Лекция 6. Психология психологического эксперимента
1. Экспериментальное общение.
2. Экспериментатор: его личность и деятельность.
3. Деятельность и личность испытуемого в эксперименте. Типы ситуаций психологического эксперимента.
Экспериментальное общение.
Психологический эксперимент –это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.
Установлено, что процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых.Объяснения этому находят в особенностях детской психики:
1. Дети более эмоциональны при общении со взрослыми. Взрослый для ребёнка всегда является психологически значимой фигурой. Он либо полезен, либо опасен, либо симпатичен и заслуживает доверия, либо неприятен и от него надо держаться подальше. Следовательно, дети стремятся понравиться незнакомому взрослому, либо «спрятаться» от контактов с ним. Отношение к эксперименту зависит от отношения с экспериментатором.
2. Проявление личностных особенностей у ребёнка зависит от ситуации в большей степени, чем у взрослого. Ситуация конструируется в ходе общения: ребёнок должен успешно общаться с экспериментатором, понимать его вопросы и требования. Ребёнок овладевает родным языком при общении с ближним окружением, усваивая не литературный язык, а говор, наречие, «сленг». Экспериментатор, говорящий на литературно – научном языке, никогда не будет для него «эмоционально – своим», если только ребёнок не принадлежит к тому же социальному слою. Непривычная для ребёнка система понятий, способов коммуникации (манера говорить, мимика, пантомимика и т. п.) будет мощнейшим барьером при включении в эксперимент.
3. Ребёнок обладает более живым воображением, чем экспериментатор, и поэтому может иначе, «фантастически», интерпретировать ситуацию эксперимента, чем взрослый. Рациональное восприятие ситуации эксперимента есть симптом определенного уровня развития интеллекта.
Экспериментаторам рекомендуют обращать внимание на то, правильно ли понимает ребёнок обращенные к нему вопросы и просьбы, что он имеет в виду, давая тот или иной ответ.
Мотивация испытуемого может привести к искажению результатов эксперимента. Чем может быть мотивирован испытуемый?
Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием смысла и целей эксперимента.
Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являютсяпричинами артефактов.
Артефакт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) - факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под артефактом подразумеваются данные, порождаемые самой методикой изучения процесса и на деле ему не свойственные.
Среди наиболее известных артефактов следующие:
1. «Эффект плацебо» - был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.
2. «Эффект Хоторна» - проявился при проведении социально – психологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемыми как проявление внимания к ним лично. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.
3. «Эффект аудитории» -эффект социальной фасилитации (усиления) был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности, экспериментатора или ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов на соревнованиях: разница в результатах показываемых на публике и на тренировке. Во время обучения присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает их результативные показатели. Когда деятельность освоена или сводится к простому физическому усилию, то результат улучшается.
После проведения дополнительных исследований были установлены такие зависимости:
- Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный, значимый для исполнителя и способный дать оценку. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем этот эффект существеннее.
- Влияние тем больше, чем труднее задача. Новые навыки и умения, интеллектуальные способности более подвержены воздействию (в сторону снижения эффективности). Наоборот, старые, простые перцептивные и сенсомоторные навыки легче проявляются, продуктивность их реализации в присутствии значимого наблюдателя повышается.
- Соревнование и совместная деятельность, увеличение количества наблюдателей усиливает эффект (как положительную, так и отрицательную тенденцию).
- «Тревожные» испытуемые при выполнении сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных усилий, испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные личности.
- Действие «эффекта Зайонца» хорошо описывается законом оптимума активации Йеркса – Додсона. Присутствие внешнего наблюдателя (экспериментатора) повышает мотивацию испытуемого. Соответственно оно может либо улучшить продуктивность, либо привести к «перемотивации» и вызвать срыв деятельности.
4. «Эффект фасада» -связан с мотивацией испытуемого, возникающей в ходе эксперимента (не путать с мотивацией участия в исследовании). Считается, что в ходе эксперимента у испытуемого может возникать какая угодно мотивация.