Упражнения на осознание себя, принятия себя, самоидентификацию, повышение уровня субъектности личности на жизненном пути

Для проработки можно использовать упражнения, помогающие осознать своё Я, понять сильные и слабые качества собственной личности, укрепить самооценку, задуматься о многогранности и разносторонней направленности своего Я, принятия себя и стремление к самосовершенствованию.

Упражнение «Четыре квадрата»

Благодаря этому упражнению подростки могут проанализировать свои личностные особенности, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к себе и принятия себя. Кроме того, оно способствует развитию и поддержанию толерантных отношений с окружающими. Можно проводить как в индивидуальной, так и групповой форме.

Участника дается инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4. (Ведущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.)

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся, и которые вы считаете положительными. Можно назвать качества одним словом, например, «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например, «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».

После того как задание выполнено, тренер предлагает «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваши качеств, которые вам не нравятся, которые вы считаете не­гативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».

После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Вспомни – когда мы влюблены, недостатки возлюбленных кажутся нам достоинствами. Посмотри на себя глазами влюбленного в тебя человека или мамы, которая тебя обожает. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».

После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Такой человек в штыки воспринимает любые слова и действия, и все его в вас категорически не устраивает. Даже то, что вы «белый и пушистый», дико раздражает. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего недруга) и запишите в квадрате 4».

После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился! Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться. А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения неприятеля. Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».

Иногда участники испытывают затруднения при переформулировании своих качеств. Нужно предоставить им возможность обратиться за помощью к тренеру или к группе в целом (в этом случае процесс может стать увлекательной тренировкой для всей группы). Обсуждение может касаться того, какие качества было труднее анализировать и переформулировать, положительные или отрицательные, в каких ситуациях может пригодиться этот навык.

Недостатки – продолжение наших достоинств, равно как и достоинства найдутся в недостатках. В одних ситуациях определенное качество окажется уместным и полезным, а в других – нет. Каждый сам выбирает, как относиться к себе. Если видеть только квадраты 3 и 4 (негатив), то человек будет себя презирать, ругать, ненавидеть. Если вы стараетесь увидеть квадраты 1 и 2 (позитив), то вы будете уважать, ценить и принимать себя. А от того, как вы к себе относитесь, зависит, как вас воспринимают окружающие, и какими видите их вы.

Упражнения на развитие компетентности во времени жизни (Хомик В.С.)

Психотерапия, ориентированная на будущее (ПОРБ) автора Фредерика Мелджеса основана на повторном решении бывших жизненных задач с позиций нынешнего состояния личности - субъекта жизни. В ПОРБ человеку помогают структурировать образ Я-будушего. Используется приём, который называется самофутурирование– яркое зрительное представление будущих событий.

Самофутурирование сводится к перенесению воображаемого будущего в психологическое настоящее. В соответствии с этим производится планирование предполагаемых поступков, репетиция будущего поведения на пути к поставленной цели. Психолог облегчает обратную связь, побуждает человека анализировать недавние жизненные события, чтобы тот осознавал, в какой мере они приближают его к целям.

Также в рамках ПОРБ Мелджес предлагает ролевую игру времен, когда клиент входит последовательно в образы Я-будущий, Я-настоящий, Я-прошлый и создает диалог между этими разными модусами Я. Игра производится в воображении человека, который должен закрыть глаза и брать на себя попеременно роль разных Я. Для усиления эффекта клиент «усаживает» в пустое кресло напротив себя своё Я-актуальное, с которым ведет диалог с позиции Я-будущее.

«Повелитель времени» (Н.Н. Толстых)

Занятие направлено на прояснение жизненных планов и формирование у старшеклассников представления о собственном будущем.

Процедура занятия «Повелитель времени»:

1. Упражнения на установление контакта. Беседа о важности целей жизни.

2. Работа с группой по определению жизненных целей участников тренинга. Для этого каждый участник должен:

- составить сценарий фильма о своем будущем;

- нарисовать на бумаге свой портрет в будущем, каким человек хочет стать. Можно рисовать символически;

- выполнить упражнения на самосознание, отвечая вслух на вопросы: что и почему делает меня счастливым, что я люблю делать больше всего;

- участвовать в групповой дискуссии по высказываниям участников.

3. Лекция психолога о резервах психики, о том, что человек может многого добиться, если станет хозяином своей судьбы.

4. Психолог с группой составляют список из 12 характеристик неудачника и 12 характеристик удачливого человека-победителя в жизни.

5. Каждый участник из полученных 24 высказываний выбирает подходящие к его характеру черты, анализирует, из какого списка попало больше черт.

6.Психолог проводит упражнения на самокоррекцию.

7. Все вновь обращаются к сценарию фильма о своей жизни. Описывают его персонажей, дискутируют по содержанию сценариев.

