Консультирование как метод профессионального взаимодействия в социальной работе.
Консультирование как метод профессионального взаимодействия в социальной работе.
Как один из методов технологии социальной работы консультирование играет важную роль в системе социального обслуживания населения. Консультирование как технологический способ решения социальных задач — это процедура, часто используемая в социальной работе с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.
В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования:
1. Функциональный: консультирование - метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за еѐ решение, но помогает тем, кто несѐт такую ответственность. Например, направление лечащим врачом пациента к узкому специалисту для получения дополнительной информации о состоянии его здоровья можно рассматривать как пример подобного консультирования. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.
2. Профессиональный: консультирование - особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.
Консультирование как вид деятельности характеризуется следующими особенностями и требованиями:
1) Деятельность консультанта соответствует минимальным образовательным и профессиональным стандартам и строится в соответствии с нормами профессионального этического кодекса;
2) Консультанты работают с проблемами людей, которые имеют отношение к их приспособлению в таких сферах как семья, профессиональная карьера и группа сверстников;
3) Консультирование проводится как с людьми, имеющими значительные проблемы (активное консультирование), так и с клиентами, считающимися вполне благополучными (проактивное с акцентом на профилактику);
4) Консультирование опирается на положения различных теорий, в том числе когнитивных, аффективных, бихевиоральных и системных, которые могут быть применены и в индивидуальном консультировании, и в работе с группами и семьями;
5) Процесс консультирования строится и зависит, в первую очередь, от целей клиента. Консультирование может быть как средством развития, так и способом вмешательства;
6) Консультирование включает в себя различные специализации. Специалист по социальной работе, применяющий в своей деятельности консультирование, должен самоопределиться в направлении консультирования и соответственно ему целенаправленно приобретать специфическое образование и опыт, но все консультанты должны отвечать общим требованиям практики профессионального консультирования.
Личность консультанта.
Оптимальный набор личностных качеств, необходимых консультанту: ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.
Исследования ученых позволили выделить несколько групп умений консультанта:
1) Когнитивные умения: анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других; применять на практике свои знания и понимание проблем; применять на практике исследовательские находки и др. 2) Коммуникативные умения: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми и др.
3) Конструктивные умения: вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени; выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами; действовать в алгоритме выработки решения; вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.
4) Организаторские умения: проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу; организовывать, планировать и контролировать работу; добывать информацию с помощью доступной технологии; оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.
Консультанту необходимо владеть коммуникативной техникой: - знать речевой этикет и уметь его использовать; - уметь формировать цели и задачи делового общения; - организовать общение и управлять им; - анализировать предмет общения, т.е. разобрать жалобу, заявление и конкретно ответить; - владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией; - уметь вести беседу, деловой разговор, дискуссию, диалог, деловые переговоры; - уметь доказывать, обосновывать, аргументировать, убеждать, делать оценки и предложения; - владеть техникой речи, риторическими приемами, правильно строить речь; - с помощью слова корректировать поведение клиента. Личностные качества консультанта подразделяются на три группы.
К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе личностных качеств относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.
Кроме профессионально важных качеств рассматриваются и качества, недопустимые для социального работника. Это профессиональная некомпетентность, это отсутствие любви к людям, глухота к боли другого, равнодушие, брезгливость, неприязнь к больным, злость, зависть, агрессивность, хамство, безответственность, отсутствие чувства долга, нечестность, меркантильность, корыстность, использование должностного положения в личных целях, эгоизм, аморальность, грубость, авторитарность, болтливость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения и т.д. Ряд качеств, касающихся личного здоровья человека, могут мешать социальной работе. Недостаток здоровья, повышенная раздражительность, возбудимость, вспыльчивость – тоже являются недопустимыми качествами для социального работника. Они являются показателями низкой толерантности к нервно-психическому напряжению.
Требования к личности консультанта.
1.Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения. 2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя. 3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики. 4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем. 5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится. 6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. 7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. 8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло. 9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом. 10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.
