Тема 2.2. Сотрудничество воспитателя, сотрудников и администрации ДО в построении эффективного взаимодействия
Тема 2.2. Сотрудничество воспитателя, сотрудников и администрации ДО в построении эффективного взаимодействия
План лекции:
1. Профессиональная этика общения.
2. Правила конструктивной обратной связи.
3. Толерантность в преодолении коммуникативных барьеров.
4. Стили общения и конфликты.
5. Стратегия поведения в конфликте.
6. Взаимодействие воспитателя с сотрудниками ДО: условия и технологические приемы установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
Цели:
-формирование знаний о формах, методах и приемах взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой
- формирование представлений о работе в коллективе и команде, взаимодействии воспитателя с руководством, коллегами и социальными партнерами
Время:6 часов
Литература:
1. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М., 2013. – 120 с.
2. Мириманова, М.С. Конфликтология [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.С. Мириманова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
3. Леготкина, С.В. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / С.В. Леготкина. – Ленинград.: Издательский центр Ленинградского социально- педагогического колледжа, 2014. – 71 с.
Правила конструктивной обратной связи
Для повышения конструктивности взаимодействия необходимо пользоваться правилами конструктивной обратной связи. Их в целом можно было бы свести к нескольким пунктам.
- Начинайте всегда с того, в чем вы совпадаете, в каких вопросах вы солидарны и понимаете друг друга; не ищите сразу те точки, которые вас разъединяют.
- Начинайте с позитивного высказывания о партнере, даже если чувствуете его неправоту в данный момент. Оставьте дверь между вами открытой. Это позволит взять инициативу в свои руки и повернуть назревающий или начавшийся конфликт в конструктивное русло. Например, если однокурсник одолжил у вас тетрадь и вовремя ее не вернул, что привело к замечанию или даже потере балла во время сдачи предмета, начните с того, что хорошее сделал этот человек, или хотя бы признайте в нейтральной форме сам факт: «Петя, конечно, понятно, что человек может забывать, такое бывает, но на сей раз ты меня сильно подвел. Ты это понимаешь?»
- Любое критическое высказывание начинайте с искренней позитивной оценки партнера. Например: «Я тебя уважаю за многие хорошие качества — за твою верность в дружбе, надежность в делах, но...». Еще лучше изменить и вторую часть высказывания, которая содержит все же определенный упрек. Формулой такого высказывания могла бы быть такая: То и то хорошо, а вот это можно было бы еще добавить.
- Никогда не критикуйте личность, а говорите о конкретных делах или поступках. Если сказать человеку, что он плохой, глупый и т.д., — это будет апелляция к его личности и вызывет, скорее всего, только его раздражение; если же сказать, что он поступил плохо или глупо, то это обращение к его поступкам. Поступки можно подвергать сомнению, а личность — нет.
В самом начале конфликта желательно дать возможность как можно полнее высказать друг другу то, что чувствуете. Обратите внимание, это будут Я-высказывания, а не обвинения или Ты высказывания. Это снимает эмоциональный накал, позволяя «выпустить пар», и человек успокаивается. Взаимное выражение чувств может в таком случае создать условия для конструктивного обмена мыслями и поиска решений.
Стили общения и конфликты.
Стиль общения проявляется в манере говорить, слушать других людей, в отношении к другому человеку, часто не такому, как ты сам, в умении руководить, управлять другими людьми. В конфликтных ситуациях стиль общения может играть весьма важную роль.
В 1930-е гг. К. Левин выделил три основных стиля авторитарный, демократический и попустительский. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.
Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного человека. Он единолично принимает решения, жестко определяет всю деятельность группы, не давая другим возможности проявить инициативу. Контроль целиком основан на силе и власти такого человека, который пресекает всякую критику в свой адрес.
Демократический стиль связан с децентрализацией власти и стремлением распределить равномерно права и обязанности. Человек с таким стилем общения согласовывает свои позиции при выработке общих решений, передает некоторые функции и полномочия, всячески стимулируя инициативу каждого члена группы. Деятельность контролируется не только властью руководителя, но и самим коллективом.
Попустительский (либеральный) стиль руководства характерйзуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Обычно дела он пускает на самотек, действуя только тогда, когда оказывают давление либо сверху, либо снизу. Склонен к уговорам, налаживанию личных контактов. Критику выслушивает и соглашается с ней, ничего не предпринимая. Ни один стиль не может считаться универсальным, применимым в любых ситуациях, поэтому важно владеть разными стилями, пользоваться ими в зависимости от обстоятельств.
Толерантность как установка и личностное качество позволяет не ограничивать себя каким-то одним стилем взаимодействия, а использовать в зависимости от обстоятельств любой, следуя при этом важным принципам.
1. Конфликты в межличностных отношениях неизбежны, поэтому необходима компетентность в общении и конфликтологическая грамотность.
2. Ориентация на диалог, взаимодействие, которое позволит прояснить и уточнить позиции.
3. Необходимо отказаться от насилия, принуждения, придерживаясь убеждения, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, учитывать разные факторы.
4. Отказ от категоричности суждений, гибкость и стремление понять иную точку зрения при сохранении своей позиции.
5. Открытость общения. Никому не нравится, когда им манипулируют, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем- то подловить.
6. Способность принять другого таким, какой он есть, что вовсе не требует одобрения любого поступка. Но безучастное, безразличное отношение к человеку, подчеркивание дистанции вызывают недоверие.
7. Безоценочное отношение к личности, которое предполагаете отказ от оценок, обращенных к личности («Ты плохой, черствый, умный, глупый и т.д.), отказ от навешивания ярлыков (тупица, двоечник, прогульщик).
Тема 2.2. Сотрудничество воспитателя, сотрудников и администрации ДО в построении эффективного взаимодействия
План лекции:
1. Профессиональная этика общения.
2. Правила конструктивной обратной связи.
3. Толерантность в преодолении коммуникативных барьеров.
4. Стили общения и конфликты.
5. Стратегия поведения в конфликте.
6. Взаимодействие воспитателя с сотрудниками ДО: условия и технологические приемы установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
Цели:
-формирование знаний о формах, методах и приемах взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой
- формирование представлений о работе в коллективе и команде, взаимодействии воспитателя с руководством, коллегами и социальными партнерами
Время:6 часов
Литература:
1. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М., 2013. – 120 с.
2. Мириманова, М.С. Конфликтология [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.С. Мириманова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
3. Леготкина, С.В. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / С.В. Леготкина. – Ленинград.: Издательский центр Ленинградского социально- педагогического колледжа, 2014. – 71 с.