Лекция 5. Культура общения и особенности ее проявления в деятельности руководителя
Основные понятия:
Не позволяй своему языку опережать свою мысль.
Сократ
Сущность и содержание культуры общения руководителя
Руководитель должен стремиться достичь такого уровня общения, который обеспечивал бы ему полное взаимопонимание с людьми, что возможно лишь при высокой культуре общения.
Культура общения руководителя– это такой уровень развития его коммуникативных качеств, который позволяет эффективно и компетентно выстраивать взаимоотношения с людьми в процессе профессиональной деятельности [17].
По своему содержанию культура профессионального общения руководителя может быть представлена следующими структурными компонентами:
· мотивационно-целевым;
· познавательным;
· информационным;
· организационно-деятельностным.
Мотивационно-целевой компоненткультуры общения характеризует ее мотивационную сторону, элементы которой – положительные мотивы и установки общения, отношение к окружающим, умение привлекать к себе людей, общительность и коллективизм, справедливость и доброжелательность.
Познавательный компонентвключает умение адекватно воспринимать и познавать поведение других людей; войти в образ партнера по общению и почувствовать его социально-психологическое состояние; наблюдать и понимать не только слова, но и мимические и жестовые сигналы собеседника; быть услышанным и понятым другими.
Информационный компонентпредполагает умение точно выражать свои мысли, чувства и отношения с помощью не только речевых, но и неречевых средств общения.
Организационно-деятельностный компонентхарактеризует деятельную сторону культуры общения руководителя, связанную с взаимодействием людей, с организацией их совместной работы. В качестве структурных элементов в этот компонент входят: умение выбирать по отношению к каждому такую форму общения, которая наилучшим образом отвечала бы его индивидуальным особенностям; требовательность к себе и другим в сочетании с уважением, чуткостью, принципиальностью; умение правильно воспринимать и учитывать критику, перестраивая свою деятельность в соответствии с ней.
Для каждого руководителя характерен определенный уровень культуры общения, во многом зависящий от степени развития коммуникативных качеств личности. К таким качествам относятся: уважительность, доступность, привлекательность, внимательность, справедливость, дипломатичность, доброжелательность и др. Формирование этих качеств – важнейшая задача каждого руководителя.
Таким образом, культура общения руководителя подразумевает такой уровень развития его коммуникативных качеств и навыков, который позволяет ему эффективно взаимодействовать с людьми. Она проявляется в конкретных коммуникативных управленческих действиях. Иметь высокий уровень культуры общения для руководителя означает в совершенстве владеть навыками осуществления конкретных коммуникативных действий. Он должен уметь:
· в ситуациях делового общения ставить перед собой комплексные цели и осмысливать полученные результаты;
· продумывать сценарии возможного поведения людей в сложных и экстремальных ситуациях общения;
· выстраивать взвешенную стратегию выхода из конфликтных ситуаций;
· строить социально ориентированное общение с подчиненными и деловыми партнерами;
· правильно выстраивать личностно ориентированное общение с подчиненными и деловыми партнерами;
· эффективно использовать все средства психологической защиты от уловок-манипуляций, используемых партнерами по общению;
· грамотно вести спор, дискуссию и диалог, умело располагать к себе разных по возрасту, статусу, социальному положению партнеров по общению;
· взвешенно и разумно вести переговоры;
· одерживать победу в споре;
· заинтересовывать и при необходимости располагать к себе собеседников;
· общаясь с людьми, грамотно и тактично излагать свои мысли, свободно используя все средства языка и проявляя высокую культуру речи (в ее лексическом, фонетическом и грамматическом аспектах);
· правильно выстраивать и психологически оптимизировать общение с представителями СМИ, государственных и общественных организаций;
· профессионально критиковать своих подчиненных, используя при этом приемы конструктивной критики;
· эффективно выстраивать деловые и субординационные взаимоотношения с начальниками, подчиненными, коллегами по службе;
· создавать здоровые морально-нравственные отношения в коллективе, побуждать коллег к безупречному исполнению их служебных обязанностей;
· во всех ситуациях делового общения соблюдать этикет и нравственные нормы поведения.
Культура общения руководителя наглядно проявляется в сфере межличностного общения. Высокая коммуникативная культура и компетентность руководителя подразумевают овладение конкретными навыками взаимодействия с людьми, такими как умение:
· эффективно устанавливать первоначальный контакт с собеседником, используя при этом эффект первого впечатления;
· ориентироваться в ситуациях общения, наблюдать и оценивать собеседника;
· не только слушать, но и слышать своего собеседника, используя технологию профессионального слушания;
· не просто смотреть на собеседника, но видеть в нем даже то, что скрыто от наблюдения, т.е. выявлять его истинные намерения и мотивы поведения;
· владеть словом, голосом, интонацией, ясно излагать свои мысли, искусно побуждать, а при необходимости бесконфликтно склонять или принуждать собеседника принять свою точку зрения;
· профессионально управлять разговором с помощью правильно сформулированных отрытых, закрытых, информационных, зеркальных вопросов;
· быстро распознавать и эффективно нейтрализовыватъ всевозможные уловки-манипуляции, используемые партнерами по общению;
· искусно вовлекать оппонента в совместную выработку решения;
· убеждать партнера по общению;
· искусно преодолевать фонетический, стилистический и логический барьеры недопонимания в разговорном общении;
· используя сигналы, подаваемые глазами и мимикой собеседника, узнавать его истинное психическое состояние;
· понимать больше, чем произнесено партнером по общению, используя знание о языке жестов и телодвижений;
· управлять инициативой, дистанцией в межличностном общении, располагая тем самым к себе собеседника и подводя его к нужному выводу.
Это лишь неполный перечень тех коммуникативных знаний и навыков, которыми в совершенстве должен владеть руководитель, выполняя свои повседневные служебные обязанности.