Виды консультирования
Виды консультирования:
по объекту воздействия: - индивидуальное консультирование, предполагающее работу с отдельным человеком. - групповое - объектом воздействия специалиста является собой какая-либо группа или коллектив. Объектом социального консультирования может быть только малая социальная группа - семья, студенческая группа и т.п.
По целевой установке клиента:
1. Рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысление какой-либо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта - выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Работа психоаналитика или психотерапевта часто осуществляется именно в такой форме (30.С.224).
2. Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация - программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации является консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом оптимальную тактику поведения на судебном заседании.
3. Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это консультация - рекомендация, где консультант - это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью гармонизации отношений со своим ребёнком.
4. Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация - предвидение, где консультант - это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае появляется возможность вскрыть имеющиеся у клиента перспективы и выработать на этом основании определённую программу действий
Консультирование в социальной работе может быть: очным (контактным) и заочным (дистантным).
1)Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними происходит беседа. Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности.
2)Дистантное (заочное) консультирование предполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке. Телефонное консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.
Консультативная переписка или скриботерапия. Применение на практике этого вида социальной помощи обусловлено тем, что часто телефонное консультирование затрудняется из-за большой загрузки линии или отсутствия в том или ином городе (районе) службы «телефона доверия», телефона у клиента, для отдельных категорий населения (отбывающих наказание). У консультативной переписки есть несколько существенных ограничений для применения: недостаток информации о клиенте для оказания ему помощи; затрудненность обратной связи; невозможность оказания экстренной помощи. Переписка служит лишь начальным передаточным звеном к помощи непосредственной - лицом к лицу
Консультативный контакт.
Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплывают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения.
Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.
Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения.
Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта, шесть основных параметров:
· эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);
· интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);
· динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);
· конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);
· оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);
· добросовестность.
Что делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем клиентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения — проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.
Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта
Предоставление информации
Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Информация, как правило, связана с процессом консультирования, поведением консультанта или условиями консультирования (место и время встреч, оплата и т. п.).
Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку клиенты нередко задают консультанту самые разные вопросы. Особенно существенны вопросы, за которыми кроется тревога клиентов о своем будущем, здоровье, например: "Сможем ли мы иметь детей?", "Наследуется ли рак?". Озадаченность клиентов значима не сама по себе, а в контексте ее возникновения. На такие вопросы следует смотреть серьезно и хорошо обдумывать ответы на них. Ни в коем случае нельзя превращать вопросы в шутку и отвечать бессвязно или вообще уходить от ответа. Ведь за вопросами скрыты личные проблемы клиентов с сопутствующими тревогами и страхами. Желательно проявлять компетентность и избегать упрощений, чтобы не утратить доверия клиентов и не увеличить их тревогу.
Предоставляя информацию, консультант не должен забывать, что клиенты порой спрашивают с целью устраниться от обсуждения своих проблем и исследования самости. В действительности, однако, не трудно отличить вопросы, указывающие на озабоченность клиентов, от стремления манипулировать консультантом с помощью выспрашивания.
Альтернативные формулировки
Нередко клиенту трудно представить себе, что можно чувствовать в той или иной ситуации. Простейший способ помочь ему — предложить альтернативные формулировки ответа. Альтернатив, предлагаемых клиенту для ответа на тот или иной вопрос, не должно быть много — достаточно двух—трех, и, в сущности, даже не важно, как именно они звучат. Цель формулирования альтернатив — не поиск правильного варианта ответа, а стимулирование его, демонстрация некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать собственные чувства.
Умение формулировать альтернативы — важный профессиональный навык. Они должны буквально отскакивать от зубов в нужную минуту. Этот навык во многом зависит от теоретических познаний консультанта в психотерапии и консультировании, поскольку в каждой ориентации предлагаются свои варианты глубинной детерминации причин поведения человека, основанной на чувствах и переживаниях.
В качестве примера такой достаточно удобной и простой схемы, при помощи которой можно с легкостью формулировать предлагаемые клиенту альтернативы ответов буквально для любой ситуации.
Ребенок непосредствен, чаще он ведет себя так, как действительно чувствует. Со взрослым человеком сложнее, его поведение и чувства часто далеки друг от друга. Предлагая альтернативные объяснения, психолог стимулирует человека к размышлениям, к пониманию собственных эмоций
Устные обращения граждан.
