Тема 5.3. Психодиагностика в спорте
Название самостоятельной работы: «Основы психорегуляции в физкультурной и спортивной деятельности»
(6ч)
Учебная цель:познакомиться с основами психорегуляции в физкультурной и спортивной деятельности
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+
Студент должен
уметь: применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
знать: - возрастную периодизацию, возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании, в том числе при организации физкультурно-спортивной деятельности;
- психологическое значение возрастно-половых факторов в физической культуре и спорте; - основы спортивной психодиагностики;
- механизмы развития мотивации физкультурно-спортивной деятельности;
- влияние спортивной деятельности на психологическое состояние личности и коллектива (команды);
Задания для самостоятельной работы:
Задание:
1. Составьте схему классификации методов психорегуляции.
2.Подготовьте презентацию об одном из методов гетерорегуляции или ауторегуляции.
3.Составьте методическую копилку психологических игр и упражнений (15-20 шт.), направленных на гетеро-и ауторегуляцию.
Методические указания:
1. При подготовке к занятию проработайте основные понятия данной темы.
2. Для систематизации методов психорегуляции классификацию лучше представить в виде схемы.
3. Подготовьте одно из упражнений, направленных на гетеро-или ауторегуляцию, для проведения на семинарском занятии
Форма контроля:проверка тетрадей.
Основная литература
1.Журавлев Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена: методическое пособие. –М.: Изд-во МКПЦН, 2009.
2.Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии методическое пособие / под общ. ред. В.А. Курашвили, А.Б. Стрельченко, И.А.Чегловой. –М.: Издательство «МедиаЛабПроект», 2008.
3.Психология физической культуры и спорта: учебник для студ.высш. учеб. заведений / А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Неопалов и др.; под ред. А.В. Родионова. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4.Психология физической культуры и спорта: учебник для студ.высш. учеб. заведени/ Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. –М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5.Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в
современном спорте: методическое пособие. –М.: Изд-во МКПЦН, 2010.
Дополнительная литература:
6.Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. –Одесса: Студия «Негоциант», 2004.
7.Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. Д.: Феникс, 2008.
8.Кретти Б.Д. Психология в современном спорте. –М.: Изд-во МКПЦН, 2009.
9.Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. –2-е изд., стер.. –М.: Издательский центр «Академия», 2004.
10.Педагогическое физкультуроно-спортивное совершенствование / Под ред. Ю.Д. Железняка. –М.: Академия, 2002.
11.Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пуни. -М., 1979.
12.Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. –М.: Академия, 2004
ГЛОССАРИЙ
Методические указания по самостоятельной работы по курсу
1. Приступая к изучению темы, познакомьтесь с ее наименованием и содержанием по программе курса.
2. По плану занятия к данной теме познакомьтесь с целями изучения, списком литературы, с заданиями на самостоятельную работу и вопросами для обсуждения.
3. Основу самостоятельной работы составляет работа с учебной и справочной литературой. Каждая тема предполагает инициативу в подборе литературы, постоянное пополнение списка (картотеки) изученной литературы. Изучение темы начните с психологического словаря, раскрывающего содержание основных понятий, далее переходите к работе с учебниками и монографиями. Работая с учебниками, анализируйте авторский текст, выделяя главное, основное. Следует учитывать, что ни один учебник не содержит абсолютно полного изложения проблем, поэтому ориентируйтесь на несколько учебников.
4. Изучение каждой темы предполагает обращение к монографиям (авторским работам). Список вы найдете в пособии, а также после соответствующей главы учебника. Работая с литературой, необходимо научиться быстро прочитывать содержание, выделяя главные мысли и удачные примеры.
5. Работу над темой рекомендуется отражать в рабочей тетради или специальной папке. Рекомендуем иметь по каждой теме: подборку основных понятий темы, карту - информатор по теме (краткое на один лист схематичное изложение темы), выписки, конспекты.
6. В заключение работы необходимо ответить на контрольные вопросы по теме, а также самостоятельно сформулировать вопросы по изученному материалу.
8. Помните, что знания, получаемые при изучении курса “Психология”, не самоцель. Это инструмент анализа и оценки психических явлений. Старайтесь находить прикладные аспекты применения ваших знаний, учитесь с их помощью объяснять различные жизненные явления и факты.
Рекомендации по конспектированию текста
1) Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;
2) Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;
3) Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;
4) В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;
5) Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;
6) Располагайте абзацы «ступеньками», применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.