Этические принципы проведения психологических исследований.
Психология развивается во многом благодаря тому, что психологи выполняют экспериментальные исследования, а затем по их результатам делают выводы о работе человеческой психики. Однако у психологии есть определенная специфика, предъявляющая особые требования к проведению исследований. Эти требования, в частности, связаны с тем, что «объектом» изучения в психологии являются люди.
Изучение людей в корне отличается от исследования объектов физического мира, однако только в конце ХХ в. ученые-психологи начали вырабатывать уважительный подход к людям, которые принимают участие в их экспериментах, т. е. стали задумываться об этических нормах, которые должны соблюдать психологи. Разработкой этических норм и стандартов занимаются профессиональные общественные организации, объединяющие психологов разных стран.
Нормы, которых должны придерживаться психологи при проведении психологических исследований, связаны в основном с необходимостью обеспечить должное уважение экспериментаторов к людям, которые являются объектами исследований. Психологи, проводящие исследования, обязаны защищать их участников от вреда, который может быть нанесен им в результате эксперимента. Это значит, что необходимо принять меры к тому, чтобы участники исследований не испытывали боли, страданий, а также исключить любые возможные негативные последствия долгосрочного характера. Если психолог хочет исследовать явление, представляющее потенциальную опасность для участников эксперимента, он должен обратиться в свою профессиональную организацию за разрешением на проведение исследований.
Эти правила относятся не только к физическому ущербу, но и к психологическим травмам.
Еще один этический аспект, который должны учитывать исследователи, состоит в том, что испытуемые по возможности не должны помещаться в такие условия, когда их сознательно вводят в заблуждение. Если временный обман все же необходим, исследователь должен обратиться за разрешением на подобные действия в этический комитет своей профессиональной организации. Даже если обман на короткое время признается допустимым, экспериментатор обязан раскрыть его испытуемым после завершения исследования.
В настоящее время в России существует несколько авторитетных общественных организаций психологов. Это прежде всего Российское психологическое общество (преемник Общества психологов СССР), а также общественные организации психологов образования, органов внутренних дел и т. п. Каждая из этих общественных организаций создает этические кодексы, определяющие нормы и правила профессиональной деятельности.
В Этическом кодексе Российского психологического общества (РПО), принятом на III съезде РПО в 2003 г., предусмотрены нормы и правила научной и практической деятельности психологов, определены требования к психологу, нормы взаимоотношений психолога, заказчика услуг психолога и клиента, нормы общественно-научного поведения психолога.
В этом документе также сформулированы главные этические принципы и правила деятельности психолога:
- принцип ненанесения ущерба клиенту (правило взаимоуважения психолога и клиента, правило безопасности для клиента применяемых методик, правило предупреждения опасных действий заказчика относительно клиента);
- принцип компетентности психолога (правило сотрудничества психолога и заказчика, правило профессионального общения психолога и клиента, правило обоснованности результатов исследования психолога);
- принцип беспристрастности психолога (правило адекватности методик, применяемых психологом, правило научности результатов исследования психолога, правило взвешенности сведений, передаваемых заказчику психологом);
- принцип конфиденциальности деятельности психолога (правило кодирования сведений психологического характера, правило контролируемого хранения сведений психологического характера, правило корректного использования результатов исследования);
- принцип осведомленного согласия.
Таким образом, каждый, кто планирует проведение психологических исследований, должен тщательно продумать методы, подходы, которые предполагается использовать. Существует множество разнообразных методов проведения психологических исследований, и все они в той или иной степени ставят этические проблемы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте экспериментальную психологию как науку.
2. Раскройте четыре значения термина «экспериментальная психология» по В.Н. Дружинину.
3. Назовите основные задачи экспериментальной психологии.
4. Что стало почвой для оформления экспериментальной психологии как самостоятельной науки?
5. Охарактеризуйте вклад немецких учёных (И.Ф. Гербарта, Г.Т. Фехнера, Э.Г. Вебера, Г. Гельмгольца, В. Вундта) в становление экспериментальной психологии как науки?
6. Какова роль основных направлений психологии начала XX века в развитии экспериментальной психологии?
7. Назовите отечественных учёных, занимавшихся проблемами экспериментальной психологии?
8. Чем обусловлены и с чем связаны этические принципы проведения психологических исследований?
9. Раскройте основные этические принципы и правила деятельности психолога, сформулированные Российским психологическим обществом.