Генезис психологических знаний

Генезис психологический – (греч. genesis ­– происхождение) термин, имеющий два значения: а) происхождение и развитие психики, б) происхождение и развитие любого конкретного психического явления (К.К. Платонов).

Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки. Следует отметить, что психология очень старая и совсем молодая наука и на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.

Слово «психология» многозначно. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология - наука о душе («психе» - душа, «логос» - учение, наука). Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология - учение о психике. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психологического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: « у него (у них) такая психология». При этом отметим, что не может наука отражать определенные свойства, поскольку у человека имеется психика, а психология – это наук о психике.

Известный советский психолог М.С. Роговин выделял три этапа становления психологии как науки. Это этапы: донаучной психологии, философской психологии и научной психологии.

Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают:

o личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим собой;

o общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение.

Такое знание не систематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание.

Философская психология – знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом размышления по аналогии. На уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно. Термин «психология» впервые появился в научном обиходе в XVIII века в кни­гах немецкого философа Х.. Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Если первоначально он относился к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX века в сферу исследований психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.

В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Самостоятельной же она стала в XIX в., когда в данную науку был введен эксперимент и усовершен­ствованы методы исследования. Обычно появление психологии ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии немецкий исследователь В.Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как экспериментальную. Однако сам В.Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Основанная В.Вундтом в конце XIX в. в Лейпциге экспериментальная психологическая лаборатория (позже Институт экс­периментальной психологии) положила начало новой экспериментальной ветви психологии.

Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы). Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

Психология в своем развитии прошла следующие этапы:

1. Этап - психология как наука о душе.

Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явле­ния в жизни человека.

2. Этап - психология как наука о сознании.

Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3. Этап - психология как наука о поведении.

Возникает в XX веке. Задача психологии в этот период – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реак­ции человека. При этом мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

4. Этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявле­ния и механизмы психики.

Таблица

Основные этапы развития психологии

  1 этап   Психология как наука Сам термин «Психология» (псюхе – душа, логос – наука) появилось более 2000 лет тому назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека В научном употреблении термин «психология» появился впервые в ХУ1 в. Первоначально термин «психология» относился к науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений.
  2 этап   Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность чувствовать и думать назвали сознанием. Основной метод – наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  3 этап   Психология как наука о поведении Начинается с ХХ в. Психология – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поступки не учитывались
  4 этап Современный этап развития психологии: изучение факторов, закономерностей и механизмов психики Начинается со второй половины ХХ века

В завершении рассмотрения генезиса психологических знаний, отметим, что вечен интерес человека к себе. Человек обречен на поиск смысла жизни, заметил А. Эйн­штейн, ибо тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен.

Сегодня можно говорить о 4-х основных картинах мира:

«Нерасчлененный мир».Человек не отличал себя от мира, проблема души и тела была единой.

«Расчлененная картина мира».Для нее характерна попытка развести челове­ка и мир. Начиная с Платона (428-347 гг. до н.э.), различались две субстанции — душа и тело.

Человек каксубъект жизнедеятельности.Формирование ее есть результат стремления человека жить не только под влиянием обстоятельств, но и изменять их в своих интересах. Поэтому потребность в описании мира переросла в потребность в объяснении его и активном преобразовании.

Человек как приоритет природного мироздания.Это — картина мира зав­трашнего дня, системообразующий фактор мира — человек. Мир ноосферы, мир жизни человека.

Наши рекомендации