Выделяют 4 типа ситуаций психологического эксперимента
Тип I. Ситуация добровольной психодиагностической консультации.Консультант берет на себя обязательство помочь испытуемому в решении его жизненных проблем. Испытуемый обращается к консультанту по своей воле, доверяя его компетентности, принимает обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения.
Вариантами ситуации I типаявляются консультации по проблемам семьи и брака, по проблемам детско-родительских отношений, по проблемам профессионального самоопределения.
Тип II.Ситуации этого типа встречаются наиболее часто. К ним относится, в частности, профессиональный отбор, психологический отбор в учебные заведения и т. д.Обследуемый, как правило, сам принимает решение о выборе профиля подготовки или обучения. Возможны случаи влияния родителей, внешнего принуждения и т. д., однако нормативной является ситуация, когда лица, проводящие диагностику и отбор, не принуждают испытуемого к участию к обследованию. Решение (рассмотрение с позиции нормативной модели) о будущей судьбе обследуемого принимается не им самим, а другими лицами (приемной комиссией, комиссией профессионального отбора, отделом кадров и т. д.). После выполнения задачи испытуемый уже не может повлиять на исход ситуации. Ситуация II типа характеризуется меньшей свободой и активностью испытуемого, но большей эмоционально – мотивационной напряженностью и большей степенью значимости психодиагностического результата для испытуемого, поскольку нет возможности повлиять на решение, а также повторить решение тестовых заданий.
Тип III.Это массовые обследования, участие в которых обязательно (социологические, демографические и т. п.).Многие психологические информационные обследования, проводимые по решению администрации или общественных организаций, относятся к данному типу в том случае, если диагностическая информация сообщается обследуемым, и они могут сами учитывать данные о себе, о коллективе при планировании своего поведения и жизненного пути. Такими можно считать обследования студентов – психологов, привлекаемых к участию в психологических экспериментах, в частности, при разработке тестовых методик.
Тип IV.Это множество диагностических ситуаций, возникающих в повседневной работе психолога и встречающихся в обыденной жизни. Все они характеризуются высоким уровнем социального контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании. Решение о судьбе обследуемого принимается помимо его желаний. К таким ситуациям относится аттестация кадров, принудительная экспертиза, в частности, судебная. Примером подобного рода ситуаций являются расстановка кадров на промышленном предприятии (если решение принимается без участия работника), профессиональный подбор и распределение лиц, призванных на срочную службу в ряды Вооруженных Сил.
Таким образом:
1. Ситуация I типа наиболее комфортна для испытуемого.К участию в обследовании его побуждает только внутренняя мотивация. Мотивация социального одобрения незначима в этой ситуации.
2. В ситуации II типа ответственность испытуемого за свой результат максимальна:от этого зависит его судьба, которую решает другой. В этом случае возможен эффект «перемотивации» испытуемого и снижение продуктивности его деятельности.
3. В ситуации III типа испытуемые могут различаться:среди них могут оказаться и внутренне мотивированные, и безразличные, и негативно настроенные к эксперименту. Внешняя мотивация актуализируется, но ответственности за результаты испытуемый не несет.
4. В ситуации IV типа присутствует и ответственность за свои результаты и внешняя мотивация.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие особенности детской психики могут повлиять на процедуру и результаты эксперимента?
2. Назовите эффекты, порождаемые ситуацией эксперимента, которые могут привести к артефактам.
3. Какие мотивы могут возникнуть у испытуемых в ходе эксперимента?
4. Каким образом экспериментатор может повлиять на результаты эксперимента?
5. Как экспериментатором могут передаваться установки испытуемому?
6. Назовите типы ошибок экспериментатора при оценке результатов деятельности испытуемого.
7. Перечислите характеристики личности экспериментатора, которые влияют на результаты эксперимента.
8. Назовите причины, побуждающие испытуемых участвовать в эксперименте.
9. Охарактеризуйте типы ситуаций психологического эксперимента.