) - 2 |
Тесты по темам 5 - 7
1) - 2 | 7) - 3 | 13) - 2 | 19) - 3 | 25) - 4 |
2) - 1 | 8) - 4 | 14) - 1 | 20) - 4 | 26) - 2 |
3) - 3 | 9) - 1 | 15) - 2 | 21) - 2 | 27) - 3 |
4) - 2 | 10) - 1 | 16) - 3 | 22) - 1 | 28) - 3 |
5) - 1 | 11) - 4 | 17) - 2 | 23) - 2 | 29) - 1 |
6) - 2 | 12) - 2 | 18) - 2 | 24) - 3 | 30) - 2 |