Упражнение "Круг субличностей" (Дж. Рейнуотер)

Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за власть различные внутренние голоса. В системе Роберто Ассаджиоли внутренние голоса были названы субличностями. Их количество и особенности могут быть разными у разных людей. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик, Пациент, Врач, Потребитель, Антрепренер, «Собака-сверху», «Собака-снизу», «Обвинитель», «Злобный демон», Критик, Саботажник, Жертва и т.д. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Сила каждого желания и соответствующей ему субличности может зависеть от ситуации, в которой впервые возникло это желание.

1. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот список не похож на список «Чего бы мне хотелось к Рождеству»!

Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, я приведу наиболее часто встречающиеся желания:

– не болеть,

– быть хорошим родителем,

– иметь много денег,

– закончить учебу,

– достигнуть успеха в работе/бизнесе,

– любить,

– быть любимым,

– получить хорошее образование.

2. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными. А теперь составьте список вашихсобственных (!) желаний.

3. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее: «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди?».

4. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него – круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого – ваше «Я». А в самом кольце разместите те пять-шесть субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

5. Нарисуйте пастелью или цветными мелками символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

6. Когда вы закончите рисование, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Мать-Земля, Герой-Любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, например: Первобытный Любитель Лошадей И Гончих, Девушка Из Провинции, Лесной Эльф, Мисс Божество и т.д. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл, названия.

7. Теперь раскрасьте свое "Я".

Упражнение «Ценности»

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

- интересная работа

- хорошая обстановка в стране

- общественное признание

- материальный достаток

- любовь

- семья

- удовольствия, развлечения

- самосовершенствование

- свобода

- справедливость

- доброта

- честность

- искренность

- вера

- целеустремленность

Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

Упражнение «Камешки дружбы» (С. Керрел)

Цели: Обсуждение опыта пребывания в позитивной и негативной группах; рассмотрение общих возможностей группы в сравнении с возможностями одного человека.

Материалы: банка или любая емкость; камешек или бусинка для каждого участника, шарики с отверстиями (они не должны быть совсем легкими); нить, леска, если вы хотите сделать ожерелье, краски и кисти, если вы хотите рисовать на камнях; клеенка, чтобы постелить ее под банку с водой; доска или планшет.

Ведущий ставит емкость с водой в центр группового круга.

Участникам сообщается, что сегодня им предстоит рассмотреть проблему групп и членства в группах, а также обсудить дружбу в этих группах.

Затем участникам предлагается составить список позитивных и негативных групп. Ведущий пишет задание на доске; в случае если подростки недостаточно зрелые, им может потребоваться ваша помощь. Ниже приводится памятка для ведущего.

Позитивная группа Негативная группа
Позволяет быть самим собой Настаивает на том, чтобы ты мыслил, чувствовал и вёл себя так, как предписывает группа
Позволяет тебе быть несогласным Не позволяет иметь другую точку зрения
Приветствует индивидуальность Настаивает на приверженности мнению большинства
Оказывает поддержку, когда у тебя проблемы Заботится только о групповом распорядке (не приветствуется откровенность и личные переживания, т.е. твои проблемы ничего не значат)
Позволяет уйти, когда ты этого хочешь Не позволяет тебе уйти
Не требует от тебя преданности Может потребовать доказательства верности, настаивая на участии членов в нечестных, подлых, криминальных или агрессивных действиях

Затем участникам предлагается определить позитивные и негативные группы, в которых они состоят или состояли. Это может быть семья, лагерь, кружок, спортивная команда, молодежная банда, интернет-сообщество и т. п. Обсуждение идёт по кругу, взрослый подчёркивает, что участие именно в этой (тренинговой) группе может оказаться хорошим опытом.

Передавая корзину с камешками по кругу, предлагается каждому участнику выбрать себе камень. «Выберите себе камень, который вам больше всего нравиться, который больше всего вам напоминает себя, привлекает внимание, и стимулирует воображение».

Одному из участников предлагается бросить свой камень в воду (камень остается в воде), получается небольшой всплеск. Затем ещё кто-то бросает (также немного брызг). Далее ведущий собирает все камешки, включая те, которые были в воде, и бросает сразу все камни в ёмкость с водой. Получается большой всплеск и много брызг, некоторые участники могут намокнуть. То есть, происходит демонстрация возможности целой группы в сравнении с возможностями одного человека.

Затем идет обсуждение и обмен мнениями, о чем это может сказать. Ведущий подводит к мысли о том, что вместе – мы сила, что один в поле не воин, что каждый из присутствующих может положиться на группу, ведь она как раз позитивная (в свете перечисленных выше признаков), что дружеские отношения укрепляют человека и т.п.

«Кто желает ещё выговориться? У кого какие мысли о дружбе появились? Какими ценностями должен обладать друг? А сами вы всегда придерживаетесь этих ценностей? Что вам мешает?».

