Раздел 3. психометрические основы психодиагностики

Семинарское занятие № 5

Тема. Введение в психометрику

Продолжительность – 2 часа

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: надежность, валидность, репрезентативность, дискриминативность, достоверность;

2. Понятие надежности теста. Виды надежности теста;

3. Понятие валидности теста. Виды валидности;

4. Кривая нормального распределения;

5. Репрезентативность тестовых норм;

6. Требования к выборке;

7. Понятие психической нормы. Подходы к пониманию психической нормы в психодиагностике.

Основные термины: психометрика,надежность, валидность, репрезентативность, дискриминативность, достоверность, надежность, валидность, стандартизация теста, выборка стандартизации, нормальное распределение Гаусса, среднее значение, мода, медиана, стандартное отклонение, тестовые нормы, психическая норма.

Рекомендуемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2001. – С. 64 – 102.

2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – СПб. : Речь, 2000. – С. 79 – 101.

3. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011. – 439 с.

4. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.

Семинарское занятие № 6

Тема. Надежность и валидность теста

Продолжительность – 2 часа

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Понятие надежности теста;

2. Повторное тестирование (ретестовая надежность);

3. Параллельное тестирование (надежность параллельных форм);

4. Расщепление (надежность частей теста);

5. Последовательность действий при определении надежности;

6. Средства повышения надежности психодиагностических методик;

7. Понятие валидности теста;

8. Конструктная валидность;

9. Конвергентная, дискриминантная и факторная валидность;

10. Критериальная валидность;

11. Прогностическая валидность;

12. Содержательная валидность;

13. Экспертная эмпирическая валидизация;

14. Порядок действий психолога при проверке валидности.

Основные термины: надежность, ретестовая надежность, надежность параллельных форм, надежность частей теста, внутренняя согласованность, конструктная валидность, конвергентная валидность, дискриминантная валидность, факторная валидность, критериальная валидность, прогностическая валидность, содержательная валидность, эмпирическая валидность.

Рекомендуемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2001. – С. 103 - 132.

2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – СПб. : Речь, 2000. – С. 101 - 112.

3. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011. – 439 с.

4. Ромек, В. Г. Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в Интернет / В. Г. Ромек, Д. К. Сатин // Психологический журнал. 2000.- т.21.- № 2.- С. 70-74.

РАЗДЕЛ 4. ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ТЕСТОВ

Семинарское занятие № 7

Тема. Этапы конструирования и стандартизации тестов

Продолжительность – 2 часа

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Конструирование теста, его спецификация;

2. Разработка заданий теста;

3. Оформление теста;

4. Пилотажное исследование и анализ заданий теста;

5. Конструирование шкал;

6. Требования к оформлению вопросов теста;

7. Стандартизация тестов;

8. Технология адаптации методик. Адаптация зарубежных тестов;

9. Стратегии составления личностных опросников;

10. Проблемы разработки проективных методик;

11. Нормативные требования к разработчикам методик и пользователям тестов;

12. Требования к психометрической подготовке психолога.

Основные термины: спецификация теста, пилотажное исследование, интегральные шкалы, рейтинговая шкала, дихотомическая шкала, трихотомическая шкала, шкала лжи, адаптация теста, тестовая задача, стимульный материал.

Рекомендуемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2001. – С. 133 - 195.

2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – СПб. : Речь, 2000. – С. 112 - 135.

3. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб. : Питер Ком, 1999. – С.34-49.

4. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.

Семинарское занятие № 8

Тема. Компьютерная психодиагностика

Продолжительность – 2 часа

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Компьютеризация тестов;

2. Преимущества и ограничения современных компьютеризированных методик психодиагностики;

3. Компьютерный психодиагностический инструментарий: эффект их использования, признаки компьютерных методик, история использования, особенности исследования испытуемых;

4. Стратегия построения компьютерной интерпретации результатов тестирования;

5. Компьютер как организатор стимульного материала:

- компьютерная специфика тестовых заданий;

- дистанционное тестирование;

- адаптивное тестирование;

- игровое тестирование;

6. Феномен компьютерной тревожности и его влияние на результаты тестирования.

Основные термины: компьютеризация, компьютерные версии психодиагностических методик, компьютерные психодиагностические методики, адаптивное тестирование, динамическая стимульная среда, ревалидизация, рестандартизация.

Рекомендуемая литература:

1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2003. - С.114 - 120.

2. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.

3. Ромек, В. Г. Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в Интернет / В. Г. Ромек, Д. К. Сатин // Психологический журнал. 2000.- т.21.- № 2.- С. 70-75.

4. Червинская, К. Р. Компьютерная психодиагностика / К. Р. Червинская. - СПб. : Речь, 2003. - С.116-134, 258-268.

5. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.

Наши рекомендации