Обращение, согласно статье 1 Закона, может быть подано как в устной, так и в письменной форме. Письменное обращение – обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в письменной форме. Устное обращение – обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации. В настоящее время существует единственный способ изложения устных обращений - на личном приеме (ст. 11 Закона). В то же время в пункте 1.7 Директивы № 2 закреплены и на практике широко применяются такие способы подачи устных обращений, как телефонные «горячие линии», проведение встреч с населением по месту жительства и в коллективах работников и другие. Кроме того, в последнее время растет число обращений, поданных с помощью электронных средств связи.
Планирование как один из видов деятельности специалиста по социальной работе.
Сущность планирования работы с клиентами заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период. Цель планирования работы - координация действий с администрацией и коллективом с одной стороны, с клиентом, его родственниками, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности. Эффективность планирования зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.
Виды планирования:
1. Стратегическое – процесс, при котором определяются цели организации, задаются рамки функционирования структуры.
2. Оперативное – служит для того, чтобы реализовывать промежуточные задачи, которые сфокусированы на главную целевую установку.
Разработка плана может строиться по следующей схеме:
- ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;
- изучение литературы по общим основам планирования;
- изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;
- анализ недостатков предыдущего плана работы;
- изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ);
- подготовка проекта плана: - коллективное обсуждение отдельных аспектов плана.
Схема пошагового планирования:
1. Выбор цели (краткосрочная, долгосрочная).
2. Оценка потребностей.
3. Выделение объекта и его спецификации.
4. Оценивание существующих ресурсов.
5. Поиск альтернатив.
6. Оценка (оценить альтернативы, их эффективность, дать заключение).
7. Выбор подходящего действия, основанного на оценочных выводах.
8. Определение составляющих выбранного действия.
9. Разработка плана действий, его оценка, распределение заданий, определение спецификации параметров.
10. Внедрение (обеспечение, логистика, мониторинг).
11. Оценка (эффективность, полезность).
Планы должны быть конкретными, реально исполнимыми, обязательно содержать дату исполнения и исполнителя.
37. Функции (компоненты) планирования: целеполагание, прогнозирование, моделирование, программирование.
Сущность этой функции заключается в выработке модели функционирования объекта управления в форме совокупности количественных и качественных показателей, характеризующих его деятельность на определенный промежуток времени (год, квартал, месяц и т.д.). Поэтому здесь используется целый ряд принципов, носящих как общий характер, так и специфический для данного рода деятельности систем управления. Среди них главные: целеполагание, прогнозирование, моделирование, программирование.
Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель — это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели.
При формировании цели необходимо иметь в виду следующее:
— цель должна быть обоснованной и отражать требования законов развития объекта воздействия;
— цель должна быть ясной и достижимой;
— основная цель должна быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка.
Организационный аспект целеполагания в социальной работе заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы.
Формулировка и определение цели — важная ориентирующая процедура в технологии социальной работы. Она служит для определения основного направления действия. Роль и место цели в процессе осуществления социального воздействия зависят от уровня социальной работы, на котором она осуществляется. Речь идет об управленческом или организационном и контактном, непосредственном срезе деятельности социальных служб.
Организационно-управленческий уровень определяет программу деятельности по решению социальных проблем. На этом уровне, исходя из основных направлений социальной политики государства, определяются стратегические цели, ставятся задачи, рассчитанные на перспективу, длительный период реализации.
На контактном уровне определение целей необходимо рассматривать как конкретное руководство к практическим действиям в связи с поставленной проблемой. Сформулированные на этом уровне цели предполагают более короткий срок реализации и достижения результатов.
Прогнозирование — это процесс выявления и предвидения объективных возможных тенденций, состояний развития управляемого объекта, а также альтернативных путей этого развития и сроков их реализации. Прогнозирование осуществляется в целях принятия наиболее рационального планового решения.
Моделирование— процесс воспроизведения реальных объектов, явлений, процессов в форме теоретических схем и символов разного рода, создания аналогов, в которых отражены их важнейшие свойства.
