Раздел 1. введение в психодиагностику
Семинарское занятие № 1
Тема. Психодиагностика как наука
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие психодиагностики. Теоретическая и практическая психодиагностика;
2. Предмет и структура психодиагностики. Основные задачи психодиагностики;
3. Социальная и практическая значимость психодиагностики;
4. Психодиагностический метод и диагностические подходы;
5. Психодиагностика и смежные направления исследований;
7. Классификация методов психодиагностики: Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. К. Гайда, В. П. Захаров, Й. Шванцер, по критерию формализованности.
Основные термины к теме:психодиагностика, психологическое тестирование, психологическая оценка, психометрия, метод, методика, тест, формализованные методики, неформализованные методики, метод наблюдения, метод беседы, контент-анализ, интервью, анкетирование.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази, А., Психологическое тестирование / А. Анастази. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 859 с.
2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПб., 2000.
3. Бурлачук , Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб., 2003.
4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. 2-е издание / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2006.
5. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике : Учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. – М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2009.
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д. Я. – Самара : БахрахМ, 2011.
7. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии / Е. С. Романова. – СПб.: Речь, 2001.
8. Романова, Е. С. Психодиагностика / Е. С. Романова. – СПб. : Питер, 2005.
Семинарское занятие № 2
Тема. История развития психодиагностики
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Предыстория психодиагностики (Ф. Гальтон, Дж. Кэттел, А. Бине);
2. Развитие психодиагностики в начале XX в. (до 1930-х гг.);
3. Кризис. Развитие психодиагностики в 30-е годы;
4. Развитие психодиагностики в 40-е годы;
5. Развитие психодиагностики в 50-е годы;
6. Развитие психодиагностики в 60-е годы;
7. Развитие психодиагностики в 70-е годы;
8. Развитие психодиагностики в 80-е годы;
9. Развитие психодиагностики в 90-е годы;
10. Актуальные проблемы психодиагностики.
Основные термины к теме: шкала, тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности, тесты достижений, проективные методики.
Рекомендуемая литература:
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2005.
2. Батаршев, А. В. Тестирование : Основной инструментарий практического психолога : Учеб.пособие / А. В. Батаршев. - 2.изд. - М. : Дело, 2001.
3. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб. : Изд-во"Речь", 2003.
4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2005.
5. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М.: Юрайт, 2011.
6. Психологическая диагностика : Учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – Спб : Питер, 2003.
РАЗДЕЛ 2. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА
Семинарское занятие № 3
Тема.Проведение психодиагностического обследования
Продолжительность – 4 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятия «субъекта» и «объекта» психодиагностики;
2. Классификации психодиагностических ситуаций (А. Г. Шмелев, В. Н. Дружинин);
3. Ситуация экспертизы в психодиагностической работе: специфика, заказчики, требования к проведению обследования и составлению психодиагностического заключения;
4. Ситуация психологической помощи (консультирование: специфика, установление раппорта, особенности взаимодействия с клиентом);
5. Особенности психодиагностического обследования детей и взрослых. Сообщение результатов психодиагностического обследования;
6. Основная документация психолога-психодиагноста;
7. Основные этапы психодиагностического обследования;
8. Изучение запроса, анамнез, формулирование психологической проблемы;
9. Выдвижение гипотез, подбор психодиагностических методов исследования;
10. Получение диагностической информации с помощью различных методов;
11. Психологический диагноз и прогноз;
12. Разработка психолого-педагогических рекомендаций или коррекционно-развивающих программ;
13. Профессионально-этические принципы психодиагностического обследования: требования к разработчикам тестов, требования к психологам-пользователям, требования к специалистам смежникам.
Основные термины к теме: субъект психодиагностики, объект психодиагностики, психодиагностическое обследование,психодиагностическая задача,психодиагностическая ситуация, экспертиза, психологическое консультирование, раппорт, анамнез, психологический прогноз, психодиагностическое заключение, психологические рекомендации.
Рекомендуемая литература:
1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. - СПб., 2002. – С.126-130, 145-146.
2. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И.Н. – М. : Юрайт, 2011. – 439 с. : ил. – (Бакалавр).
3. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. - М., 2000. – С.64-67.
4. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 2001. – С. 4.
5. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010. – 215 с. : ил.
6. Битянова, М. Теоретический конструкт нормы / М. Битянова // Школьный психолог. – 2000.- № 36.- С.7.
7. Вахромов, Е. Норма и аномалия / Е. Вахромов // Школьный психолог. – 2001.- № 30.- С.4.
Семинарское занятие № 4
Тема. Психологический диагноз
Продолжительность – 2 часа
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие психологического диагноза. Уровни психологического диагноза (Л. С. Выготский);
2. Соотношение медицинского и психологического диагнозов;
3. Симптоматический диагноз;
4. Этиологический диагноз;
5. Типологический диагноз;
6. Диагностическое заключение и прогноз;
7. Основные диагностические ошибки (ошибки в сборе данных, ошибки в переработке, интерпретации данных);
8. Типы установок на ответ. Способы минимизации влияния на результаты психодиагностического заключения различных типов установок на ответ;
9. Требования к итоговому заключению (принципы составления, примерный алгоритм заключения, виды психологических заключений).
Основные термины: медицинский диагноз, психологический диагноз, симптоматический диагноз, этиологический диагноз, типологический диагноз, прогностичность.
Рекомендуемая литература:
1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. - СПб., 2002. – С.126-130, 145 – 146.
2. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс, И. Н. – М. : Юрайт, 2011. – 439 с. : ил. – (Бакалавр).
3. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. - М., 2000. – С.64-67.
4. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 2001. – С.4.
5. Семаго, Н. Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М., 2000.
6. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика : учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010. – 215 с. : ил.
7. Битянова, М. Теоретический конструкт нормы / М. Битянова // Школьный психолог. – 2000.- № 36.- С.7.
8. Вахромов, Е. Норма и аномалия / Е. Вахромов // Школьный психолог. – 2001.- № 30.- С.4.
9. Семаго, М. В поисках социально-психологических нормативов / М. Семаго // Школьный психолог- 2000.-№ 12.- С.8-9.
10. Семаго, М. Камень преткновения, или представления о нормативности в специальной психологии / М. Семаго // Школьный психолог.-2004.- № 6.- С.6-8.