Тема 5.3. Психодиагностика в спорте

Название самостоятельной работы: «Основы психорегуляции в физкультурной и спортивной деятельности»

(6ч)

Учебная цель:познакомиться с основами психорегуляции в физкультурной и спортивной деятельности

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+

Студент должен

уметь: применять знания по психологии при решении педагогических задач;

- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

знать: - возрастную периодизацию, возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании, в том числе при организации физкультурно-спортивной деятельности;

- психологическое значение возрастно-половых факторов в физической культуре и спорте; - основы спортивной психодиагностики;

- механизмы развития мотивации физкультурно-спортивной деятельности;

- влияние спортивной деятельности на психологическое состояние личности и коллектива (команды);

Задания для самостоятельной работы:

Задание:

1. Составьте схему классификации методов психорегуляции.

2.Подготовьте презентацию об одном из методов гетерорегуляции или ауторегуляции.

3.Составьте методическую копилку психологических игр и упражнений (15-20 шт.), направленных на гетеро-и ауторегуляцию.

Методические указания:

1. При подготовке к занятию проработайте основные понятия данной темы.

2. Для систематизации методов психорегуляции классификацию лучше представить в виде схемы.

3. Подготовьте одно из упражнений, направленных на гетеро-или ауторегуляцию, для проведения на семинарском занятии

Форма контроля:проверка тетрадей.

Основная литература

1.Журавлев Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена: методическое пособие. –М.: Изд-во МКПЦН, 2009.

2.Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии методическое пособие / под общ. ред. В.А. Курашвили, А.Б. Стрельченко, И.А.Чегловой. –М.: Издательство «МедиаЛабПроект», 2008.

3.Психология физической культуры и спорта: учебник для студ.высш. учеб. заведений / А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Неопалов и др.; под ред. А.В. Родионова. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.

4.Психология физической культуры и спорта: учебник для студ.высш. учеб. заведени/ Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. –М.: Издательский центр «Академия», 2009.

5.Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в

современном спорте: методическое пособие. –М.: Изд-во МКПЦН, 2010.

Дополнительная литература:

6.Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. –Одесса: Студия «Негоциант», 2004.

7.Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. Д.: Феникс, 2008.

8.Кретти Б.Д. Психология в современном спорте. –М.: Изд-во МКПЦН, 2009.

9.Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. –2-е изд., стер.. –М.: Издательский центр «Академия», 2004.

10.Педагогическое физкультуроно-спортивное совершенствование / Под ред. Ю.Д. Железняка. –М.: Академия, 2002.

11.Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пуни. -М., 1979.

12.Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. –М.: Академия, 2004

ГЛОССАРИЙ

Методические указания по самостоятельной работы по курсу

1. Приступая к изучению темы, познакомьтесь с ее наименованием и содержанием по программе курса.

2. По плану занятия к данной теме познакомьтесь с целями изучения, списком литературы, с заданиями на самостоятельную работу и вопросами для обсуждения.

3. Основу самостоятельной работы составляет работа с учебной и справочной литературой. Каждая тема предполагает инициативу в подборе литературы, постоянное пополнение списка (картотеки) изученной литературы. Изучение темы начните с психологического словаря, раскрывающего содержание основных понятий, далее переходите к работе с учебниками и монографиями. Работая с учебниками, анализируйте авторский текст, выделяя главное, основное. Следует учитывать, что ни один учебник не содержит абсолютно полного изложения проблем, поэтому ориентируйтесь на несколько учебников.

4. Изучение каждой темы предполагает обращение к монографиям (авторским работам). Список вы найдете в пособии, а также после соответствующей главы учебника. Работая с литературой, необходимо научиться быстро прочитывать содержание, выделяя главные мысли и удачные примеры.

5. Работу над темой рекомендуется отражать в рабочей тетради или специальной папке. Рекомендуем иметь по каждой теме: подборку основных понятий темы, карту - информатор по теме (краткое на один лист схематичное изложение темы), выписки, конспекты.

6. В заключение работы необходимо ответить на контрольные вопросы по теме, а также самостоятельно сформулировать вопросы по изученному материалу.

8. Помните, что знания, получаемые при изучении курса “Психология”, не самоцель. Это инструмент анализа и оценки психических явлений. Старайтесь находить прикладные аспекты применения ваших знаний, учитесь с их помощью объяснять различные жизненные явления и факты.

Рекомендации по конспектированию текста

1) Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;

2) Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;

3) Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;

4) В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;

5) Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;

6) Располагайте абзацы «ступеньками», применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.

Наши рекомендации