Мероприятий по профилактике и предупреждению
Суицидального поведения среди несовершеннолетних
В МБОУ «Средняя школа № 7 г. Горно-Алтайска»
На 2014-2015 учебный год
№ | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
1. Работа с учащимися. | |||
1.1 | Анкетирование учащихся 5-11 классов «Жизненные ценности» | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
1.2 | Диагностика адаптации к школе 1, 5-х, 10-х классов | Сентябрь, май | Педагог-психолог |
1.3 | Диагностика межличностных отношений | В течение года | Педагог-психолог, классный руководители |
1.4 | Соц. исследование «Современный подросток: интересы, ценности, риски» | ноябрь | Социальный педагог |
1.5 | Диагностика жестокого обращения с детьми | декабрь | Социальный педагог |
1.6 | Обследование жилищно-бытовых условий. | В течение года | Социальный педагог |
1.7 | Диагностика эмоционально-волевой и личностной сфер учащихся «группы риска» | В течение года | Педагог-психолог |
1.8 | Занятие для старшеклассников «Смысл жизни» | Ноябрь | Педагог-психолог |
1.9 | Проведение тренингов «Путь к успеху» для 9-11. | Март-май | Педагог-психолог |
1.10 | Групповые занятия по адаптации учащихся 1, 5, 10 классов | Октябрь-декабрь | Педагог-психолог |
1.11 | Индивидуальные занятия по развитию и коррекции эмоционально-волевой и личностной сфер учащихся «группы риска» | В течение года | Педагог-психолог, соцпедагог |
1.12 | Профилактические занятия по формированию ЗОЖ | В течение года | Классные руководители |
2. Работа с родителями. | |||
2.1 | Психологическое консультирование родителей по вопросам проблемных взаимоотношений с детьми | В течение года | Педагог-психолог, соцпедагог |
2.2 | Выступления на общешкольных и классных родительских собраниях. | В течение года | Педагог-психолог, соцпедагог |
2.3 | Родительские лектории «Подростковый суицид» | Март | Классные руководители |
2.4 | Разработка рекомендаций по конструктивному взаимодействию. | В течение года | Педагог-психолог, соцпедагог |
3. Работа с педагогами. | |||
3.1 | Индивидуальные консультации. | В течение года | Педагог-психолог |
3.2 | Семинар для классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» | Октябрь | Педагог-психолог, соцпедагог |
3.3 | Семинар для учителей «Что такое суицид и как с ним бороться» | Февраль | Педагог-психолог, соцпедагог |
3.4 | Семинар-практикум «Методы разрешения конфликтов» | Апрель | Педагог-психолог, соцпедагог |
3.5 | Разработка рекомендаций в виде буклетов, размещение информации в школьной газете «Школдын уни» | В течение года | Педагог-психолог, соцпедагог |
Список литературы
· Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
· Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
· Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
· Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
· Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
· Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
· Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
· Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
· Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
· Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
· Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
· Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
· Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
· Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
· Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
· Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
· Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
· Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
· Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
· Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет.
Приложение 1
Приложение2
Психотерапевтическая сказка «Коряга».
Цели: Диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения.
Задание: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец.
Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку… Как ей было обидно! (Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)
Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики... », - думала Коряга, завидуя этим деревьям, - «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...».(Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)
Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива! (Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем»)
В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств … (Бессознательные процессы)
В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю..., но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза). (Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)
Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец... Но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза) (Метафора: Вода и шторм - метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т. е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение; кризис меняет человека шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее - именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем «здоровее», сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)
Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики… (Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)
Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза)...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком. (Метафора: признание индивидуальности; придача «товарного вида»)
Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.
«Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно».(Метафора: торжество)
Анализ впечатлений учащихся. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.