Особенности научной и житейской психологии

Любой человек, в процессе жизни приобретает те или иные житейские пред­ставления о психологии. Понятно, что, чем больше лет прожил человек, тем боль­шими житейскими знаниями он обладает. Не случайно, на Кавказе так уважают ста­рейшин. Разумеется, научная психология отличается от житейской психологии. По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, эти отличия и соотношение проявляется и следующем:

1. В отличие от научных, житейские знания более конкретны, они приурочены, как правило, к конкретным ситуациям, научная же психология стремится к обобще­ниям, позволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы;

2. Житейские психологические знания обычно носят интуитивный характер, ко­торые приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные знания – более ра­ционально и осознаны;

3. Житейская психология в отличие от научной имеет ограниченные возможности для передачи информации, так как житейский опыт — конкретный и интуитивный;

Научная психология располагает уникальным фактическим материалом, недос­тупным ни одному носителю житейской психологии;

5. В научной психологии, в отличие от житейской психологии, используется более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения психологического знания.

Место психологии в системе наук

Современная психология нахо­дится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими на­уками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей. Объ­ясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением кото­рого занимаются названные науки, но в других аспектах.

Известно, что фи­лософия и ее составная часть — теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук акад. Кедрова (рис. I) психология занимает централь­ное место как продукт всех других наук, но и как возможный источник их формирования и развития. Из классификации акад. Кедрова также следует, что психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Особенности научной и житейской психологии - student2.ru

Рис. Психология в системе наук.

Бли­зость психологии к этим наукам, даже наличие отраслей, разрабаты­ваемых совместно с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психо­логия сохраняет свой предмет исследования, свои теоретиче­ские принципы, свои пути изучения этого предмета.

Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психоло­гов всегда остается человек - главное действующее лицо ми­рового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, воо­ружают его, творятся им, возникают и развиваются как чело­веческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психо­логических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

XX и XXI столетия характеризуются исклю­чительным по своему масштабу развити­ем производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики, освоением но­вых видов транспорта, работающих на сверхзвуковых скоро­стях, и т.д. Все это предъявляет огромные требования к пси­хике человека, имеющего дело с современной техникой. В промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле все большее значение приобретает учет так называемого психо­логического фактора, т.е. возможностей, заключенных в пси­хических познавательных процессах - восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности - особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т.п.

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

1.Понятие о предмете психологии.

2.Системная организация и многообразие психических явлений человека.

3.Предмет психологии в зарубежной психологической науке.

4.Предмет психологии и развитие отечественной психологии.

Наши рекомендации