Моделирование используется в тех случаях, когда аналитическое решение невозможно, а непосредственное экспериментирование на реальном объекте затруднено или экономически невыгодно. Такое имитационное моделирование используется в процессе изучения систем с целью выявления и анализа законов, принципов их функционирования, оценки функциональных и организационных структур, разработки методов управления этими системами. Особая роль моделирования заключается в имитации экономических (имущественных) и организационных отношении и связей, что позволяет реализовывать системный подход в управлении объектами разного рода.
Программирование — выработка комплекса мероприятий по достижению единой (одной) цели в намечаемые сроки, обеспечиваемые необходимыми для этого ресурсами. Процесс программирования включает также анализ проблемы, формулирование целей и задач, подбор и установление исполнителей, оценку конечного результата, выбор наиболее предпочтительного для данной ситуации варианта решения проблемы.
Схема пошагового планирования:
1. Выбор цели (краткосрочная, долгосрочная).
2. Оценка потребностей.
3. Выделение объекта и его спецификации.
4. Оценивание существующих ресурсов.
5. Поиск альтернатив.
6. Оценка (оценить альтернативы, их эффективность, дать заключение).
7. Выбор подходящего действия, основанного на оценочных выводах.
8. Определение составляющих выбранного действия.
9. Разработка плана действий, его оценка, распределение заданий, определение спецификации параметров.
38. Основные принципы планирования.
К числу основных принципов планирования специалисты относят:
- научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагает учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;
- согласованность - соотнесение и координация плана работы социального работника с планами других структур;
- оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;
- перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;
- коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;
- конкретность- четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.
39. Формы и виды планов специалистов социальных служб и педагогов социальных.
В деятельности социального работника могут использоваться различные формы планов:
· план годовой или на полугодие, возможно планирование и на более длительный срок;
· план работы на более короткий срок, как правило, на месяц, неделю;
· план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных клиентов.
Годовой план основных мероприятий обязательно содержит разделы:
- пенсионное обслуживание и обеспечение,
- обеспечение пособиями,
- методическая работа,
- работа с общественностью,
- пропаганда правовых знаний,
- культурно-массовая работа.
Планы должны быть конкретными, реально исполнимыми, обязательно содержать дату исполнения и исполнителя
Формы и виды контроля.
Для совершенствования деятельности социального работника важное значение имеет систематический учет ее результатов. Оценка деятельности социального работника дается по ее результатам, с учетом стажа и опыта работы, на основе глубокого анализа фактов, мнения клиентов, актива общественности, предприятий, учреждений, организаций, работников учреждений и др. В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности социального окружения клиента, специфику объектов и субъектов деятельности. Результаты деятельности социального работника могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с клиентами, их родственниками, работниками различных социальных служб, проведения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социальных процессов (как осуществляется защита интересов граждан; уменьшилось ли число лиц, обращающихся к специалисту и т. п.). В процессе анализа эксперт (руководитель учреждения, представитель вышестоящих органов управления т. п.) уделяет внимание внутренним изменениям в жизни клиентов, качественным и количественным изменениям в их социо-культурной ситуации, наметившимся позитивным и негативным тенденциям в социуме. Собранная информация служит первичной основой для выводов предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования социальной практики.
Виды контроля: 1. Стратегический (управленческий) – направлен на решение стратегических задач.
2. Тактический (административный) – призван обеспечить выполнение текущих задач, программ, планов. 3. Финансовый – осуществляется на основе представления финансовой отчетности по соответствующей форме от подразделений, включает анализ расхода бюджетных средств, всевозможных инвестиций и т.д. 4. Контроль качества. 5. Социальный контроль (включает 2 основных элемента – нормы и санкции.
Социальная история клиента
Глубокое исследование и описание условий жизни клиента, его настоящего и прошлого, обычно включаемое в его личную и медицинскую карты. Содержит сведения о семье клиента, о его ближайшем окружении, социальной активности и самочувствии. Эти материалы могут быть получены как на основе документальных данных, так и в результате прямого наблюдения за клиентом. Социальная история клиента обычно является основой для оценки и планирования дальнейшей работы с ним.