Завершить занятие можно тем, что группа делает ожерелья из камешков или рисует на них (в зависимости от материала), желательно это делать под песни о дружбе. Например, дается следующая инструкция:

«А теперь я хочу вас попросить разукрасить ваши камушки, подписать, нарисовать что-либо на них, но так, чтобы было понятно, что это ваш камень. Дома подержите эти камни в своей комнате, чтобы они пропитались вашими мыслями, чувствами, вашим отношением к жизни, а когда вам будет тяжело, вы подержите камень дружбы в руках, вспомните нас, и он обязательно вам поможет».

Грани моего Я /Ролевая карта (А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская)

Содержание: участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в различных ролях и личностных проявлениях. Можно предоставить им полную свободу выбора, хотя в некоторых случаях можно попросить их принести фотографии, отражающие как положительные, так и отрицательные (с их точки зрения либо с точки зрения окружающих) проявления их личности, либо любимые и нелюбимые роли.

Во время занятия происходит представление и обсуждение снимков. Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, их размещения в альбоме и т.д.

Упражнение «Поделись со мной»

Упражнение предназначено для эмпатийной диагностики личностных качеств и расширения репертуара способов взаимопонимания.

Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств:

• нежность,

• умение сочувствовать,

• умение создавать хорошее настроение,

• эмоциональность,

• доброжелательность,

• интеллект,

• организаторские способности,

• твердость характера,

• решительность,

• креативность.

Список может быть изменен в зависимости от состава группы и целей занятия. При необходимости ведущий дает пояснение значений этих качеств.

Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: «Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать». Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество.

Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого, какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.

На упражнение отводится – 20 минут.

После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков.

Перечень документации, предоставляемой в ДРУМЦ ПС СО
по случаю суицида

1. Городскими и районными отделами образования.

1.1. Информация по делу гибели учащегося

1.2. Приказ о назначении комиссии по расследованию причин суицида.

1.3. План (городских, районных) мероприятий по профилактике суицидального поведения учащегося.

2. Администрацией учреждений образования.

2.1.Докладная записка директора (завуча по ВР).

2.2.Приказ о создании комиссии по расследованию причин случившегося.

2.3.Акт служебного расследования по факту самоубийства.

2.4.Постановление по факту суицида.

2.5. Мероприятия по профилактике суицидального поведения (выписка из годового плана учреждения).

2.6. Протоколы педагогических составов и Советов Профилактики по проблеме.

3. Психологам.

3.1. Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

3.2. Результаты диагностической и коррекционно-развивающейся работы с ребенком.

3.3. Просветительские мероприятия, проводимые с классом (группой).

3.4. Схема организации профилактики суицидального поведения (в учебном заведении).

3.5. Мероприятия по предупреждению самоубийства (выписка из годового плана).

3.6. Информация о наличии ТД (телефон доверия), ПД (почты доверия) информационного уголка.

4. Классным руководителям.

4.1.Докладная записка.

4.2.Перечень мероприятий, проводимых с классом и индивидуальные занятия (пед. диагностика и предупреждения суицидальных тенденций).

4.3.Сведения о семье (отразить состав семьи):

- статус ребенка в семье;

- кто занимался воспитанием;

- семейные конфликты.

4.4. Характеристика на обучающегося (раскрыть особенности межличностных взаимоотношений с одноклассниками и взрослыми).

- статус ребенка в коллективе;

- участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях;

- состоял ли ребенок на внутри- и внешкольном учете;

- интерес к учебе, посещение занятий.

4.5. Табель успеваемости.

4.6. Выписка из плана воспитательной работы (мероприятия по профилактике суицида).

При разработке рекомендаций была использована следующая литература:

1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.

2. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).

3. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. Монография, Москва, издательство "Смысл", 2001. –132 с.

4. Шелехов И.Л, Каштанова Т.В., Корнетов А.Н., Толстолес Е.С. Суицидология: учебное пособие / И.Л.Шелехов, Т.В.Каштанова, А.Н.Корнетов, Е.С.Толстолес – Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. – 203 с.

5.Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г. Осухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

6. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. - Алматы: Казак университетi, 2001. – 172с.

7. Иванова-Кружкова Е.А. Проективные методики: "Линия жизни", "Прошлое. Настоящее. Будущее", "Изобразите гнев". Электронный ресурс: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/25/proektivnye-metodiki-liniya-zhizni-proshloe

8.Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.– М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).

9.ДжанеттРейнуотер. ЭТО В ВАШИХ СИЛАХ. Как стать собственным психотерапевтом. Москва, "Прогресс", 1992. – 240 с.

10.Хомик B.C. Психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего личности//Время деятельности личности. Черновцы: ЧГУ, 1991. С. 63-66

11.Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени//Актуальные методы в работе школьного психолога. М.: АПП СССР, 1991. С. 62-73.

12. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-ерапия детей и подростков.2-е стереотип, изд. – М.: «Когито-Цеитр», 2014. – 197 с.

13.Керрел С. Групповая психотерапия подростков. СПб., 2002. – 224с.

Наши рекомендации