Основные стадии социализации личности

Выделяют несколько стадий социализации личности.

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает соци­альный опыт — адаптируется, приспосабливается и подражает).

2. Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). В этот период появляется желание выделить себя среди других, прояв­ляется критическое отношение к общественным нормам поведе­ния. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самооп­ределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчи­востью. В целом, юношеский возраст характеризуется как устойчиво кон­цептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчи­вые свойства личности.

3. Стадия интеграции. Проявляется желание найти свое место в обществе, « вписаться» в общество. Интеграция проходит благополучно но, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:

· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаи­модействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

· изменение себя, чтобы "стать как все";

· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелос­ти человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроиз­водит социальный опыт за счет воздействия через свою деятель­ность на среду.

5. Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой воз­раст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство со­циального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Таким образом, на протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы, демократизации в нашем обществе создают благопри­ятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека.

5. Я – КОНЦЕПЦИЯ

"Я - концепция" - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Или, как еще говорят психологи "Я - концепция" - это "теория самого себя".

Важно заметить, что" Я - концепция" является не статичным, а динамичным психологиче­ским образованием представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, социальных и прочих свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Динамический характер "Я-концепция" определяетсятем, что ееформирование, развитие и изменение обусловлены факторами внутреннею и внешнего порядка. «Я-концепция» формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные н неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование "Я-концепция".

Фундаментальное влияние на формиро­вание "Я-концепция" в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние оказывает сильное воздействие не только в период самой равней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) со­циальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии "Я- концепции" становится значение опыта социаль­ного взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вме­сте с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и затем в юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две основные модальности (формы) "Я - концепции":

· Я-реальную,

· Я-идеальную,

· Я-зеркальную.

При этом возможны и более частные виды "Я-концепции". Такой, например, является профессиональная "Я-концепция" личности, которая называется "Я-профессиональное". В свою очередь, профессиональная "Я-концепция", являясь частной формой, "Я-концепция" личности также может быть реальной и идеальной.

«Я-реальное» – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими людьми и их поведения по отношению к нему. Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реа­листична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, "какой я есть". Это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, представления о том, каков он есть на самом деле.

«Я-идеальное» – совокупность представлений о том, каким человеку хочется быть или кем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Фактически идеальная "Я - концепция" (как идеальное "Я"). Это представление личности о себе в соответствии со своими желаниями ("каким бы я хотел быть").

«Я-зеркальное» – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Конечно, реальная и идеальная "Я-концепция" не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной "Я-концепция" может приводить к различным негативным, так и к позитивным следствиям.

Например, с одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" мо­жет стать источником серьезных внутриличностных конфликтов.

С дру­гой стороны, несовпадение реальной и идеальной "Я-концепция" является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.

Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его самой личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения "Я - реального" и "Я-идеального", особенно в подростко­вом и юношеской возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная "Я-концепция" в большинстве случаев (как статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики из­мерения адекватности самооценки.

Выделяют три компонента Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом Я". Составляющими "Образа Я" являются: Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом. Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности, о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях). Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка итд), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях итд.

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.

6. "Я-КОНЦЕПЦИЯ" И САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ

Представляет интерес специально рассмотреть два понятия "Я-концепция" и самооценка личности. Несмотря на очевидную близость, психологические понятия само­оценки и "Я-концепция" имеют отличия. "Я-концепция" представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Хотя, ко­нечно, та или иная часть "Я-концепция" может быть окрашена положи­тельно или отрицательно.

Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные ка­чества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его "Я-концепция", но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане.

В случае же самооценки те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности. При этом субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане с другими, как лучшего или наоборот как худшего. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим - в негативном (и тогда они понижают самооценку).

Важно отметить, что поскольку самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Причем, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет па формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.

Например, известно, что самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и деадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость данных о

самооценке с асоциальным поведением несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и девиантным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя - завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке подростков - делинквентов, да и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что неадекватная завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций, которая в определенных условиях способствует проявлению девиантного поведения,

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. В ряде следовании показано, что у молодых преступников из тех, кто попал в круг внимания общественных организаций, занимающихся "трудными" подростками "Я-концепция" отрицательная. В работах этого направления считается, что неблагоприятная "Я-концепция" (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют (Х. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной "Я-концепция".

1. Снижение самоуважения и часто как следствие - социальная деградация агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

Рассматривая эту проблему и создавшееся противоречие можно полагать, что главное в самооценке подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоречии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане оценка их внешняя оценка ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватно). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению личности подростка.

Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей лич­ности. В некоторых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, по А. Маслоу).

Блокирование реализации этой потребности даже рассматривается автором концепции общего адаптационного синдрома Г.Селье в качестве мощного фактора. В связи с этим он подчеркивал, что человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех других факторов способствует стрессу.

Очевидно, все сказанное справедливо для личности подростка-юноши в большей степени, чем для взрослых. Здесь необходимо учитывать характерные для этого возраста кризиса идентичности и острого его переживания.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социу­ме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаменталь­ных потребностей - потребность в уважении, развивается резкое ощу­щение личностного дискомфорта. Личность не может пребывать посто­янно в состоянии острого дискомфорта и дистресса, поэтому подросток не мо­жет не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка долж­на найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из рас­пространенных путей решения этой проблемы является переход подро­стка в группу, в которой оценка окружающими личности подростка является адекватной самооценке или даже превосходит ее.

В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от при­надлежности к группе. Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.

Однако, группа, в которую переходит подросток, может иметь раз­личную ориентацию и различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования, контрнормативность ценно­стей является характерной чертой групп подростков-делинквентов.

Описанный путь снятия противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. Это будет про­исходить лишь в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей.

Данный механизм или концепция пускового механизма делинкветности позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из "нехорошей" компании. По существу, такие попытки обречены априори на провал, так как за ними стоит негативное психологическое следствие для личности. Подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а также и даже, может быть, в первую очередь, оттор­гающую его) группу. Существует, следовательно, лишь один эффективный путь решить это психологическое противоречие. Необходимо не пытаться вырвать подростка из одной группы, а, наоборот, необходимо "подставить" ему вместо этой асоциальной группы, другую группу просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоминать при этом, иная новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила бы в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Рассмотренный здесь подход объясняет и те, казалось бы, парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях действительно переход личности в данную группу не сопровождается повышением оценки личности группой. Однако в этом случае принадлежность к асоциальной группе позволяет удовлетворить потребность внешнем подтверждении самооценки за счет подростков. Работает модель: внутри группы - "шестерка", но для посторонних подростков - "авторитет". В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающих и подчиняющей других подростков – не являющихся членами группы.

Наши рекомендации