Примерная схема социальной истории включает в себя следующие элементы:
1. Личность (объективные данные): 1)имя адрес, место проживания, место рождения, брачный статус, кем он направлен (или пришел добровольно); 2)семья: близкие родственники (имена, даты рождения, места проживания). Возможности семьи в оказании помощи клиенту; 3)образование (выяснить отношение к образованию); 4)трудовая деятельность: места работы, время и причины ухода с той или иной работы. Потребность в трудовой деятельности; 5)специфические факторы, имеющиеся у клиента: физ.и умственное здоровье, их состояние в настоящий момент; 6)окружающая среда: отношения вне семьи и значимые факторы в более широком смысле (работа).
2.Проблема: 1)причина обращения за помощью 2)начало проблемы, попытки справиться с проблемой и что заставило обратиться за помощью 3)способность трудиться, состоять в браке, выполнять родительские функции 4)нынешняя стадия физ.,умств.и психологического социального развития 5)наличие общечеловеческих потребностей, как он их удовлетворяет (в пище, одежде, желании познакомиться) 6)потребность клиента, связанная с просьбой об услуге, как семья реагирует на проблему, как она может помочь клиенту.
3.Поддержка в оказании помощи: 1)что ожидает клиент в результате оказания помощи. Каковы его планы относительно услуг. Какова его мотивация в получении услуг. Каковы его внутренние ресурсы для достижения желаемых перемен 2)какова обстановка в окружении клиента, которая может или помочь или помешать справиться с проблемой 3)выяснить факторы, влияющие на мотивацию клиента, его способности и возможности. Способности клиента в 3-х аспектах: 1).способность поддерживать отношения с социальным работником 2).способность решать проблему 3).способность решать проблему исходя из физического и умственного развития, состояния. Возможности зависят от того: 1)осталось ли у клиента достаточно энергии, чтобы решать свои проблемы после тех усилий, которые он затрачивает на выполнение обязательств перед его семьей и окружением;2)есть ли у него в наличии необходимые ресурсы, которые можно использовать для решения проблемы.
Рекомендации по взаимодействию специалистов и клиентов, ориентированному на построение субъект-субъектных отношений между ними.
1. Уместно использовать развитие личностных ресурсов клиента и навыков разрешения проблем. Необходимо помогать клиенту развитию процесса осознания, понимания собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной личности. K таким ресурсам относятся: способность и возможность осуществлять оценку проблемной ситуации, сформированность позитивной Я-концепции (самооценки, самоуважения, само эффективности), способность самостоятельно контролировать свой поведенческий выбор, и ряд коммуникативных навыков: умение сопереживать, общаться, понимать окружающих и прогнозировать их поведение, повышение социальной компетентности, восприятия и оказания социальной поддержки.
2. Уметь свободно общаться с клиентами разных типов, разного уровня образования, разного возраста и социального положения.
3. Принимать во внимание мнения и точки зрения клиентов. Специалист должен уважать точку зрения другого человека, даже если она противоположная той которую придерживается специалист. Это послужит стимулом к самораскрытию и самовыражению клиента.
4. Уметь внимательно выслушать и понять собеседника. Умение слушать - очень ценное качество, которое помогает расположить к себе клиента, заинтересовать. Это умение помогает правильно построить общение между специалистом и клиентом, способствует установлению доверительных отношений, возникновения контакта при взаимодействии.
5. Уметь наблюдать за клиентом. Информация, полученная таким образом, очень ценная для специалиста. Наблюдая за клиентом, можно понять, насколько он заинтересован в решении проблемы, какие отношения складываются при взаимодействии со специалистом, насколько эффективно общение и многое другое.
6. Уметь активизировать пассивных клиентов и занять их. Иногда пассивные клиенты просто не могут высказаться по причине своей застенчивости, и задача специалиста состоит в том, чтобы создать обстановку, в которой застенчивый клиент мог бы выразить свою точку зрения. Иногда пассивность является следствием не заинтересованности клиента, ненужности для них данной информации. В этой ситуации специалисту следует выяснить, какой аспект обсуждаемой проблемы наиболее актуален для клиента, и изменить ход взаимодействия в соответствии с полученным ответом.
7. Необходимо активизировать учас<