Виды стимулирования персонала в организации
Понятие «стимул» произошло от латинского «stimulus» – остроконечная палка, которой в древности погоняли животных. Стимулирование – это воздействие на поведение сотрудника с помощью изменения внешних условий (обычно – наград и наказаний).
Выделяют два вида стимулирования: материальное и нематериальное. На границе этих двух видов находятся так называемые статусные отличия – те стимулы, которые получает сотрудник, занимающий определенное положение в организации (например, отдельный кабинет, персональный автомобиль, мобильный телефон).
Материальное стимулирование включает денежную компенсацию и систему льгот, которые предоставляет организация своим сотрудникам. При описании системы материального стимулирования часто используют понятие компенсационного пакета.
Компенсационный пакет документально представляет собой ряд положений об оплате труда и премировании, а также перечень льгот для сотрудников компании, разрабатываемый организацией самостоятельно на основе ее социально-экономического положения.
Основное значение системы компенсаций заключается в том, чтобы стимулировать эффективное производственное поведение сотрудников, направив его на достижение стоящих перед ней стратегических задач, иными словами, соединить материальные интересы работника со стратегическими целями организации. Это определяет цели системы компенсации.
1.Привлечение персонала в организацию– система компенсаций должна быть конкурентоспособной применительно к той категории работников, которые требуются организации.
2. Сохранение (стабилизация) сотрудников в организации – в случае, когда вознаграждение в организации не соответствует тому, что предлагает рынок труда, сотрудники могут начать покидать ее.
3. Стимулирование производительного поведения – вознаграждение должно ориентировать работников на те действия, которые необходимы организации.
4. Контроль за издержками – продуманная система компенсации позволяет организации контролировать и эффективно управлять затратами на оплату труда сотрудников, обеспечивая при этом их стабильность.
5. Административная эффективность и простота– система компенсации должна быть, с одной стороны, хорошо понятна каждому сотруднику организации, с другой стороны, не требовать значительных материальных и трудовых ресурсов для ее нормального функционирования.
6. Соответствие требованиям законодательства.
До середины XX столетия руководители организаций сами создавали системы компенсаций, основываясь преимущественно на собственном опыте и здравом смысле. В Советском Союзе существовала единая тарифная сетка, в соответствии с которой работник, имеющий ту или иную квалификацию и стаж, получал заработную плату. Во всем мире по мере развития управленческой науки и появления консультационных компаний, специализирующихся в области организации труда и заработной платы, процесс создания систем вознаграждений стал более систематизированным и единообразным. К началу 1970-х годов во всех индустриально развитых и во многих развивающихся странах сложилась модель, которую часто называют традиционной системой компенсаций.
Традиционная система компенсаций предусматривает, что вознаграждение, получаемое сотрудником от организаций, складывается из двух элементов – основного (заработной платы или оклада) и дополнительного (льгот) и остается постоянным в течение определенного, достаточно продолжительного промежутка времени.
Заработная плата – это денежное вознаграждение, периодически выплачиваемое организацией сотруднику за выполнение возложенных на него обязанностей. В рамках традиционной системы вопрос о величине заработной платы решается через сопоставление относительной (внутри организации) ценности каждого рабочего места и его абсолютной (рыночной) ценности, и на этой основе создается система должностных окладов.
В дополнение к заработной плате современные организации предоставляют своим сотрудникам значительное количество льгот (в зависимости от организации, страны, отрасли льготы могут составлять до 50% и более совокупного дохода работников). К числу льгот относятся все дополнительные предоставляемые организацией услуги или материальные блага, имеющие для организации денежный эквивалент. К ним относятся медицинское страхование, страхование жизни, бесплатное питание, дополнительный отпуск, путевка в санаторий и т.д.
Одной из наиболее сложных задач при использовании переменной заработной платы является выбор основания для ее начисления. Такая система будет действительно стимулирующей только в. том случае, если сотрудник реально сможет оказывать влияние на основание, которое используется для начисления ему заработной платы. Менеджер по продажам может получать дополнительно деньги в зависимости от стоимости реализованной им продукции, но гораздо труднее решить, что может быть основанием для начисления переменной заработной платы диспетчеру или секретарю, Именно поэтому такие категории работников чаще всего получают постоянный оклад.
Особое значение при выборе той или иной системы заработной платы имеют психологические особенности работника. Более консервативные, тревожные, не склонные к риску люди предпочитают получать постоянную заработную плату. В то же время сотрудники с высокой степенью интернальности, эмоционально устойчивые, способные к риску, будут заинтересованы в том, чтобы большая часть их денежной компенсации была переменной, и размер ее зависел от их усилий.
Развитие общества, повышение уровня благосостояния приводит к тому, что на первое место в решении задачи мотивирования персонала выходят нематериальные стимулы. Для осуществления нематериального стимулирования менеджеры должны иметь психологические знания, хорошо разбираться в мотивации каждого сотрудника, так как эффективность использования нематериальных стимулов напрямую зависит от степени индивидуализации подхода.
Ниже приведен перечень некоторых действий, которые могут быть реализованы в организации для удовлетворения трех групп потребностей по классификации А.Маслоу.
Социальные потребности
· Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
· Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
· Проводите с подчиненными периодические совещания.
· Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
· Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
Потребности в уважении
· Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
· Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
· Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
· Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
· Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
· Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
· Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
Потребности в самовыражении
· Обеспечиваете подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
· Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
· Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
Система мотивации и стимулирования персонала должна строиться с опорой на стратегию организации и обеспечивать успешную реализацию поставленных целей и задач.
Контрольные вопросы к теме №7