Тема 5. Психологическое измерение
Экспериментальная психология: конспект лекций
Элементы теории психологического измерения
Экспериментальная психология: конспект лекций
Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать и как компонент целостной процедуры эксперимента. Как самостоятельный метод измерение служит для выявления индивидуальных различий в поведении субъектов и отражения ими окружающего мира, а также для исследования адекватности отражения и структуры индивидуального опыта.
"Экспериментальная психология: конспект лекций"
Измерение в процедуре эксперимента рассматривается как метод регистрации состояния объекта исследования и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.
На основе теории измерения строятся психологические тесты.
В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. В основе различения лежит объект измерения.
1. Измерение особенностей поведения людей, определение различий между людьми с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения к определенному типу. Психологическое измерение заключается в измерении испытуемых.
2. Измерение как задача испытуемого, в ходе выполнения которой последний измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т. п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния. Психологическое измерение в этом случае является измерением стимулов. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект.
3. Совместное измерение стимулов и испытуемых. При этом предполагается, что «стимулы» и «испытуемые» могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации.
Внешне процедура психологического измерения испытуемых ничем не отличается от процедуры психологического эксперимента. Однако при проведении психологического эксперимента исследователя интересуют причинные связи между переменными, а результатом психологического измерения является лишь отнесение испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или пространству признаков.
Психологическое измерение стимулов является задачей, которую испытуемый решает в ходе психологического эксперимента. В этом случае измерение используется только как методический прием наряду с другими методами психологического исследования; испытуемый же «играет роль» измерительного прибора.
По сути психологическое измерение испытуемых и психологическое измерение стимулов являются качественно различными процедурами, но в психологии принято употреблять понятие «психологическое измерение» применительно к обоим этим случаям. Процедура психологического измерения состоит из ряда этапов, аналогичных этапам экспериментального исследования. Основой психологических измерений является математическая теория измерений – раздел математической психологии.
С математической точки зрения измерением называется операция установления взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (как частный случай – чисел). Правила, на основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения. Шкала (от лат. scala – лестница) в буквальном значении есть измерительный инструмент.
"Экспериментальная психология: конспект лекций"
Понятие измерительной шкалы введено в психологию американским ученым С. Стивенсом.[70] Его трактовка шкалы и сегодня используется в научной литературе.
Операции, способы измерения объектов задают тип шкалы. Различают несколько типов шкал (см. 5.2). Шкала, в свою очередь, характеризуется видом преобразований, которые могут быть применены к результатам измерения. Если не соблюдать это правило, то структура шкалы нарушится, а данные измерения нельзя будет осмысленно интерпретировать. Тип шкалы однозначно определяет совокупность статистических методов, которые могут быть применены для обработки данных измерения.
Измерительные шкалы